Елена Чумичева
Конспект занятия «Лес. Кто главный в лесу?»
▼ Скачать + Заказать документы
в подготовительной к школе группе
по ознакомлению с миром природы
Тема занятия : «Лес. Кто главный в лесу? Пищевые цепочки».
Вид занятия : тематическое занятие, итоговое
Цель: Формирование представления детей о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга.
Задачи:
Темочки:
1) Образовательные: Уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга, закрепить умение составлять пищевые цепочки, закрепить понятия: «хищники», «травоядные», «всеядные».
Закрепить умение составлять маршрут, алгоритм, программировать «умную» пчелу.
2) Развивающие: развивать воображение, любознательность, память и мышление детей; повышать речевую активность детей; развивать умение отвечать на вопросы; развивать зрительное восприятие. Развивать смекалку, зрительную память, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
3) Воспитательные: воспитывать интерес к деятельности; вызывать эмоциональный отклик. Воспитывать доброжелательность. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Методы и приё мы обучения: пояснение, показ, похвала, рассматривание иллюстраций, художественное слово, сравнение, анализ, сюрпризный момент, игровая ситуация, дидактическая игра, создание ситуации успеха.
Образовательная программа: Основная образовательная программа дошкольного образования Детского сада № 25, Рабочая программа по освоению детьми 6-7 лет основной образовательной программы дошкольного образования Детского сада № 25 на 2021-2022 учебный год.
Учебные и методические пособия:
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2005.-240 с.
2. https://infourok.ru/konspekt-nod-pischevie-cepochki-dlya-podgotovitelnoy-gruppi-dou-let-3453209.html
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/04/27/pishchevye-tsepochki-v-lesu-podgotovitelnaya-gruppa
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/02/26/konspekt-zanyatiya-kto-v-lesu-glavnyy
5. https://www.art-talant.org/publikacii/44994-nod-ekologicheskie-cepochki-v-lesu-s-ispolyzovaniem-ikt
6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/06/04/konspekt-neposredstvennoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po
7. https://dohcolonoc.ru/conspect/5479-zanyatiye-kto-glavnyj-v-lesu.html
8. https://open-lesson.net/7082/
9. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatie-v-podgotovitelnoi-grupe-kto-glavnyi-v-lesu.html
10. https://urok.1sept.ru/articles/500417
Система средств обучения:
Демонстрационный материал:
Игрушки «Дикие животные», иллюстрации пищевых цепочек «Найди ошибку», поле для пчелы. Иллюстрации. СЕМА, что все в лесу взаимосвязано.
Раздаточный материал:
Картинки для двух команд для игры «Пищевая цепочка». Картинки с изображением диких животных на каждого ребенка
ТСО:
Телевизор. Аудиозапись. «Умная» пчела.
Воспитатель предлагает закрыть детям глаза и включает аудиозапись «Шум леса». (Пение птиц, шум деревьев). Чьи голоса, ребята, вы услышали?
А сейчас глаза пока не открывайте, а чтобы узнать, где мы с вами очутились, отгадайте загадку:
Город этот непростой, а дремучий и густой.
(Белки в нем живут и волки, в нем растут дубы и елки).
Правильно, ребята, мы с Вами очутились в лесу. Да не в простом, а сказочном, так как в нем круглый год лето.
А какие пословицы и поговорки вы знаете о лесе?
А на какие три основные группы делятся леса по составу?
Какие лиственные леса вы знает? Если растут одни березы, осины, дубы – как называют такие леса?
А назовите, пожалуйста, этажи или ярусы леса.
Ребята, не так просто мы попали с вами в лес. Нас попросил о помощи Лесовичок. Лесные жители затеяли спор: кто из них в лесу самый главный. Нам с вами необходимо помочь разрешить этот спор. Поможем?
Но я ВАС попрошу сразу не отвечать на вопрос, кто в лесу главный, а ещё раз удостовериться, что вы думаете правильно. А прежде, чем помочь лесным жителям, мы проверим наши знания. И за каждое правильное выполненное задание Лесовичок будет отправлять нам часть схемы. Если все задания выполним, верно, то с помощью этой схемы (когда мы ее соберем) сможем проверить правильно ли мы хотели разъяснить спор лесным жителям.
Итак, ребята, вы согласны?
Первое задание: «Кто живет в лесу?»
Назовите насекомых, которые обитают в лесу.
Ребята, мы с вами знаем, что пчелы, осы, муравьи живут большими семьями, а где они живут?
А какие птицы живут в лесу?
Какую пользу приносят птицы?
На какие две группы делятся птицы? (перелетные и зимующие).
Почему поздней осенью и зимой мы не слышим в лесу пение птиц?
Какую птицу называют лесным доктором, кто спасает деревья от жуков-короедов? (Дятла, он проделывает клювом дырочку в стволе, высовывает свой язычок, насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из-под коры).
Ребята, а как называют животных, которые живут в лесу?
Назовите, каких диких животных вы знаете?
А где мы можем увидеть картинки диких животных у нас в группе?
Где расположена картинка волка?
Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием, знаете лесных жителей. Лесовичок отправил нам первую часть схемы.
А чтобы выполнить второе задание я предлагаю сыграть с вами в игры:
ИГРА «Кто, что делает зимой?»
Некоторые животные на зиму впадают в спячку. Я предлагаю вам поиграть, вставайте со стульев, слушай внимательно, если я назову животных, которые спят зимой, вы присаживаетесь, закрываете глаза и «спите», если назову животное, которое не впадает в спячку, вы изображаете повадки этого животного. Будьте внимательны. (еж, волк, заяц, барсук, лиса, медведь, хомячок, белка)
Молодцы, вы знаете, кто спит зимой это ежи, барсуки, медведи, хомячки.
Игра «Кто, где живет?» (Игра с мячом в кругу).
Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду вам бросать мяч и называть дикое животное, а вы мне его кидать обратно и называть жилище этого животного».
Игра «Чей хвост и чей детеныш?»
(Картинки на экране телевизора).
Молодцы, ребята, и со вторым заданием вы справились: знаете, кто, где живет, детенышей диких животных, и кто из животных впадает в спячку. Лесовичок отправил нам вторую часть схемы.
Третье задание – это составить пищевые цепочки. Но прежде, чем выполнить это задание, мы с вами вспомним: на какие группы делятся животные по способу питания? И что такое «пищевая цепочка»? Из чего она состоит?
Игра «Найди свою шеренгу»
Каждому ребенку вручается картинка с диким животным, он должен определить, к какой группе это животное относится.
(Воспитатель показывает «сигнальные» карточки определенного цвета).
Составление пищевых цепочек.
Игра в командах: (девочки и мальчики).
Перед вами на столах картинки с растениями, животными, насекомыми, птицами. Вам необходимо составить пищевые цепочки. По окончанию, девочки проверят, как выполнили задание мальчики, а мальчики - как девочки.
( образец: желудь – мышь - лиса).
Дополнительное задание «Найди неправильную цепь питания» (Для той команды, которая выполнит задание быстрее).
Наша Умная пчелка тоже захотела поиграть с нами в игру и составить пищевую цепочку, но не смогла, давайте поможем ей выполнить задание.
Индивидуальное задание – Ярослав, Миша, Никита придумайте свои цепи питания (уровень развития выше среднего).
Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились, умеете составлять пищевые цепочки и знаете, как делятся животные по способу питания. И за это Лесовичок отправил нам третью часть схемы.
Четвертое задание: «Подумай и ответь».
А что случится, если одно из звеньев пищевой цепочки исчезнет?
(«Что будет, если убрать из цепочки какое–нибудь звено».)
Кто останется голодным, если исчезнут насекомые? (например, комары)
Если исчезнут мелкие хищники? (например, лягушка)
Если исчезнут травоядные?
Если пропадут деревья?
(Воспитатель зачитывает пример исчезновения одного из животных).
Кто из вас знает, как называют человека, который следит за порядком в лесу
Что ещё делает лесник?
Главная задача лесников – уберечь лес от пожаров, охранять животных от браконьеров.
Что делает человек для сохранения численности животных?
Строит заповедники. Что такое заповедники?
Когда отмечают День Заповедников и Национальных парков?
Зоологи следя за численностью животных.
Экологи выпускают Красную книгу.
А какие правила поведения нам с вами надо соблюдать в лесу, чтобы не навредить растениям и животным.
Ребята, мы с вами вступили в ряды Эколят. А кто такие Эколята? Чем они занимаются?
Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. Умеете думать, анализировать и делать выводы. И Лесовичок отправил нам четвертую часть схемы.
Сейчас мы с вами можем соединить все части нашей схемы, чтобы проверить наши знания – правильно ли мы ответили на вопрос: «Кто главный в лесу?». Что мы видим на схеме? Правильно ли вы в начале занятия ответили на заданный вопрос.
Ребята, ну мы с вами сможем объяснить растениям и животным леса, кто же главный в лесу?
Лес это большой дом, в котором живет много разных лесных жильцов.
Ребята, а сейчас давайте закроем глаза и сосчитаем до 10. Открывайте свои глазки. Вот мы и вернулись из сказочного леса в детский сад.
Воспитатель:
Ребята, смогли мы помочь разрешить спор лесным жителям? Что вам запомнилось? Какие задания мы с вами выполняли? А какие задания вам показались трудными? Лева, с каким заданием ты легко справился?
А что за схему мы собрали? Что она означает?
А сейчас я Вам предлагаю вспомнить экологические знаки и объяснить их. И рассмотреть Красную Книгу, которая есть у нас в группе и вспомнить растения и животных, которые в нее занесены.
А также на прогулке предлагаю напомнить ребятам других групп, что зимующим птицам зимой нелегко, и они из леса прилетают ближе к нам (людям, чтобы подкрепиться. Спросим, чем они подкармливают птиц, подскажем, если они подзабыли.
И приготовим на следующей неделе с вами экокормушки.