Светлана Сулицкая
Конспект занятия кружка по обучению грамоте «Грамотейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1
«Из чего строится наша речь?»
Цель: познакомить детей с новыми речевыми понятиями. Актуализировать знания детей о речи и ее составляющих
Задачи:
Обучающие :
- познакомить с понятиями «устная речь», «письменная речь», «предложение», «простое» «вопросительное» «восклицательное» предложение, учить составлять предложения
Развивающие:
- развивать логическое мышление, развивать внимание и память, развивать фонематический слух
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе
Публикация «Конспект занятия кружка по обучению грамоте „Грамотейка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
- воспитывать умение слушать ответ товарища,
-формировать навык самоконтроля и самооценки
Оборудование:
карточки с изображением знаков (точка, вопросительный и восклицательный знаки,
Педагогическая технология: коммуникативно-развивающая, игровая.
Методы, используемые на занятии :
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся:
- эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений;
- социальные методы: создание эмоционально-нравственных ситуаций.
Методы осуществления учебных действий:
- словесные методы: рассказ, прослушивание;
- наглядные методы: использование наглядных материалов, использование видеоматериалов;
- практические методы: включение в коллективную деятельность.
Методы педагогического мониторинга и контроля:
- анализ деятельности детей на занятии.
Форма занятия : групповая.
План занятия :
1. Организационный момент.
- проверка готовности к занятию, мотивация
2. Теоретическая часть.
- знакомство детей с новыми для них понятиями
3. Физкультминутка.
4. Практическая часть.
фонетическая игра: «Определи по интонации»
5. Подведение итогов занятия (рефлексия).
Ход занятия
Педагог:
- Здравствуйте, ребята!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Занятие можно начинать?
Дети
- да!
Педагог:
- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по стране «Грамота». Это путешествие будет долгим и нелегким. Мы познакомимся с жителями этой страны Буквами, Звуками, Слогом, Словом и Предложением. Вы готовы? Тогда в путь. А на чем мы сегодня будем путешествовать?
В зависимости от ответов детей имитируем звучание вида транспорта.
Воспитатель: Вытягивает за веревочку буквы алфавита. Ребята, смотрите, кто нас встречает?
Дети: Буквы
Педагог: Странно. Почему они появились?
Дети: высказывают догадки
Педагог: Знаете, я думаю они появились потому, что мы с вами их позвали. Мы с вами произносили звук, а звук не может жить без буквы. Каждый звук имеет свою букву. Подумайте почему эти два брата близнеца не могут жить друг без друга?
Дети: варианты ответов
Педагог: Запомните, все что мы произносим это звуки. Но иногда мы не можем сообщить друг другу что-то только при помощи звука.
Проблемная ситуация. Вывести одного ребенка из групповой. Оставшихся в группе детей попросить передать вышедшим из группы какую-нибудь информацию. Например: позвать его на прогулку в выходной. После того как информация словесно оформлена, возвращаем ребенка. Спрашиваем понял ли он, что ему сказали его друзья. Как же нам сообщать свои просьбы и приглашения, информацию о себе?
Дети: высказывают варианты ответов
Педагог: Можно написать. И для этого нам нужны буквы. Буквами мы обозначаем на письме те звуки, которые произносим. Давайте проверим. Произносите какой-нибудь звук.
Дети произносят звук, а педагог показывает букву его обозначающую.
Педагог: Но если мы будем произносить отдельные звуки, сможем ли мы понять друг друга? Вы понимаете, что сейчас происходит?
Дети: нет
Педагог: Как же получается, что мы понимаем друг друга? А вот смотрите. Далее педагог демонстрирует как звуки сливаются в слоги, а слоги в слова. Слова в предложения.
Игра «Составь из слов предложения»
На, идет, дождь, сегодня, улице.
Сегодня, кружок, детском, в, саду
Гулять, дети, любят, улице, на
Педагог: Мы теперь знаем, что звуки, которые мы произносим, объединяются в слоги, слоги в слова, слова в предложения, а предложения объединяются и получается РЕЧЬ. Речь — это то что мы говорим, а как же назвать то что мы пишем?
Дети: пытаются предложить варианты
Педагог: Та речь, которую мы произносим, это устная речь. А называется она так потому что раньше наши губы назывались устами. Все что появляется из уст, это устная речь. А теперь скажите мне все что появляется при письме, это какая речь?
Дети: письменная.
Физкультминутка
Вправо, влево повернитесь,
Вверх повыше потянитесь,
Вниз пониже наклонитесь,
Снова влево повернись.
Руки вверх и пошагаем,
Вверх прыжок – и отдыхаем.
Педагог: Молодцы. Но вот еще какая незадача. Послушайте как мы говорим. Одно и то же предложение я могу сказать по-разному. Слушайте.
Сегодня так весело в детском саду.
Это предложение педагог произносит с разной интонацией: восклицания, вопроса, повествования. Затем, просит детей объяснить, что не так.
Дети: высказывают свое мнение
Педагог: Да, ребята. Когда нам весело мы и говорим с восторгом. И все это слышат, кому мы это говорим. Но если мы пишем это предложение, то тот человек, который будет это читать должен понять, что вам очень весело. И вот чтобы он это понял на письме ставят восклицательный знак. (демонстрирует символ знака) Если же мы спрашиваем, о чем то, то в письме мы ставим знак вопроса. Если же мы просто о чем-то рассказываем – в конце такого предложения ставим точку.
Давайте потренируемся. Хочу спать-что поставим в конце этого предложения. Ура! У меня сегодня день рождения! -что в конце этого предложения поставим. Ты будешь со мной дружить? -а здесь какой знак.
А теперь придумайте сами вопросительное предложение.
Педагог: В какую же страну мы с вами сегодня отправились в путешествие?
Дети: Грамота
Педагог: Какие жители встретились нам сегодня
Дети: звук, буква, слог, слово, предложение, речь, вопросительный, восклицательный знаки и точка.