Татьяна Попова
Конспект занятия «Литературный калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Литературный калейдоскоп «Русские народные сказки»
Цель: продолжать развивать интерес к русской народной сказке как произведению устного творчества.
Задачи: 1. Расширять представления детей о многообразии художественных выразительных средств, помочь почувствовать красоту и выразительность языка литературных произведений;
2. Развивать чуткость к поэтическому слову, обогащать словарный запас;
3. Воспитывать ребенка способного испытывать сострадание к героям сказок, желание им помочь.
Публикация «Конспект занятия „Литературный калейдоскоп“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Оборудование: Бочка, герои сказок (игрушки, картины зказочных героев, магниты, доска, телевизор.
Предварительная работа: рассказывание и чтение русских народных сказок в средней, старшей группе «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый и масленый», «У страха глаза велики». Чтение скороговорок, чистоговорок. Разучивание пальчиковых игр: «Жила-была бабка», «Жил-был царь», «Сидели два медведя» и т. д.
Ход занятия
«Как не в море-океане,
Не на острове Буяне
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок
Мы замочек отопрем-
Сказку в гости позовем
Слушай, тихо и гляди
Сказки в гости приходи!»
Воспитатель: Послушав стихотворение, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (ответы детей).
«На игрушки посмотрите – героя сказки отыщите».
Воспитатель: А сейчас ребята того кого я вызову выберет одного героя сказки, назовет его и скажет в какой сказке он встречается.
В игровой среде размещаются игрушки изображающие сказочные персонажи (дед, бабка, лиса, кот, снегурочка и. т. д.) дети находят их, называют героев и сказку.
Воспитатель: Кто это? (ответы детей).
Воспитатель: Как называется эта сказка? Этот герой может встретиться в других сказках, кто знает поднимите руку и назовите их (индивидуальные ответы).
II часть «Заморочки из бочки от Бабы Яги»
Звучит музыка Бабы-Яги
Воспитатель: Ребятки, послушайте кто-то к нам пришел? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, нам баба-Яга отправила бочку, а в этой бочке заморочки. Она просим ей помочь исправить ошибки в названии сказок, она напутала название сказок, давайте ребята поможем ей!
Дети: Даа!
Воспитатель: А отвечать будем хором, чтобы нас Баба-Яга услышала, но только не кричать. Послушаем первую заморочку:
1. «Шурочка ряба» - «Курочка ряба».
2. «Шар птица» - «Жарь птица».
3. «Гусли лебеди» - «Гуси лебеди».
4. «Кепка» - «Репка».
5. «Полк и семеро козлят» - «Волк семеро козлят».
6. «Крот в сапогах» - «Кот в сапогах».
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли мы все вместе Бабке-Ежке.
III часть Сказочные задания (Ответы на экране)
Воспитатель: Баба Яга предлагает ответить на вопрос, кто быстрее и точнее (индивидуальный ответ). Послушайте:
1. Кто выгнал лису из заячий избушки (петух)
2. Как называется РНС, в котором один маленький домик приютил много зверят (теремок).
3. В чем тащил медведь Машу с пирожками (В коробке).
4. Что всегда побеждает в сказках? (добро).
5. Зловредная сказочная старуха? (Баба Яга) (Конец).
6. Как называют большой крупный хлеб в РНС (каравай).
7. В какой сказке, ее герои ходили каждый день за водой? У бабушки ведра были большие, у внучки поменьше, у курочки с огурчик у мышки с наперсток ….как называются. (У страха глаза велики).
Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. (дети становятся в круг)
Физкультминутка.
1. Жил – был царь
У царя был двор
На дворе был кол
На колу мочало
Его ветром качало
Не начать ли сказочку с начало?
2. Жила была бабка
Да жила у речки
Захотелось бабке
Искупаться в речке
И купила бабка
Мыло, да мочало
Это сказка хороша
Я начну с начала!
IV Игровое упражнение «Как помочь герою сказки?»
(индивидуальные ответы)
Воспитатель: А сейчас мы должны помочь герою сказки, послушайте (читаю вопросы, подумайте. Кто знает как помочь, поднимите руку.
1. Как можно было избежать беды Петушку в сказке «Кот, петух и лиса» (не слушаться лису, не выглядывать в окошко)
2. Как нужно было поступить лисе из сказки: «Лисичка – сестричка и серый волк, чтобы волк хвост не приморозил?» (могла угостить рыбкой, пригласить в гости).
3. Как можно изменить сказку, чтобы Снегурочки осталась жить у бабушки с дедушкой? Из сказки «Снегурочка» (не выходить из избушки, не прыгать через костер, отказаться, пойти с подружками в лес).
Итог
1. Так почему же сказки называются Русские Народные?
Кто придумал эти сказки? (народ).
С начало сказки не записывались они передавались из уст в уста (рассказывали).
2. Так чему нас учат герои народных сказок. (Трудолюбию, доброте, гостеприимству, умению быть благодарными).
Рефлексия
Ребята вам понравилось сегодняшнее занятие? (ответы детей, если вам понравилось на доске есть силуэт Бабы Яги и если вам понравилось то надо приклеить магниты красного цвета, синего цвета.
1 Ход занятия
«Как не в море-океане,
Не на острове Буяне
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок
Мы замочек отопрем-
Сказку в гости позовем
Слушай, тихо и гляди
Сказки в гости приходи!»
2. Воспитатель: Послушав стихотворение, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (ответы детей).
«На игрушки посмотрите – героя сказки отыщите».
Воспитатель: А сейчас ребята того кого я вызову выберет одного героя сказки, назовет его и скажет в какой сказке он встречается.
В игровой среде размещаются игрушки изображающие сказочные персонажи (дед, бабка, лиса, кот, снегурочка и. т. д.) дети находят их, называют героев и сказку.
Воспитатель: Кто это? (ответы детей).
Воспитатель: Как называется эта сказка? Этот герой может встретиться в других сказках, кто знает поднимите руку и назовите их (индивидуальные ответы).
3. «Заморочки из бочки от Бабы Яги»
Звучит музыка Бабы-Яги
Воспитатель: Ребятки, послушайте кто-то к нам пришел? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, нам баба-Яга отправила бочку, а в этой бочке заморочки. Она просим ей помочь исправить ошибки в названии сказок, она напутала название сказок, давайте ребята поможем ей!
Дети: Даа!
Воспитатель: А отвечать будем хором, чтобы нас Баба-Яга услышала, но только не кричать. Послушаем первую заморочку:
1. «Шурочка ряба» - «Курочка ряба».
2. «Шар птица» - «Жарь птица».
3. «Гусли лебеди» - «Гуси лебеди».
4. «Кепка» - «Репка».
5. «Полк и семеро козлят» - «Волк семеро козлят».
6. «Крот в сапогах» - «Кот в сапогах».
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли мы все вместе Бабке-Ежке.
4. Сказочные задания (Ответы на экране)
Воспитатель: Баба Яга предлагает ответить на вопрос, кто быстрее и точнее (индивидуальный ответ). Послушайте:
1. Кто выгнал лису из заячий избушки (петух)
2. Как называется РНС, в котором один маленький домик приютил много зверят (теремок).
3. В чем тащил медведь Машу с пирожками (В коробке).
4. Что всегда побеждает в сказках? (добро).
5. Зловредная сказочная старуха? (Баба Яга).
6. Как называют большой крупный хлеб в РНС (каравай).
7. В какой сказке, ее герои ходили каждый день за водой? У бабушки ведра были большие, у внучки поменьше, у курочки с огурчик у мышки с наперсток ….как называются. (У страха глаза велики). 5. Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. (дети становятся в круг)
Физкультминутка.
1. Жил – был царь
У царя был двор
На дворе был кол
На колу мочало
Его ветром качало
Не начать ли сказочку с начало?
2. Жила была бабка
Да жила у речки
Захотелось бабке
Искупаться в речке
И купила бабка
Мыло, да мочало
Это сказка хороша
Я начну с начала!
6. Игровое упражнение «Как помочь герою сказки?»
(индивидуальные ответы)
Воспитатель: А сейчас мы должны помочь герою сказки, послушайте (читаю вопросы, подумайте. Кто знает как помочь, поднимите руку.
1. Как можно было избежать беды Петушку в сказке «Кот, петух и лиса» (не слушаться лису, не выглядывать в окошко)
2. Как нужно было поступить лисе из сказки: «Лисичка – сестричка и серый волк, чтобы волк хвост не приморозил?» (могла угостить рыбкой, пригласить в гости).
3. Как можно изменить сказку, чтобы Снегурочки осталась жить у бабушки с дедушкой? Из сказки «Снегурочка» (не выходить из избушки, не прыгать через костер, отказаться, пойти с подружками в лес).
7. Итог
1. Так почему же сказки называются Русские Народные?
Кто придумал эти сказки? (народ).
С начало сказки не записывались они передавались из уст в уста (рассказывали).
2. Так чему нас учат герои народных сказок. (Трудолюбию, доброте, гостеприимству, умению быть благодарными).
Рефлексия
Ребята вам понравилось сегодняшнее занятие? (ответы детей, если вам понравилось на доске есть силуэт Бабы Яги и если вам понравилось то надо приклеить магниты красного цвета, синего цвета (ответ красный круг). Медведь:
Маша и медведь, Теремок, Колобок, Медведь и лиса, Три медведя, Медведь и пчела, Медведь и заяц,
Медведь липовая нога, Медведь и мужик, Медведь и солнце, Умка, "Мужик, медведь и лиса", Трям, здравствуйте., Краденное солнце.
Мышка:
Репка, курочка ряба. волк:
волк и семеро козлят, маша и медведь, жил- был пес, овца, лиса и волк, зимовье зверей, теремок, колобок, Как пёс с волком дружили, Лиса и волк.
Собака:
Репка, лисичка со скалочкой
Заяц:
Заяц-хваста, колобок, заяц и петух
лиса:
Колобок, Лиса и тетерев, Лиса и волк, Лиса и заяц, Лиса и журавль, Теремок, Лиса и дрозд, Лисичка со скалочкой, Кот, петух и лиса, Лисичка-кума, Лиса и гуси.
Курочка:
Лисичка сестричка, федорино горе Петух:
Лиса, заяц и петух, разные колеса, колосок