Ольга Николаевна Токарева
Конспект занятия «Игра-путешествие в страну Математики. Геометрические фигуры и тела. Часть и целое» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей 5-6 лет
«Игра-путешествие в страну Математики»
Цель:
Закрепить знание детей о свойствах геометрических фигур и тел, о прямом и
обратном счете, временных представлений, соотношении числа и цифры.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Игра-путешествие в страну Математики, Геометрические фигуры и тела, Часть и целое“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Тело человека, органы чувств. Дидактические игры
- Темочки
1 Закрепить умение детей классифицировать геометрические тела по форме и
цвету;
2 Закрепить представления о взаимосвязи части и целого;
3 Закрепить знание детей о числе и цифре, о временных представлениях;
4 Совершенствовать навыки прямого и обратного (устного) счета в пределах десяти;
5 Развивать логическое мышление, память, внимание;
6 Продолжать формировать интерес детей к математике.
Материал и оборудование : конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника);
картинка с изображением замка; 3 карточки (форма, цвет, величина); корзина с
мячами (на каждом мяче цифры от 1 до 5) и 5 конвертов с заданиями; цифровые
карточки от 1 до 10 в коробочке на каждого ребенка, кубик с цифрами на каждой
стороне 1,2,3,4,5,6; блоки Дьенеша; маленькие корзинки на каждого ребенка; 5
ромашек с буквами (У,С,П,Е,Х); 1 кукла. 2 грозди винограда, 3 кружки с блюдцами,
4 коробки с карандашами, 5 цветных карандашей; мольберт; мешочек со сладостями.
Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша, д/ игры: «Часть и целое»,
«Разрезные картинки», «Кубик», «Посчитай по порядку», «Скажи и покажи сколько?»,
«Да – Нет», п/музыкальная игра «Соберитесь по 2, 3, 4, 5».
Ход занятия : Приветствие
- «Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
- Здравствуй, небо голубое! (руки вверх и в стороны)
- Здравствуй, прохладный ветерок! (руки качаются вправо-влево)
- Здравствуй, быстрый ручеёк! (руки вниз, волнообразные движения)
- Здравствуй, утро! Здравствуй, день! (левая рука – влево, правая – вправо)
- Нам здороваться не лень!» (хлопаем)
В группе находится воздушный шар, к ниточке которого привязан конверт. В
конверте письмо и разрезная картинка «Профессор-Математик».
Воспитатель: - «Ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей на
воздушный шарик, с привязанным конвертом, который не подписан). Странный
конверт какой-то, на нем ничего не написано, только цифры и геометрические фигуры
изображены. Давайте откроем конверт и узнаем, от кого мы его получили»
(открываю конверт - в нем разрезная картинка и письмо).
Воспитатель: - «Здесь письмо и картинка, разрезанная на части? Что надо сделать,
чтобы узнать от кого это письмо пришло к нам?»
Дети: - «Нужно собрать картинку» (дети собирают картинку)
Воспитатель: - «Все ясно! Это письмо написал нам Математик! Нужно скорее
прочитать его, может там что-то важное!»
1
Воспитатель читает письмо:
- «Здравствуйте, дорогие ребята! Я слышал, что вы любите математику и хотел бы
узнать, чему вы научились. Я приглашаю вас в мою страну – Математику. В моём
замке, приготовлен для вас подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам
необходимо пройти испытания, узнать «секретное слово», а для этого нужно добыть
ромашки с буквами. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои
сокровища. Вы готовы к путешествию? (ответы детей). Тогда удачи! Даю вам
подсказку: «Мячики лежат в лукошке, а лукошко у окошка с лева».
(Дети находят корзину у окна с мячами и конверты с заданиями. На каждом
мяче цифра и конверты с соответствующими цифрами. В конвертах задания, за
выполнения которых, дети получают ромашку с буквой).
Воспитатель: - «Ну что, ребята, начнем наше путешествие? Давайте встанем и
произнесём волшебные слова, чтобы очутиться в волшебной стране : «Три раза
хлопнем, три раза топнем, вокруг себя повернись и в стране в Математика очутись»,
садитесь». (Один из детей достает мяч из корзины, на нем цифра «1»). Посмотри,
какая цифра на мячике написана? Правильно, а в каком конверте наше первое
испытание? Правильно, с цифрой 1».
(Воспитатель открывает конверт)
Воспитатель: - «Чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть
сообразительными, смелыми и внимательными. Но самое главное - получить
сокровища мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну,
что, не передумали? Тогда начнём! Для начала, Математик предлагает вам
математическую разминку.
Математическая разминка :
1. Какое время года сейчас?
2. За каким временем года наступает зима?
3. Какое время года наступит после зимы?
4. Сколько месяцев длится зима?
5. Назовите зимние месяцы?
6. Сколько в неделе выходных дней? (2)
7. Сколько дней в неделе? (7)
8. Сколько пальцев на одной руке? (5)
9. Сколько солнышек на небе? (1)
10. Сколько пальцев на двух руках? (10)
Воспитатель: - «Молодцы! Мы добыли первую подсказку – ромашку с первой
буквой слова «У», а теперь – вперед, за следующей буквой! А эту ромашку
поместим на мольберт».
(Другой ребенок достает мяч с цифрой «2» и находит конверт с
соответствующий цифрой).
Воспитатель: - «Назови, какая это цифра?»
Ребё нок: - «Это цифра «2».
Воспитатель: - «Найди конверт с этой цифрой. (Открываю) И теперь мы
отправляемся в замок геометрических фигур (на мольберт помещается картинка с
изображением замка). Вот какой красивый замок у Математика.
2
Какие геометрические фигуры вы видите? Назовите их».
Дети: - «Прямоугольники, квадраты, овалы, круги, треугольники».
Воспитатель: - «Ребята, вы видите только геометрические фигуры в этом замке?»
Дети. – «Нет, здесь есть ещё и геометрические тела».
Воспитатель: - «Назовите их».
Дети: - «Цилиндр, конус, шар».
Воспитатель: - «Правильно. Чем отличаются геометрические тела от
геометрических фигур?»
Дети: - «Геометрические фигуры плоские, а геометрические тела объемные».
Воспитатель: - «Правильно, молодцы! А теперь, посмотрите, в каком беспорядке
перед вами лежат в коробках геометрические тела (на столах лежат коробки с
блоками Дьенеша). Математик просит вас разобрать их по корзиночкам».
Воспитатель: - «Нужно разобрать эти геометрические тела, но не просто так, а
по свойствам. По каким свойствам можно разделить тела?»
Дети: - «Геометрические тела можно разделить по форме, цвету и величине».
(Дети за столом составляют группы из геометрических тел, а воспитатель
меняет карточки).
Воспитатель: - «Молодцы, навели порядок. За это, вы получаете вторую ромашку с
буквой «С». (Буква выставляется на мольберт).
(Ребенок берет следующий мяч под цифрой «3» и конверт с цифрой «3»).
Воспитатель: - «Назови, какая это цифра?»
Ребё нок: - «Это цифра «3».
Воспитатель: - «Найди конверт с этой цифрой. (Открываю)
Воспитатель: - «Чтобы получить следующую ромашку, вы должны отгадать, какую
геометрическую фигуру я загадала. Для этого вы должны мне задавать такие
вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ».
Дидактическая игра : «Да - нет» (Проводится 2-3 раза)
(Воспитатель загадывает геометрическую фигуру).
Дети спрашивают:
- она желтая (Нет)
- она синяя (Да)
- у нее есть углы (Да)
- у нее 3 угла (Нет)
- у нее 4 угла (Да)
- она маленькая (Нет)
- она большая (Да)
Это синий, большой прямоугольник.
(Загаданную фигуру показывает воспитатель).
Воспитатель: - «Вот какие молодцы и с этим заданием справились! Получите
награду!». (Ромашка с буквой «П» помещается на мольберт).
Физкультминутка:
- Один – подняться, потянуться,
- Два хлопка над головой,
- Два хлопка перед собой,
- Две руки за спину спрячем
- И на двух ногах поскачем.
- Головою три кивка.
3
- На четыре – руки шире,
- Пять – руками помахать,
- Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: - «Молодцы, ребята! Но нас ждет следующее задание!».
(Ребенок берет следующий мяч под цифрой «4» и конверт с цифрой «4»).
Воспитатель: - «Назови, какая это цифра?»
Ребё нок: - «Это цифра «4».
Воспитатель: - «Найди конверт с этой цифрой». (Открываю)
Воспитатель: - «Ребята, в следующем задании нам нужно сосчитать предметы и
обозначить их цифрой. У каждого из вас на столе лежат карточки с цифрами.
Разложите их от 1 до 5. Я вам буду показывать предметы на картинках, вы должны
посчитать сколько их и показать мне карточку с той цифрой, сколько предметов на
картинке».
Проводится дидактическая игра «Сосчитай предметы и обозначь их цифрой».
- Сколько кукол? Покажите цифру. (1)
- Сколько кружек? Покажите цифру. (3)
- Сколько коробок карандашей? Покажите цифру. (4)
- Сколько карандашей? Покажите цифру. (5)
- Сколько гроздей винограда? Покажите цифру. (2)
Воспитатель: - «Вот какие молодцы и с этим заданием справились! Получите
награду!».
(Ромашку с буквой «Е» выставляю на мольберт. Ребенок берёт мяч с
цифрой «5» и конверт с цифрой «5»)
Воспитатель: - «Назови, какая это цифра?»
Ребё нок: - «Это цифра «5».
Воспитатель: - «Найди конверт с этой цифрой. (Открываю, читает задание).
Воспитатель: - «В моей стране прошел небольшой ураган, цифры все перепутались.
Поставьте цифры на свои места по порядку от «1» до «10» (Дети выстраивают
числовой ряд на столе).
Воспитатель: - «Лера, посчитай цифры по порядку (считает от «1» до «10»). Рома,
посчитай цифры в обратном порядке (считает от «10» до «1»).
Проводится дидактическая игра «Брось кубик и считай».
Дети бросают кубик, называют выпавшую цифру и считают от неё до «10» или
до «1» (индивидуально).
Воспитатель: - «Молодцы, справились и с этим заданием. Получите награду!
(Ромашку с буквой «Х» выставляю на мольберт и читаю «секретное слово»
«УСПЕХ») Ребята, вы успешно прошли все испытания! Математик благодарит вас
за то, что вы были дружные и внимательные, за ваши математические знания и
дарит мешочек с сокровищами. А нам пора возвращать в наш детский сад. Давайте
встанем и скажем волшебные слова: «Три раза хлопнем, три раза топнем, вокруг
себя повернись и в группе очутись», садитесь»
Воспитатель: - «Ребята, где мы сегодня побывали? Кто нас в страну Математику
пригласил? Что мы делали? Какое задание вам понравилось больше всего? А, что
показалось трудным?
(Если осталось время можно поиграть в подвижную музыкальную игру
«Соберитесь по 2, 3, 4, 5»)
На этом наше занятие-путешествие закончилось.
4