Ольга Ларькина
Конспект занятия «Как народные игрушки поведали нам русскую народную сказку «Теремок»»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представлений о народной культуре на материале народных сказок и игрушек.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
- Формировать представления о гостеприимстве, дружбе, трудолюбии и взаимопомощи как ценностях народной культуры
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
Публикация «Конспект занятия „Как народные игрушки поведали нам русскую народную сказку „Теремок““» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Развивать творческую фантазию, художественное восприятие, образность речи, игровые умения.
- Расширять понятие о доме, уточнить понятие «теремок».
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русским народным сказкам и традиционным народным игрушкам.
- Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к творчеству русских умельцев. - Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.
Методические приемы: беседа, рассказывание, показывание, отгадывание загадок, сюрпризный момент, разучивание слов.
Материалы и оборудование: сюрпризный мешочек, иллюстрации матрешек, игрушки матрешки по сказке «Теремок».
Предварительная работа. Создать различные образовательные выставки народных игрушек матрешек. Чтение русских народных сказок.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(В начале занятия звучит народная мелодия)
В группу входит Сказительница с мешочком.
Сказительница :
Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Мешочек вам я принесла.
Мешочек тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ.
Что же в этом мешочке? Открою вам секрет. Мешочек наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская….(матрешка)
Сказительница : Правильно, матрешки.
Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.
Сказительница : Какая матрешка?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Сказительница : Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Даруму (добродушный седой, усатый старичок, состоящий из пяти фигурок вставленных одна в другую.
Сказительница : Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Сделали мастера заготовки и художникам отдали.
Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
Сказительница : и начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят : — «Люби дело – мастером будешь».
Сказительница : Хочется вам поиграть с матрешкой? А давайте-ка станцуем!
Динамическая пауза.
Танец «Мы веселые матрешки»
Сказительница :
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,
Детям сказку принесла.
Сказительница : Дети, а вы сказки любите? Ну, тогда садитесь поудобней, да слушайте внимательно.
Воспитатель рассказывает детям сказку «Теремок», показывая героев на матрешках. (Текст сказки прилагается)
3. Заключительная часть.
- С какой народной игрушкой мы познакомились?
- Какую сказку рассказали нам матрешки?
- Назовите героев сказки.
- Кто первым поселился в Теремке?
- Какой вопрос задавали звери увидев Теремок?
- Кто развалил Теремок?
- Почему тот, кто развалил Теремок не поместился в нём?
- Что надо сделать, чтобы звери опять жили в Теремке? (построить новый Теремок)
Сказительница : (говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте их ценить и сотворять руками,
Все то, что может радовать друзей.
Сказительница : Ребята, давайте скажем матрешкам большое спасибо за сказку и попрощаемся с ними. До свидания.
Список литературы:
1. Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России. Учебное пособие. М. : Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005
2. Головина Ольга. История русской матрешки «Появление матрешки на Руси». – М. : журнал «Ваш досуг», №12, 2000
3. Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ: сценарии интегрированных занятий в старших дошкольных группах / Авт. -сост. А. Н. Чусовская. – М. : АРКТИ, 2011. – 72 с.
4. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 782 с.
5. Соловьева Л. Н. Матрешка. Русский сувенир. Альбом – М. : Интербук 1993.