Елена Александровна Горенкова
Конспект занятия «Лесные обитатели» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Лесные обитатели» подготовительная группа
Цель: расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Задачи приоритетной образовательной области:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- развивать познавательный интерес к миру природы.
- обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;
- закреплять знания о временах года.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Речевое развитие:
- продолжать работу по совершенствованию диалогической речи, умение отвечать на вопросы воспитателя развернутым и полным предложением.
Словарная работа: чахнуть.
Художественно – эстетическое развитие:
- закрепить умение составлять несложные сюжетные композиции из готовых фигур, размещать их на заготовке;
- закрепить технику наклеивания в определенном порядке, пользоваться клеем, салфеткой.
- обращать внимание детей на красоту окружающего мира.
Социально – коммуникативное развитие:
-формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
- развивать навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Физическое развитие:
- способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей.
Методы:
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: демонстрация слайдов.
Организационные: эмоциональная завязка.
Практические: эксперимент.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: мультимедийное оборудование, пластмассовая птичка, 2 емкости с водой, пластмассовые стаканы, воронки по количеству детей, фильтры, вата, макет муравейника, макет камней, корзинка, картинки: птичка, березовые листочки, червячок, солнышко, клей, доски для клея, заготовки для аппликации.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент. Приветствие.
Слайд 1. (Звучит музыка. Дети заходят и встают полукругом).
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Меня зовут Наталья Сергеевна. Хочу с вами познакомиться. А поможет нам красивая, маленькая птичка. К кому она подлетит назовет свое имя. (Дети по очереди называют свои имена).
- А откуда к нам прилетела птичка?
- Где живут птички? (в лесу)
- Лес – это дом птиц, зверей и насекомых.
- Птичка приглашает нас посмотреть, как выглядит лес в разные времена года. Отправляемся в дорогу. А дорогу нам будет указывать наша птичка. (Несу птичку перед собой).
2. Основная часть.
Воспитатель: Вот мы с вами в лесу. Посмотрите, какая красота вокруг, пахнет лесом, птички поют, шумит листва.
- В какое время года мы попали?
Дети: весна
Слайд 2.
(Звучит сигнал SOS. Жалобная книга природы)
(ГОЛОС КНИГИ (аудиозапись)
Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились
Пересох в лесу ручей.
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи трели
Соловей нам не споет.
Воспитатель. Что случилось, чей это голос? (Ответы детей).
Воспитатель. Так это ведь Жалобная книга природы. Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к нам, за помощью.
Слайд 3.
(НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ МУРАВЕЙ).
Книга (голос аудиозапись)
Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Воспитатель: Чем мы можем помочь муравьям?
Дети: Камни снова на тропинку сложим.
Д / и «Тропинка».
Воспитатель: Дети, вам надо восстановить тропинку. Справитесь?
Дети восстанавливают тропинку.
Воспитатель: Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку по которой смогут ходить люди не затаптывая муравейник.
- А что могло произойти с муравьями, если бы мы не расчистили муравейник от камней?
Дети: они бы не смогли выползти поесть, попить и т. д.
Воспитатель: Вы знаете, еще бы они могли задохнуться, а знаете почему?
(ответы детей)
Воспитатель: А сейчас мы проверим это.
Эксперимент 1. Опыт с землей.
Воспитатель : Берем 2 емкости с водой и опускаем в одну горсть рыхлой почвы, а в другую поместим уплотненную почву. Проверяем в какой емкости оказалось больше пузырьков воздуха (наблюдаем).
Вывод: Отсюда следует, что в рыхлой почве больше воздуха, чем в уплотненной.
Воспитатель: Следует быть аккуратными, не затаптывать землю вокруг муравейника.
Слайд 4. (Картинка леса в летний период).
Воспитатель: Вот мы попали в другое время года. Какое? (лето).
Слайд 5. (Изображение речки).
Воспитатель: Среди полей и лесов окружённая травами да кустарниками, текла речка - чистая и прозрачная, со студёной водой.
- Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
Слайд 6. (Изображение грязной речки).
Сценка «Обитатели реки».
Слайд 7.
Жёлтая рыбка. Соседка, почему ты такая розовая?
Розовая рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод розовой. А ты почему такая фиолетовая?
Слайд 8.
Фиолетовая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нё м не было: и консервные банки и отходы. Вот и загрязнилась наша заводь. Что же нам дальше делать, как жить?
Воспитатель: Что же делать?
Дети: Помочь рыбкам. Очистить воду.
Воспитатель: А как снова сделать воду прозрачной?
Дети: Профильтровать.
Воспитатель: Что может, служить фильтром?
Дети: Использовать вату, уголь.
Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию, сейчас мы будем очищать воду от загрязнений.
Эксперимент 2. Опыт по очистке воды.
Воспитатель: Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку поместите фильтр. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в воронку.
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.
Воспитатель. Как изменилась прозрачность воды?
- Что, осталось на вате?
Дети: Частицы земли, песка.
Воспитатель. А что же делать заводам, чтобы они не загрязняли водоёмы? Дети: Строить очистительные сооружения.
Воспитатель: У нас остались еще фильтры. Мы отправим посылку директору завода, пусть он установит их у себя на заводе.
Отправляю посылку.
Воспитатель: А пока дойдет до адресата мы с вами повеселимся.
Физ. минутка.
Слайд. 9
Появляются рыбки.
Аудиозапись: Спасибо вам девочки и мальчики за посылку. Теперь вода в нашей речке стала чистой и прозрачной.
Воспитатель: Присядем, отдохнём и послушаем голоса птиц.
Слайд 10 (осенний лес и голоса птиц).
Воспитатель: А в какое время года мы сейчас попали?
Дети: Осень.
Воспитатель: Как вы узнали, что это осень?
Дети: На деревьях листья пожелтели.
Слайд 11. (Лес и сигнал sos).
Слайд 12. Берёза (голос).
Береза (аудиозапись). Ребята, за что же люди так меня обидели? Я так старалась порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить березовым соком. Мои березовые листочки и почки лечат от многих болезней. Мой белый ствол и кружевные листочки – радуют глаза свой красотой. А люди за это обломали мои ветки, изрезали мой ствол, а еще и подожгли его. Ох! Ох! Ох!
Воспитатель: Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем помочь деревьям – мы научим всех – и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес – ведь это чистый воздух и наше здоровье
Для нашей березки мы приготовили подарки
(дарим подарки, объясняя их значение) :
Воспитатель: Что мы подарим березке?
Дети: мы подарим дождевого червячка.
Воспитатель: Как он поможет березке?
Дети: Он сделает землю плодородной, и она будет кормить ее.
Воспитатель: Что еще мы подарим березке?
Дети: мы подарим ей птицу.
Воспитатель: Как она поможет березке?
Дети: Она будет ей другом и спасет от гусениц.
Воспитатель: Что еще мы подарим березке?
Дети: подарим ей солнышко.
Воспитатель: Как оно поможет березке?
Дети: Оно светит ярко – ярко, согреет ее, поможет листочкам окраситься в зеленый свет;
Воспитатель: Что еще подарим березке?
Дети: Подарим ей капельку воды, пусть она напоит и умоет ее.
Воспитатель: Что еще мы подарим березке?
Дети: подарим ей зеленые листочки – пусть их вырастет много-много; они будут шуметь, а мы придем послушать шум и спрячемся под ними от жаркого солнца;
Слайд 13. (Берёза)
Береза: Спасибо вам, добрые дети, за подарки, и научите других помогать природе.
Слайд 14. (Картинка зимнего леса).
Воспитатель: А в каком времени года мы сейчас оказались?
Дети: Зима
Слайд 15.
На экране появляется птичка.
Птичка (аудиозапись) : Зима холодная настала, кушать нечего нам стало.
Воспитатель: А как мы сможем накормить птичек?
Дети: изготовить кормушки.
Воспитатель: У меня есть кормушки, но мне нужна ваша помощь. Их нужно украсить.
Продуктивная деятельность. Дети украшают кормушки.
Воспитатель: вот эту кормушку я отправляю птичкам в лес.
- А эту вы повесите у себя на участке, чтобы птички не голодали зимой.
- Какие вы молодцы, накормили птичек.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Где мы с вами побывали? А как мы помогали обитателям леса?
Слайд 16. Посмотрите на экран – это правила поведения в природе. Назовите как нужно вести себя в лесу.
Спасибо за то, что вы помогли лесным обитателям, дарю вам эмблему защитника леса. Вы ребята молодцы! До свидания ребята, будьте здоровы и не забывайте оберегать природу!