галина дунай
Конспект занятия в подготовительной группе «Какой он — семейный бюджет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: подготовительная группа
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.
Современные образовательные игровые технологии: создание авторской игры совместно с детьми, круги Ллулия.
Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей, через формирование семейного бюджета.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Какой он — семейный бюджет?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Задачи: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.
Развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
Воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Оборудование: презентация, атрибуты для создания авторской игры, круги Ллулия.
Ход занятия:
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Содержание Обратная связь детей на высказывания
Ребята, вы обратили внимание, что каждое утро все люди просыпаются и спешат по делам? Как вы думаете, куда же спешат мамы и папы, дяди и тёти? А зачем нужно работать?
Правильно, за то, что люди трудятся, работают, им платят зарплату. Ведь любой труд необходим и приносит пользу. Давайте скажем, что такое зарплатаА если сложить зарплату папы и мамы, то получится семейный бюджет. А хотите узнать как распределить семейный бюджет? Какой интересный вариант.
А что еще можно сказать?
И я тоже так считаю.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождения, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок.
Но в каждой семье есть и расходы.
— Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Покупка еды, одежды, оплата детского сада, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Воспитатель: «Доход-расход».
(Воспитатель показывает детям схему дохода)
Что нам понадобится? Подберите
- Ребята, представьте, что тучки – это бюджет. На тучку капают капли (присоединяет капли к тучке, эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это - доходы. Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.
-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки (дети убирают капли, эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья тратит.
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше расходов?
-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми.
Я даже об этом и не знала, хорошо что вы об этом сказали.
А в вашей семье как это происходит?
А так вам понятнее?
А может вы еще хотели бы что-то добавить?
Интересный вариант.
Как вы думаете, что еще можно изменить?
3 этап: способствуем реализации детского замысла
- А давайте мы с вами проиграем в «Семейный бюджет», только у меня есть от нее детали, а самой игры нет, поможете мне ее составить? Как мы это можем сделать?
(Дети подбирают картинки к кругам Ллулия)
- Молодцы справились! Что у вас получилось?
Дидактическая игра.
Игра – диалог «Доход-расход».
-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите-«расход».Папа получил зарплату — Д. Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 10 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за газ — Р.
Купили арбуз — Р.
А теперь усложним. Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:
Каждая покупка присоединяется к модели «РАСХОД»
-маме очень хотелось купить новое платье,
-папа решил стать охотником- нужно ружье,
-бабушка заболела – нужны лекарства,
-у дедушки сломались очки – нужны новые
-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
-сестре - новую куклу.
Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?
Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?
Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют Если дети сделали правильно:
Ты здорово справляешься.
Если дети сделали не правильно:
У тебя обязательно получится, не расстраивайся. А попробуй немного по другому. Я верю у тебя все получитсяЯ думаю вы обязательно справитесь.
основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?
Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.
-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги.
- Ну а сейчас дети откройте конверт с семейным бюджетом.
После этого каждой паре нужно получить свой «Семейный бюджет», в котором лежит ваш общий доход. Кто может сказать, сколько рублей он составляет? (ответы детей).
-Правильно, доход каждой семьи составляет десять рублей.
- Давайте попробуем вместе, распределить ваши доходы. Ребята кто хочет рассказать, как вы распределили свой доход (рассказы детей по выбору). - Как вы можете помочь родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники?
– Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.
А еще какие есть предложения?
А как мы это будем делать?
А раньше вы такое делали?
Я бы даже не догадалась, что так можно сделать.
Мне кажется, ты справишься.
Это не так трудно как тебе кажется.
И я так думаю.
Если ребенок не справляется: еще немножко подумай, ты справишься обязательно.
Если дети сделали правильно:
Ты здорово справляешься.
Если дети сделали не правильно:
У тебя обязательно получится, не расстраивайся.
А попробуй немного по другому.
Я верю у тебя все получится, думаю вы обязательно справитесь.
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
- Как вы можете помочь родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники?
– Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.