Анжелика Хаметова
Конспект занятия «Кукла Зоя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Автоматизация звука З в открытых слогах ЗО и словах с открытым слогом ЗО
Задачи:
1. Тренировать правильное произношение изолированного звука З, в открытом слоге ЗО и в словах, содержащих слог ЗО;
2. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
3. Развивать фонематический слух – умение слышать заданный звук в слогах;
4. Развивать навыки звукового анализа и синтеза прямого слога, слова (ЗО, ЗОНТ);
5. Тренировать детей в составлении простых предложений;
6. Тренировать детей в подборе родственных слов.
Публикация «Конспект занятия „Кукла Зоя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
7. Развивать память, внимание, мышление;
8. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Оборудование: набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук З; карточки для характеристики звука З, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения; кукла ЗОЯ, лабиринт «Помоги Зое дойти домой».
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
1. Организационный момент
Логопед: Дорогой друг, у нас сегодня новый гость. Это красивая кукла. Давай придумаем ей имя на звук З?
Логопед: Нашу куклу зовут ЗОЯ!
2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про кукол, ЗОЕ будет приятно.
Пальчиковая гимнастика «Куклы»
На большом диване в ряд
Куклы разные сидят.
(Хлопки в ладоши)
Два медведя, Буратино
И веселый Чипполино.
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять -
Помогаем мы сегодня
Все игрушки сосчитать.
(Поочередное загибание пальчиков)
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Покажи кукле ЗОЕ, как ты делаешь гимнастику для язычка.
Комплекс упражнений на свистящие звуки.
4. Изолированное проговаривание звука.
Логопед: Кукла ЗОЯ хочет загадать тебе загадку. Отгадаешь? (ДА)
Это маленькая крыша.
Поднимай её повыше! –
Будет не страшна тогда
С неба льющая вода! (ЗОНТ)
Логопед: А какой первый звук в слове ЗОНТ (ЗВУК З)
Давай долго произнесем звук ЗЗЗЗЗЗ
5. Анализ артикуляции звука
Логопед: Когда мы произносим звук З (ПОЕМ ПЕСЕНКУ КОМАРИКА) :
- Губы улыбаются
- Зубы сближены («заборчиком»)
- язычок «горочкой», кончик языка касается нижних резцов;
- воздушная струя холодная
- горлышко дрожит.
6. Характеристика звука
Логопед: Какой звук З?
Звук З – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
7. Связь звука с буквой.
Звук З обозначается буквой З. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
8. Развитие фонематического слуха
Логопед: Сейчас Кукла ЗОЯ будет произносить разные слоги, тебе нужно поднять флажок, если ты услышишь слог со звуком З:
ЗО, МО, КО, ЗО, ТО, БО, ЗО, ЛО, РО, ЗО, ВО, ШО, ЗО
и др.
9. Автоматизация звука в слогах
Логопед: Игра «Научим попугая говорить» - повтори слоги за КУКЛОЙ ЗОЕЙ, правильно расставляя ударение:
ЗО-зо-зо
зо-ЗО-зо
зо-зо-ЗО
10. Звуковой анализ/синтез
Звуковой анализ слога ЗО
Какой звук З? (СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ СИНИМ ЦВЕТОМ)
Какой звук О? (ГЛАСНЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ КРАСНЫМ ЦВЕТОМ)
Составьте схему слога ЗО квадратами, сверху положите буквы.
11. Автоматизация звука в словах
Логопед: - Игра «Сосчитай-ка»
КУКЛА ЗОЯ хочет, чтобы ты сосчитал ее зонты. Считать нужно вот так «Один зонт, два зонта, три зонта и т. д.» (см. ниже картинка)
- Игра «Повтори за мной» - повторить слова вслед за куклой ЗОЕЙ : ЗОБ, ЗОВ, ЗОЯ, ЗОНА, ЗОТОВ, УЗОР, ВОЗОК, ГАЗОН, ДОЗОР, ТРЕЗОР, ЗОРКИЙ, ЗОРЬКА, ЗОЛОТО, ЗОНТ, ЗОНТИК, ГОРИЗОНТ,
Для детей постарше: звуковой анализ слова ЗОНТ
Сколько слогов в слове ЗОНТ? (В СЛОВЕ ЗОНТ ОДИН СЛОГ)
Сколько звуков в слове ЗОНТ? (В СЛОВЕ ЗОНТ ЧЕТЫРЕ ЗВУКА)
Сколько согласных звуков в слове ЗОНТ? (3)
Назовите согласные звуки? (З, Н, Т)
Сколько гласных звуков в слове ЗОНТ? (1)
Назовите гласный звук? (О)
Составьте схему слова ЗОНТ квадратами, сверху положите буквы.
12. Физкультминутка.
Логопед: Давай немного отдохнем вместе с куклой ЗОЕЙ.
Физкультминутка «Я гуляю под зонтом»
В небе тучка ой-ой-ой! (Руки к голове, наклоны влево – вправо)
Все бегут, спешат домой. (Бег на месте)
Только я один смеюсь,
Чёрной тучки не боюсь. (Повороты головы влево – вправо)
Не страшны мне дождь и гром,
Я гуляю под зонтом! (Ходьба на месте)
Синий, красный, и в полоску,
И в цветочек, и в горох, (Поочередно загнуть пальцы рук)
Очень пестрый зонтик в блестках. (Руки вверх, «фонарики»)
Всех я сосчитать не смог. (Повороты влево – вправо)
Под зеленым зонтиком с бабушкой идем
И о чудо зонтиках песенку поем. (Ходьба)
(Л. Брайловский)
13. Автоматизация звука в предложениях и текстах
(на данном этапе не проводится)
14. Игры на развитие ЛГСР и связной речи
Логопед: Подбери родственные слова к слову ЗОНТ: ЗОНТЫ, ЗОНТИК, ЗОНТИКИ.
Кукла ЗОЯ просит тебя составить красивое предложение со словом ЗОНТ.
МАМА ИДЕТ ПОД ЗОНТОМ.
У МАМЫ КРАСИВЫЙ ЗОНТ.
ЗОНТ НУЖЕН ВО ВРЕМЯ ДОЖДЯ.
ПАПА КУПИЛ МАМЕ БОЛЬШОЙ КРАСИВЫЙ ЗОНТ.
Я ИДУ ПОД ЗОНТОМ.
У МЕНЯ ЕСТЬ ЗОНТ. И др.
Составь схему любого предложения.
15. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Посмотри, наша кукла ЗОЯ идет под ЗОНТОМ домой. Давай ей поможем, пройдем лабиринт.
(см. ниже)
16. Итог НОД
Логопед: Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК З)
Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, СВИСТЯЩИЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ)
Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?
17. Домашнее задание
Кукла ЗОЯ хочет рассказать тебе интересные чистоговорки, выучи их дома, пожалуйста:
ЗО-ЗО-ЗО – на стекле УЗОР
ЗО-ЗО-ЗО – во дворе ГАЗОН
ЗО-ЗО-ЗО – на цепи ТРЕЗОР
Нарисуй рисунки-запоминалки к чистоговоркам.