Галкина Светлана Владимировна
Конспект занятия «Кукла-берегиня «Мотанка» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
«Кукла –берегиня «Мотанка»
(старший дошкольный возраст)
подготовила: воспитатель
Галкина Светлана Владимировна
Цель-создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с видом декоративно-прикладного творчества-тряпичной куклой, с видами кукол;
Публикация «Конспект занятия „Кукла-берегиня „Мотанка“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Берегиня
- Кукла Мотанка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
-учить изготавливать куклу берегиню-мотанку;
-обогащать и активизировать словарь детей (оберег, кукла-мотанка, кукла-берегиня, безликие);
-упражнять детей в координации речи с движениями, при проведении физминутки.
Развивающие:
-развивать мелкую моторику рук детей, посредством изготовления тряпичной куклы (заматывание, завязывание узелков);
-развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга;
- развивать художественные способности, воображение;
-развивать речь детей в беседе и проговаривания пальчиковой гимнастики «Тряпичные куклы».
Воспитательные:
-формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
- формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами;
- воспитывать уважение к народной культуре.
Оборудование:
Видеопроектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Народные куклы», стенд с народными куклами (обереговые, игровые, обрядовые, карточки со схемами изготовления кукол, современные куклы.
Раздаточный материал:
Белый квадратный отрезок ткани большого размера и поменьше, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, красные нитки.
Предварительная работа:
Беседа «Откуда берутся игрушки?», чтение сказки “Василиса Премудрая”, просмотр презентации «Народные промыслы», организация мини-музея «Народная кукла», отгадывание загадок, разучивание пословиц, скороговорок, народных потешек, изучение народных игр «У медведя во бору», «У Маланьи», «Платочек»; разучивание пальчиковой гимнастики «Тряпичные куклы».
Образовательная область: художественно-эстетическое
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, физическое,
Ход занятия
Организационный (мотивационный) этап занятия.
Воспитатель: - Ребята вы любите играть в куклы? Посмотрите какие куклы у нас в группе (большие, маленькие, пупсы).
-Вы знаете, когда я была маленькой девочкой, то тоже любила играть в куклы. У меня была любимая кукла. Она говорила «мама», когда брала за руку ходила, закрывала и открывала глаза.
- Наши мамы и бабушки тоже были маленькими и тоже любили играть в кукол, но таких современных кукол не было и они сами шили себе кукол.
Основной этап занятия :
-Садитесь на стульчики и послушайте интересную историю.
- Очень – очень давно, когда наши бабушки были маленькими девочками, они играли во такими куклами. Этих кукол они делали сами из лоскутков и старой одежды.
- Посмотрите на куколок, они изготовлены все из цветных лоскутков, и все они разные. Ни одна куколка не повторяется.
- Ребят, посмотрите внимательно на этих кукол –кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи и что их объединяет? (нет лица) .
- Молодцы, у кукол нет лица и все куклы безлики. Давайте все вместе скажем «безлики» (дети повторяют).
- В старину на Руси кукол специально делали «безликими». Считалось, если у них нет лица, в них не смогу вселиться злые силы и они не смогут навредить ребенку. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет силу: оберегает и защищает человека. Они поддерживали хорошее настроение в доме, оберегали от плохих вестей. Отсюда и название большинства тряпичных кукол – обереги, берегини.
- Давайте все вместе скажем «оберег», «берегиня» ….).
Ее клали рядом с детишками, когда они ложились спать. Считалось, что такая кукла будет оберегать во сне.
Ребятки, а вы хотите такой оберег себе, что оберегал и защищал вас? (Да)
Тогда я приглашаю вас в нашу мастерскую, для того чтобы научиться делать куклу – оберег, но сначала давайте встанем в круг и проведем физкультминутку.
«Веселый хоровод дружбы».
Воспитатель: - Молодцы, садимся на стульчики (дети садятся).
- Ребята, посмотрите на мою куколку. Она называется «куколка – мотанка». Как вы думаете, почему она так называется? (ответы детей)
- Посмотрите какой красивый у нее наряд: у нее есть юбочка, косыночка.
-Сегодня будем делать «куколку – мотанку».
Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат два квадрата белого цвета: один большой – это будет туловище и голова и поменьше – это ручки. Треугольник из цветной ткани – это косынка. Два прямоугольника: один побольше – это юбочка. И красные нитки – чтобы завязывать. Это то, что нужно для создания нашей «куколки – мотанки».
Воспитатель: - Ребята, посмотрите как я буду делать.
-Сначала беру большой квадрат из белой ткани и скручиваю его в аккуратный рулетик. Рулетик складываю пополам и отступив от сгиба перевязываю красной ниткой. У меня получилось туловище с головой. Отложила в сторону.
- Теперь берем поменьше белый квадрат и так же скручиваем в рулетик - это будут ручки.
-Ребят, а что есть у ручек? (ответ детей – ладошки).
-Правильно, ладошки. Немного отступив от края с обеих сторон рулетик – обматываем и завязываем красной ниткой. Это ладошки. А теперь соединяем ручки с туловищем и приматываем и завязываем под ручками также красной ниткой.
-Теперь берем большой цветной прямоугольник – это куклы юбка. Прикрепляем, обматываем и завязываем. И теперь украшаю голову цветной косынкой.
Все моя кукла- мотанка готова.
А теперь давайте вы сделаете такие себе. Встаньте, возьмите свои стульчики, поставьте за столы и садитесь. Прежде чем вы начнете, давайте наши пальчики разомнем.
Пальчиковая гимнастика «Тряпичные куклы»
-Молодцы, а теперь приступаем к выполнению берегини (дети делают кукол берегинь, ребята, обратите внимание у вас на столах лежит схема, которая поможет вам в изготовлении куклы.
Изготовление кукол-мотанок.
Заключительный этап. Рефлексия.
Воспитатель: -Молодцы, наши «куклы-мотанки» готовы. А теперь с куклами выходим и подходим ко мне.
-Ребята, вам понравилось занятие? А что понравилось больше?
-Что на занятии мы с вами делали? (кукла – мотанка).
-Почему она называется «мотанка»?
- Кто желает, может взять домой и такой оберег станет прекрасным талисманом и будет приносить удачу и счастье.