Елена Коробко
Конспект занятия «Готовимся к Пасхе» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с весенним праздником Пасхи и традициями его празднования.
Программные задачи:
Расширять знания о празднике и традициях его празднования на Руси.
Продолжать учить расписывать объёмную форму (яйцо, используя растительные элементы декора (веточки, цветы, листья).
Развивать воображение, творческий вкус и чувство цвета.
Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к традициям русского народа.
Тип мероприятия: занятие
Перечень используемого оборудования и материалов:
Публикация «Конспект занятия „Готовимся к Пасхе“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
аудиозапись русской народной музыки; презентация на тему «Светлая Пасха»; изделия, украшенные гжельской и хохломской росписью; выставка пасхальных яиц; платки, самовар с баранками;
для продуктивной деятельности: яйца деревянные для росписи по количеству детей; гуашь, кисти, ватные палочки, баночки с водой, подставки для кисточек, тряпочки, палитры.
Рекомендуемое место проведения: музыкальный зал.
Методы и приемы работы педагога, технологии, использованные в ходе мероприятия: наглядные, словесные (беседа, рассказ воспитателя, объяснение, чтение стихов, игровые (приглашение на ярмарку, сюрпризный момент «игра с сундучком», д/и «Загадки и отгадки», практические (продуктивная деятельность); технология ознакомления с народным искусством, игровая технология, информационно-коммуникационные технологии.
Предварительная работа:
- беседа о празднике, традициях празднования, рассматривание иллюстраций с изображением расписных куличей, пасхальных яиц.
- занятия по знакомству с народными промыслами, рассматривание альбомов «Золотая Хохлома», «Сказочная Гжель», «Чудо-писанки», беседы о народных мастерах и промыслах, разучивание стихов.
Ход занятия:
Дети под р. н. мелодию заходят в группу. Воспитатель встречает их в русском народном костюме
1 слайд:
Воспитатель. Всех зову я ребятишек,
И девчонок, и мальчишек,
Будем мы беседовать, играть,
Будем старину мы вспоминать!
Сегодня, ребята, у нас необычное путешествие – мы попадём на ярмарку народного творчества.
Ярмарка, ярмарка,
Огневая, яркая!
Глянешь налево – лавки с товаром!
Глянешь направо – веселье даром!
Так зазывали на каждую ярмарку. Посмотрите, сколько здесь разного товара. Подходите, посмотрите, что-нибудь у нас купите!
Ух ты, сколько тут всего! И откуда это все? Как вы думаете, ребята?
ДЕТИ: Все товары сделали мастера специально для ярмарки. Каждый город славился своим промыслом и мастером.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А что можно увидеть на Ярмарке?
ДЕТИ: Посуду расписную, игрушки, платки с узорами, самовары.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А угадать откуда привезли изделия, какой это промысел, сможете? Я сейчас проверю…
Ну-ка, где мой сундучок!
Яркой чудо-сундучок,
Поверни-ка свой бочок!
Сундучок не простой,
Тайну нам свою открой!
-Здесь лежат загадки и мои отгадки. Готовы отгадать загадки, ребята?
Вот вам первая загадка:
Чашки, чайники и вазы –
Отличить их можно сразу:
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей!
Кружевное это чудо
Привезли сюда откуда?
ДЕТИ: Из Гжели!
воспитатель достает отгадку - гжельское изделие
2 слайд:
-Кто-то может рассказать для нас об этом промысле стихотворение?
Дети читают стихи
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Синяя сказка –
Глазам загляденье;
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель.
Воспитатель. А вот следующая загадка:
Листочки, ягодки, цветочки, стебелек, завиток.
Здесь хозяева – три цвета: черный, красный, золотой.
Откуда же товар такой?
ДЕТИ: Хохлома.
Воспитатель. -А что особенного было в этой росписи?
3слайд:
ДЕТИ: Хохлому узнают по цвету. Мастера использовали в своей работе только красный, чёрный, золотой, иногда зелёные краски. Главные элементы: ягоды, кустики, завитки, веточки, травинки.
Воспитатель. Кто-то может рассказать для нас об этом промысле стихотворение?
Дети читают стихи
Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Шёлковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы!
Воспитатель. А нам пора дальше…Ярмарка ждёт!
Воспитатель обращает внимание детей на столик с расписными яйцами
Посмотрите, какое чудо! Кажется, я догадалась – этот товар сегодня здесь неслучайно, ведь скоро все христиане будут праздновать светлый весенний праздник, дети как вы думаете, какой?
ДЕТИ: Светлый праздник Пасха.
Воспитатель. Хотите побольше узнать об этом празднике? Садитесь и послушайте …
Дети садятся на скамейку (показ презентации)
5 слайд:
С давних времён люди праздновали приход Весны, пробуждение всего живого от зимнего сна. И назвали этот праздник Великой Пасхой.
6 слайд:
Пасха - это день воскресения Иисуса Христа. Празднуется Пасха всегда в воскресенье.
7 слайд:
Пасху, как и весну, ждали люди всегда с нетерпением, да и праздновали всегда весело: водили хороводы, пели песни, играли и говорили друг другу: «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!».
8 слайд:
В этот день и пищу ели особенную. Готовили её один раз в год : Пасхальный кулич, Творожная пасха и яйца.
Издавна люди верили, что творог приносит здоровье, а кулич - добро в каждый дом.
9 слайд:
Но главными символами Пасхи является крест, ведь именно на кресте распяли Иисуса Христа. И конечно же Яйцо, люди верили, что яйцо наделяет человека силой: съешь его, и болеть не будешь, добрым станешь…
10 слайд:
А как появился обычай раскрашивать и дарить яйца на Пасху?
Святая Мария Магдалина была верной ученицей Господа Иисуса Христа. Предание говорит, что после воскресения Иисуса Христа она явилась к Римскому императору Тиверию и рассказала ему о жизни, чудесах и учении Иисуса Христа. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо и, подавая его императору, сказала: «Христос Воскрес!»
11 слайд:
При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным
12 слайд:
И в праздник Великой Пасхи люди дарили друг другу расписные яйца, а значит, желали… Чего друг другу желали люди?
Дети: Здоровья, счастья, добра.
13 слайд:
Воспитатель: Ребята, а вы хотите поучаствовать в подготовке к празднику Пасхи, расписать яйца как настоящие мастера?
Дети: Да! Хотим!
10 слайд: Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в мою мастерскую.
(Дети садятся за столы)
14 слайд:
Расписывали яйца по- разному, были крашенки — крашенные яйца, окрашивали одним цветом.
15 слайд:
Писанки — расписные яйца, раскрашенные от руки сюжетным узором или орнаментом. А я вам предлагаю расписать выточенные из дерева сувенирные яйца, которые я побелила, а вы будете их расписывать.
16 слайд:
Давайте вспомним, какими орнаментами можно украшать пасхальные яйца (волнистыми линиями, кругами и т. д.). Можно использовать и другие узоры: зигзагообразные линии, тонкие и широкие полосы, точки. На яйце можно изобразить цветочек, бабочку, солнце, веточку вербы и другие весенние явления. Для вас я еще подготовила некоторые образцы росписи, если вам понравились они, можете и их использовать.
17 слайд:
И гжельские и хохломские мастера, изделиями которых мы с вами сегодня любовались на ярмарке, тоже славятся умением расписывать яйца своей знаменитой росписью: гжельскими или хохломскими узорами (показ картинок).
И пусть каждый из вас станет сегодня мастером.
Звучит аудиозапись русской народной музыки. Дети выполняют работу, потом делают из своих работ общую выставку
18 слайд:
Воспитатель. Вот так чудо-яйца! Хорошими мастерами вы сегодня были. Спасибо вам, ребята! Давайте вспомним, символом какого праздника является яйцо? Яйцо – символ праздника Пасхи.
-В какое время года праздновали Пасху? Как праздновали этот праздник?
Что ещё нового вы узнали?
Может, вам что-то было трудно?
Что вам показалось интересным?
Дети отвечают на вопросы воспитателя
Воспитатель. Выставку ваших работ мы покажем другим ребятам. А потом вы заберете свои работы домой – подарите родителям, поздравите их с праздником.
Потрудились мы на славу,
Потрудились мы не зря!
И спасибо вам, друзья!
Солнце закатилось –
Наша ярмарка закрылась!
Пора нам возвращаться в детский сад.
Дети под музыку уходят