ольга бородина
Конспект занятия для детей с ОНР по теме «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• активизировать и расширять словарь
• совершенствовать грамматический строй речи ( отработать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -очк, -ечк, -ичк, еньк; сравнительную степень прилагательных; согласовывать прилагательные с существительными в определенном роде);
• использовать в речи антонимы и синонимы;
• составлять разные типы предложений;
• обучать составлению рассказа по картине.
Оборудование: сюжетная картина «Семья»
Ход занятия:
1. Сегодня мы побываем в гостях в одной большой дружной семье
Публикация «Конспект занятия для детей с ОНР по теме „Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
(показываю сюжетную картину «Семья»)
«Кто кем приходится?»
Кто эта девочка для мамы и папы? (Для мамы и папы эта девочка – дочка.
Кто она для бабушки и дедушки?
Кто этот мальчик для мамы и папы?
Кто он для бабушки и дедушки?
Кто для девочки этот мальчик?
Кто она для мальчика?
Как вы думаете, кто самый старший (младший) в этой семье?
2. Дидактическая игра «Назови ласково членов семьи» (применяем уменьшительно-ласкательные суффиксы) :
мама –
папа –
бабушка –
дедушка –
дочь –
сын –
брат –
сестра –
3. Дидактическая игра «Продолжи предложение»
Я начинаю говорить предложение, а вы его продолжите и повторите целиком.
Если дедушка старше папы, то папа … (младше дедушки)
Если мама младше бабушки, то бабушка …
Если папа старше сына, то сын …
Если дочка младше мамы, то мама …
Если брат старше сестры, то сестра …
Если сестра младше брата, то брат …
4. Составление предложений по опорным картинкам
Ребята, наши гости предлагают вам угадать, кто что делает в их семье? В этом вам помогут картинки.
Что делает папа? (Папа играет в шахматы с сыном).
Что делает мама? (Мама читает книгу).
Что делает бабушка? (Бабушка вяжет шарф).
Что делает девочка? (Девочка учит буквы)
Что делает дедушка? (Дедушка чинит утюг)
5. – Пальчик мальчик,
Где ты был?
– С этим братцем
– В лес ходил.
С этим братцем – Щи варил.
С этим братцем – Кашу ел.
С этим братцем – Песни пел!
6. Ребята, посмотрите, пожалуйста, мама какая? (грустная, усталая, печальная, невеселая, расстроенная, хмурая, огорченная, обиженная, несчастная)
(дети показывают эмоциональное состояние мамы)
Как вы думаете, почему она такая?
(Ответы детей сложноподчиненным предложением)
(Мама грустная, потому что у неё болит голова).
Как надо поступить в этом случае?
Надо спросить: «Мамочка, что случилось? Кто тебя обидел? (огорчил, расстроил) У тебя что-то болит? У тебя неприятности на работе?»
(отрабатываем вопросительную интонацию)
Надо предложить маме отдохнуть
Как надо себя вести, когда мама отдыхает? (Тихо, не шуметь, не кричать, разговаривать шепотом).
Давайте мы покажем, как надо разговаривать (говорим шепотом)
Братик, сделай, пожалуйста, потише музыку.
Дедушка, выключи, пожалуйста, телевизор.
Мама отдохнула и стала весёлая.
7. -У мамы сумка. Сумка чья? Мамина
-У дедушки инструменты. Инструменты чьи? Дедушкины
-У Маши кукла. Кукла чья? Машина
-У бабушки пальто. Пальто чьё? Бабушкино
-У папы телефон. Телефон чей? Папин
-У Димы машина. Машина чья? Димина
8. Подведение итогов занятия
Оценка работы детей. Задание на дом – составить рассказ «Моя семья»