Анжела Щербакова
Конспект занятия «Коренные народы Севера и их национальные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Коренные народы Севера и их национальные традиции».
Цель: Углубление и обобщение знаний у детей о людях Севера, их быте, деятельности.
Задачи: развивать любознательность и интерес к особенностям жизни народов Севера.
Стимулировать инициативность и самостоятельность, активизировать интерес к познанию окружающего мира.
Познакомить детей с содержанием ненецких орнаментов; научить делать закладку – варежку с ненецким орнаментом;
Публикация «Конспект занятия „Коренные народы Севера и их национальные традиции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Активизировать словарный запас и расширить кругозор детей; развивать речь, познавательную активность, творческий потенциал,
Создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации.
Воспитывать уважение к малым народам, проживающим на севере нашей страны.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Люди Севера», беседы о людях, которые живут на Севере, об их быте, костюмах.
Оборудование и материалы: Колибри интерактивная панель, презентация. Кукла в национальном костюме Ации, картон синего цвета, орнаменты желтого цвета, ножницы, иллюстрации, клей, клеёнка, салфетки, коврик – пазл на каждого ребенка.
Ход игры:
Педагог: Ребята, сегодня мы будем путешествовать по удивительному уголку нашей Земли, который называется…
Дети: Север! (1 слайд из презентации)
Педагог: я расскажу вам о людях Севера… (2 слайд из презентации)
В этот момент появляется на экране картинка с изображением девочки в национальном костюме. И звучит голос за кадром.
«Я живу далеко в тундре, хочу, чтобы вы ждали моего приезда. Кто я - сейчас не скажу. Говорю лишь, что зовут меня Ацци, и я скоро приеду к вам».
3 слайд из презентации - природа севера.
В этот момент стук в дверь и появляется кукла, одетая в национальный костюм ненцев.
Педагог: А вот и наша гостья! Здравствуй, Ацци. Мы очень рады видеть тебя у нас в гостях. Мы уже много знаем о Севере, а сегодня с ребятами мы будем беседовать и людях Севера. На Крайнем Севере живут чукчи, ненцы, коми, а у Ацци другая национальность, она Ненка.
Педагог: Ацци, расскажи нам, пожалуйста, о себе?
(4 слайд из презентации)
Ацци: Территория ЯНАО расположена в арктической зоне на севере крупнейшей в мире Западно-Сибирской равнины. Ямал - территория Российской Арктики. На Ямальском полуострове живут – ненцы и ханты. Посмотрите на этих мужественных людей. Они живут в очень тяжелых природных условиях, но, ни за что не променяют свою родную землю, на какую- то другую. Потому что Север – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем.
(5 слайд из презентации)
Педагог: живут ненцы в чумах. Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием. В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний.
Педагог: Ацци, а какая разница между зимним и летним чумом?
Ацци: Чум является универсальным жилищем северных народов.
Обычно чум оленеводов - ханты, ненцы, коми, энцы состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов (и их длины) зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Размеры чума также зависят от материальных возможностей хозяйства и от численности членов семьи.
Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Чум стоит на одном месте не более полумесяца зимой и не более одной недели летом. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом.
Чум, по-ненецки «МЯ», (6 слайд презентации).
Дети: «Мя».
По коми-зырянски он называется «ЧОМ», (7 слайд презентации).
Дети: (ЧОМ)
По-хантыйски «нюки хот», (8 слайд).
Дети: «НЮКИ ХОТ».
Ацци: Летний чум – ТАНЫ МЯ, (повторите дети).
Дети: ТАНЫ МЯ.
Ацци: Покрытием летнего чума служат МЮЙКО – старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия, сейчас покрывают брезентом. В комплект летнего чума входит полог, сшитый из легкой ткани (ситца). Им закрывают спальные места от комаров и гнуса. Летний чум ставят на продуваемых ветрами местах, на возвышенности.
Ацци: Зимний чум – сырей мя, (повторите дети). Это традиционный чум.
Дети: «СЫРЕЙ МЯ» - зимний чум.
Педагог: спасибо тебе, Ацци за познавательный рассказ. Ребята, давайте, покажем, Ацци какую народную ненецкую игру мы знаем и вместе с ней поиграем.
Физкультминутка (с имитацией движений).
Полярное небо ночи темней, (дети скрещивают руки над головой)
Струйками пар из оленьих ноздрей,
Хэй-хэй-хэй, ой, хэй-хэй. (высоко поднимают ноги, согнутые в коленях)
Свистят по дороге полозья саней,
Поземка скользит и струится, но ней (имитируют скольжение саней по кругу)
Хэй-хэй-хэй, ой, хэй-хэй.
И ветер с веселою песней моей (наклоны влево, вправо)
Летит над просторами
Снежных полей.
Хэй-хэй-хэй. Ой, хэй-хэй. (бег врассыпную под музыку)
Летит за оленями песня — мой друг,
И стадо само собирается в круг (Дети собираются вокруг воспитателя)
Хэй-хэй-хэй, ой, хэй-хэй. (успокаиваются).
Ации: Ребята, благодарю вас за игру. Мне очень нравиться, что вы знаете игру моего народа.
Педагог: Давайте продолжим наш рассказ. Ацци, рассказала, что живут ханты, коми, энцы, ненцы в специальных удобных домах, похожих на палатки, сделанных из оленьих шкур. Кто запомнил, как называется жилище северных народов?
Дети: Чум! (9 слайд).
Педагог: правильно ребята. Такие дома хорошо защищают от ветра и холода. Основное занятие ненцев – оленеводство. Давайте, расскажем Ацци, что мы знаем о Северных оленях.
Рассказы детей, (10 слайд).
Ацци: Молодцы Ребята, а теперь послушайте, стихотворение, о Северных оленях.
(11 слайд).
Для колес, копыта, ног
Много сделано дорог.
Ну, а если снег и сопки,
Перевалы на пути!
Там всегда в метель и стужу,
Без дорог, и ночь, и день,
Человеку честно служит
Быстрый северный олень.
Ацци: Тундра – это открытая местность, там нет леса, и дуют очень сильные ветры и метели.
Педагог: на севере основным занятием жителей ханты, манси, ненцев считается рыболовство, оленеводство, охота. Их традиции и обычаи формировались в условиях суровой северной природы.
Ацци: чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют себе тёплую одежду. Ребята, посмотрите, какое красивый наряд у Ненцев.
- Верхняя мужская одежда «Малица». Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры.
- Женская верхняя одежда «Ягушка».
- А отличатся малица от ягушки тем, что у малицы есть капюшон, а ягушка похожа на пальто, и нет капюшона. На ягушке вышивают узоры.
- Мужчины на ногах, «кисы». «Кисы» — это тёплые сапоги, шитые из оленьей шкуры.
(12 слайд из презентации).
Педагог:
- Как называется мужская верхняя одежда?
Ответы детей.
- Как называется женская верхняя одежда?
Ответы детей.
- Чем отличатся малица от ягушки?
Ответы детей.
- Что носят мужчины на ногах?
Ответы детей.
Ацци: все эти вещи изготавливали вручную, то есть шили сами, (13 слайд).
Ацци: посмотрите, чем и какими узорами украшают свою одежду ненцы, ханты. Орнамент можно встретить: на женской и мужской ненецкой одежде, бурки с ненецким орнаментом, ненецкие шапки, ненецкие игрушки, ненецкие панно и украшения, значки и книги с ненецким орнаментом, флаг нашего округа.
(14 – 15 – 16 слайды из презентации).
Педагог: Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры. Из истории северных коренных малочисленных народов (ханты и манси) известно о хантыйских узорах и орнаментах.
Каждый узор на одежде — это не спонтанный рисунок, все они — эти узоры — исполнены тайного смысла. В них закодирована информация о культуре народа, ее развитии. Эти узоры северный народ использовал для вышивки, резьбы по дереву и кости, украшения бисером. Картинки хантыйских орнаментов и узоров оживляют любую вещь, делают ее заметной, красивой и оригинальной.
Например, пришитая мамой к одежде дочери широкая узорчатая полоса означает пожелание счастливого и долгого жизненного пути.
Ацци: что является для нас в тундре самым главным и почему? Что изображаем мы в каждом рисунке, когда рисуем тундру?
– Правильно, самым главным в тундре является чум, так как чума начинается жизнь человека. Педагог показывает фотографии чума и орнамента «Чумики» - Приложение.
– Чем похожи чум и орнамент «Чумики»?
– Если есть чум, значит, рядом должны быть и люди.
– Этот орнамент называется «Головки».
Педагог показывает иллюстрацию орнамента «Головки» - Приложение.
– Кого ещё, кроме людей, всегда изображают возле чума?
– Правильно, возле чума должны быть олени. Вот узор «Оленьи рога».
Педагог показывает иллюстрацию орнамента «Оленьи рога» - Приложение.
– Кто же охраняет оленей? Мужчина.
Педагог показывает иллюстрацию орнамента «Мужчина».
– Кто такие оленеводы?
– Вся жизнь оленеводов связана с дорогой. Вот узор «Тропы оленьи».
Педагог показывает иллюстрацию орнамента «Тропы оленьи» - Приложение.
– В тундре, кроме людей живут птицы, звери, в озёрах – рыба, поэтому появились такие орнаменты, как: «Уши зайца», «Медвежьи уши», «След медведя», «Красивые оленьи рога», «Кости щуки», «Вороны».
Педагог показывает иллюстрацию орнаменты животных - Приложение.
– Посмотрите, можно ли по иллюстрации узнать названия орнамента?
– Давайте попробуем.
Педагог показывает иллюстрацию.
Педагог: Ребята, давайте, мы с вами, сделаем подарок, Ацци, и украсим варежки узором.
Дети: Давайте!
Педагог предлагает каждому ребенку украсить понравившимся орнаментом – варежку и
повторяет последовательности выполнения варежки.
1) Чтобы сделать варежку, берём картон нужного вам цвета, прикладываем к нему левую ладонь (4 пальца вместе, а большой не много в сторону) и обводим простым карандашом.
2) Убираем руку.
3) Дорисовываем. Варежка не должна быть слишком узкой или широкой.
4) Вырезаем варежку.
5) Выбираем шаблон понравившегося орнамента и переводим на цветную бумагу, на изнаночную сторону.
6) Вырезаем орнамент. Определяем место, где будет находиться орнамент на варежке и аккуратно его приклеиваем.
Самостоятельная работа детей. Иллюстрированный план на доске.
Звучит музыка с аранжировками детских ненецких песен.
Педагог: Посмотри, Ацци, какие красивые у ребят получились варежки. Мы хотим их подарить тебе и твоим друзьям. Правда, ребята?
Дети: да!
Педагог: Ребята, нам пора прощаться с Ацци, Мы будем еще ждать ее в гости, чтобы еще больше узнать о Севере.
Дети прощаются с Ацци.
Педагог: Ребята, вам понравились наши путешествия по Северу? Север – очень своеобразная часть нашей планеты Земля. Мы полюбили Север, он стал нашим другом, потому что ему так нужно наше тепло и доброе отношение.
Заключительная часть. Рефлексия
-Что вам понравилось больше всего на нашей игре?
- Какие трудности вы испытывали?
-Что нового вы узнали?
-Чему научились?
-За что вы можете себя похвалить?
-Что хочется сделать ещё?