Оксана Ловцова
Конспект занятия «Где искать здоровье?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования «Где искать здоровье?» (старшая группа)
Программные задачи:
1. Образовательные.
-Продолжать учить осознанно подходить к своему питанию, уточнить знания о витаминной ценности продуктом, понимать значение пословиц о питании.
-Формировать представление детей о зависимости здоровья, о двигательной активности и закаливании.
-Уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия.
Публикация «Конспект занятия „Где искать здоровье?“» размещена в разделах
-Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
- Учить работать в коллективе и во время опытов соблюдать правила безопасности.
2. Развивающие.
-Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
- Развивать логическое мышление, память, речь, творческое воображение, интерес к познаватель6ной деятельности.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие.
3. Воспитательные.
- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
- Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.
НОД:
-Ребята, у нас сегодня гости! Поздоровайтесь, с душой и сердцем. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья. Сегодня мы с вами продолжим разговор о здоровье.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть я!
-А теперь давайте пожелаем друг другу здоровья, поздороваемся друг с другом ласково.
Игра «Ласковушка» (Здравствуй Димочка и даю руку…
Здравствуй Маргариточка и даю руку…
-А где прячется здоровье? Вы знаете?
А для того, чтобы это выяснить, мы с вами отправимся в путешествие по тропинке здоровья и посмотрим. Куда она приведет.
Дети идут по дорожке и выполняют упражнения соответствующие тексту.
Отправляемся вперед,
Много нас открытий ждет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом. Обычная ходьба.
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся.
На носочках мы пойдем,
На тот берег попадем. Ходьба на носках.
Друг за другом мы идем
Перейдем преграду в миг-
И по кочкам прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
-Дети, вот мы и оказались на осенней полянке.
Дети садятся.
- Хотите я вам расскажу старую легенду? (презентация).
- «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать… Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека.» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
- Где же находиться здоровье? (и в тебе, и в тебе, и во мне, в каждом из нас). С чем можно сравнить здоровье? Я выслушала ваши предположения. А моё мнение, что здоровье можно сравнить с солнышком., у которого много лучиков. Эти лучики – шаги к укреплению здоровья.
Давайте посмотрим на солнышко.
(Дети смотрят на макет «Солнышко здоровья»)
Воспитатель: Что изображено на первом лучике? (человек, делающий зарядку)
Много-много лет тому назад человек должен был охотиться, плавать, бегать, прыгать, чтобы добыть себе еду. В этом ему помогали его здоровые сильные мышцы. С тех пор так и повелось – мышцы обожают работать. Без движения мышцам становится очень плохо, они думают, что больше вам не нужны и засыпают. Движение развивает все мышцы, укрепляет сердце. Поэтому первый лучик нашего солнышка – это физические упражнения, или физкультура
— Давайте подумаем, какую пользу приносят физические упражнения?
— Укрепляют мышцы, закаляют организм;
— Дарят нам бодрое, хорошее настроение;
— Прогоняют сон.
Воспитатель: — А вы сами выполняете физические упражнения? Где и когда? (ответы детей) Давайте проверим, много ли силы в ваших руках. Какие у вас крепкие мышцы. Расскажи нам, пожалуйста Илья, что ты делаешь, чтобы твои руки были сильными?
Илья: - Кто спортом занимается, Тот силы набирается!
Ребята, а теперь вы все вместе покажите, как вы тренируете мышцы своего тела (выбегайте, вставайте в круг).
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну–ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь.
Рук коленями коснитесь.
Сели встали, сели встали
И на месте побежали.
Вот здоровья в чем секрет. Всем друзья Физкульт привет!
Посмотрим, сколько силы стало в ваших руках (проверяют сами).
Вопрос: Добавилось?
Воспитатель: Ребята! А вот и ответ на вопрос: почему человек должен быть сильным? Сила укрепляет здоровье человека!
Крепится человек – крепче камня
Ослабнет – слабее воды!
Как вы понимаете это выражение?
Дети: Это значит, что зарядка помогает быть сильным и здоровым
Воспитатель: Значит, верно говорят: «Силушка по жилушкам огнём бежит».
Ещё раз скажите мне, почему человек должен заниматься физкультурой?
Дети: Физкультура укрепляет здоровье человека.
Воспитатель: Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать. Помните об этом, ребята.
Воспитатель: - Чтобы узнать, как зовут второй лучик здоровья, мы проведём эксперимент.
- Возьмите по бутылочке, загляните внутрь.
- Что там лежит? А у тебя что-то есть? Сейчас мы увидим, что находиться в бутылочке. (проводят эксперимент). «Один, два, три невидимка из бутылочки беги» - опускайте бутылочки в воду.
- Итак, что вы делали и что у вас получилось?
Дети: -Мы проводили опыт и обнаружили, что они не пустые, а в них есть воздух.
Воспитатель: - Нужен ли человеку воздух? Почему вы так считаете?
-Можно провести опыт. (проводят эксперимент). Мы взяли трубочки и подули в них. Воздух выходил из нас в виде пузырьков.
- Как ещё можно узнать, что в нашем организме есть воздух?
- Можно подуть на ладошку.
- Что почувствовали? (тёплый воздух).
Как воздух попадает к нам в организм?
Дети: -Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)
-Нужен ли человеку воздух? Проведём опыт. Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос. Что вы чувствуете? Почему не смогли долго быть без воздуха? А ты что чувствовал?
- Правильно, это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась – пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем.
Илья, прочитай стихотворение, которое ты знаешь, про дыханье.
-Все мы знаем:
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим он, и я, и ты.
- Как же зовут второй лучик здоровья? (чистый свежий воздух).
- О чём говорит следующий лучик? (открываю лучик). Питание.
Питание бывает полезное и вредное.
Маргарита скажет свою поговорку о здоровье.
Маргарита: Ешь чеснок и лук - не возьмет недуг
Вопрос: Зачем человеку еда? Как ты считаешь? Вы согласны?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЫБЕРИ ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ»
Воспитатель: А сейчас для вас ребятки, загадаю я загадки.
Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!
Здоровым будешь ты всегда, коль будет правильной еда.
Будешь правильно питаться, будешь лучше развиваться.
Натуральные продукты — это овощи и фрукты.
Хочешь быть здоровым — слушай! Каждый день ты супчик кушай!
Для костей твоих, дружок, нужен утром творожок.
Чипсы, жвачка, сухари, это всё твои враги!
Дети! Правильно питайтесь! Быть здоровыми старайтесь!
Воспитатель: посмотрите, опять разыгрались наши овощи и фрукты. В них столько много витаминов, что они никогда не унывают и весело резвятся, опять спрятались. Ребята, вы видите их?
Дети: нет.
- Дети, они спрятались в этой песочнице. Давайте мы с вами отыщем их в песке и на ощупь угадаем, что это за овощ или фрукт.
Воспитатель: Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда. Какие вы знаете пословицы о еде («Без обеда, не красна беседа»; без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.»; «Какова еда, такова и работа»).
- (Подходят к следующей пиктограмме) Что обозначает этот знак (Закаливание).
А как нужно закалятся? Кто знает стихотворение про закаливание?
Катя: - Все, кто хочет быть здоров, закаляйтесь.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых настоящий.
Чаще окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Руки мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Воспитатель: Сейчас я хочу показать вам картинку. Рассмотрите её
внимательно и скажите, чем занимается ребёнок?
Дети: Закаляется.
Воспитатель: Существует много видов закаливания, помогите мне
вспомнить их.
Дети: Обливание под душем, обтирание рукавичкой, умывание
прохладной водой, полоскание горла, бег в прохладном
помещении, ходьба босиком по траве, песку, полу.
Воспитатель: Когда мы ходим с вами босиком, то не только закаляемся, но
и массажируем свои ножки.
- А какие знаете пословицы про закаливание? («Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно»; «Хочешь быть здоров – прояви волю и терпение».)
Катя: Солнце, воздух и вода помогают нам всегда
Воспитатель: Правильно, наш следующий лучик называется «Чистота».
Как вы думаете, связаны ли чистота и здоровье?
Воспитатель: Я предлагаю вспомнить правила чистоты.
Дети: Каждое утро умывайся, а вечером принимай ванну или душ.
- Зубы чисти утром и вечером.
- Следи за чистотой ногтей – подстригай их.
- Следи за чистотой ушей – мой их каждый день.
- Следи за чистотой носа, всегда имей при себе носовой платок.
- Мой руки перед едой и после каждого посещения туалета.
- Помни, что расчёска, зубная щётка, полотенце и мочалка –
предметы личной гигиены.
И ещё одну пословицу нам скажет Соня: Здоровье не купишь!
6-ый лучик открываю, ничего не понимаю. Что это? (модель часов) Какое отношение часы имеют к здоровью, зачем они нам нужны? (ответы детей)
-Да, вы правы, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать, когда гулять, когда обедать, чтобы соблюдать режим дня. А что такое режим дня? (ответы детей)
-Режим дня- это когда выполняются все дела в течении дня по времени. Режим дня помогает быть дисциплинированными, хорошо и качественно выполнять все свои дела. Сейчас мы поиграем в игру «Режим дня». Вставайте в шеренгу. Я буду показывать картинки, а вы выполнять движения, если это происходит утром- поднимаем руки вверх, если днем- руки в стороны, вечером- руки вниз, ночью- приседаем.
-Молодцы! Справились. Значит, 6-ый лучик здоровья называется? РЕЖИМ ДНЯ. Садитесь на стульчики.
Молодцы, я вижу, что вы много знаете о здоровье. Надеюсь вы будите следить за своим здоровьем каждый день. - Ребята, послушайте стихотворение, которое знает Маргарита:
- Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Ну а утром не лениться
На зарядку становиться!
Умываться, закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень
С ней борись ты каждый день.
На прогулку выходи
Свежим воздухом дыши.
Воспитатель: Вот те добрые советы
В них и спрятаны секреты
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Воспитатель : Посмотрите, солнышко улыбается, радуется за вас, потому
что мы нашли, куда боги спрятали наше здоровье. Я уверена,
что вы сохраните здоровье. Напомните нашим гостям, как же
называются лучики здоровья? (Ответы детей).
-Остался у нас последний лучик – это хорошее настроение. Давайте с вами выйдем в круг и поделимся своим теплом, своим хорошим настроением и улыбками друг с другом. А для этого мы сначала согреем наши ручки, потрём руки сильно-сильно, ладошки, каждый пальчик, а теперь скорее взялись за руки, делимся своим теплом. Почувствовали тепло? (да) А теперь подарим наше тепло и улыбки друг другу, подуем с ладошек и улыбнёмся.
-Понравилось вам, ребята, вести здоровый образ жизни? (да) Видите, как это увлекательно. Здоровыми жить здорово!
На прощанье я хочу вам пожелать: будьте здоровы! А вы,
пожалуйста, пожелайте это нашим гостям.
Дети (хором) : Будьте всегда здоровы!. (дети дарят макет солнышко гостям).