Надежда Сюсина
«Русская берёза». Конспект НООД по образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать экологическую культуру дошкольников, развивать представления об окружающем мире, расширять и уточнять представления детей о русской берёзе, развивать познавательный интерес.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Чтение художественной литературы», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи ОО «Познавательное развитие» :
Публикация «„Русская берёза“, Конспект НООД по образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1. Расширять и уточнять представления детей о русской берёзе, о её полезных свойствах и удивительных особенностях;
2. Развивать представления о правилах поведения в природе, о необходимости беречь природу.
Задачи ОО «Художественно - эстетическое развитие»
1. Развивать творческие способности детей, развивать умение работать в соответствии с инструкцией воспитателя.
Задачи ОО «Речевое развитие» :
1. Развивать навыки речевого общения, связную речь, мелкую моторику.
Задачи ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
1. Развивать чувства патриотизма и любви к Родине.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал: картинка с изображением листа березы, плакат «Береза», презентация «Белая береза», магнитофон с записями: звуки леса, березовый веник, веточки березы с распустившимися листочками.
Раздаточный материал: заготовки из белой и зеленой бумаги, клей ПВА, кисточки для клея, бумажные салфетки, (по количеству детей, подставки для кисточек, простой карандаш, листочки: березовые, кленовый, дубовые, рябиновые.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, рассматривание картин известных художников, наблюдение в природе.
Ход:
1. Организационный момент:
Приветствие: (дети входят в зал, берутся за руки, образуя круг)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Доброе утро!
- Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются).
- Садитесь на стулья (дети садятся полукругом возле воспитателя).
- А сегодня я предлагаю вам отправиться … А куда, вы сами догадайтесь (звучит музыка- звуки леса (ответы детей (показ слайда - 1)
- Правильно, в лес, где мы с вами много узнаем о деревьях и внимательно их рассмотрим.
- Ребята, лес – это страна чудес, где живут много животных и птиц, растет много растений и деревьев.
- Ребята, а какие деревья вы знаете? (ответы детей)
- Правильно, деревьев великое множество - это и березы, и рябины, осины, ива, ель, сосна, дуб, клен.
Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны деревья? (ответы детей).
- Для того, чтобы мы дышали свежим воздухом, потому что листочки деревьев выделяют кислород, которым мы дышим.
- Ребята, в лесу растет много разных деревьев. А если в лесу растут только елки и сосны, как называется такой лес? (ответы детей)
- Правильно, хвойный. (показ слайда - 2)
- Правильно, а если в лесу, растут деревья, на которых листочки, то это какой лес? (лес лиственный лес). (показ слайда - 3)
В нем можно встретить березы, рябины, осины, дубы.
- Но еще бывает лес, где встречаются и хвойные и лиственные деревья, как называется такой лес (ответы детей) (показ слайда - 4)
- Ребята, а кто из вас видел или гулял по лесу или парку, в котором растут одни березы? (Березовая роща) (показ слайда- 5)
- А как мы можем среди других деревьев узнать берёзу? (белый ствол только у берёзы)
- Какие у берёзы листочки? (листья округлой формы). (Показ листа березы из бумаги). Ранней весной на березе появляются почки, листики и сережки (показ веточки березы с распустившимися листьями).
- Питается береза, как и другие деревья, через корни, которые находятся в земле. Посмотрите на картинку. Из каких частей состоит дерево? (ответы детей) (показ слайда - 6)
- Берёза славится не только своей красотой, но и лекарственными свойствами. В медицине используют почки, листья и даже древесину берёзы. Отвары из березовых почек заживляют раны. Берёзовый чай очень полезен при простудных заболеваниях. Древесину берёзы используют при производстве активированного угля.
- Здоровье прибавляет и старому и малому березовый веник, который русские люди используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать, да душу порадовать (воспитатель показывает детям березовый веник).
- А так же из бересты плели лапти, корзины, делали шкатулки (воспитатель показывает детям лапти, шкатулку из бересты).
- Ребята, берёза дает человеку еще и вкусный, полезный березовый сок, который восстанавливает силы. Ранней весной береза просыпается после долгого зимнего сна. Корни всасывают из почвы влагу с растворенными в ней питательными веществами. Эту влагу называют березовым соком. Чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок и потом его пьют, так как он обладает целебными свойствами. А чтобы березка не истекла соком и не погибла, отверстие замазывают глиной или землей.
- Вот такое чудесное дерево – береза.
- А сейчас мы с вами немного поиграем, вставайте в круг на палас.
Физ. Минутка
Дети стоят в центре паласа, воспитатель раздает детям по два листочка (березовые, дубовые, кленовые, рябиновые) (звуки леса)
- Ребята, мы с вами находимся в лесу, поют птички, дует легкий ветерок.
Ветер дует нам в лицо (дети машут ладонями в сторону лица)
Закачалось деревцо (дети машут вытянутыми руками над головой из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише (дети приседаю и опускают руки вниз)
Деревце все выше, выше (дети встают и поднимаю руки вверх)
Ребята, посмотрите, с какого дерева у вас листочки (ответы детей).
Значит в каком лесу мы с вами побывали, если в нем растут дубы, рябины, клены, березы (ответ детей).
- А сейчас я вам предлагаю сделать красивый березки из бумаги.
- Перед вами на столе лежит заготовка из белой бумаги.
- Простым карандашом нарисуйте на заготовке черточки, передавая характерные особенности березы.
- Затем сверните конус и склейте его, нанеся клей на линию, где бумага соединяется.
- А сейчас закрутите на карандаш полоски зеленой бумаги и приклейте их на верхушку вашей березы. (Звучит фоновая музыка, выполняют задание)
- Получились замечательные кудрявые березки! Возьмите каждый свою березку и принесите ко мне на стол (дети выставляют свои работы на стол воспитателя).
3. Заключительная часть
Что нового вы сегодня узнали о березе? (ответы детей).
- Березку называют белоствольной, многие поэты воспевали ее в своих стихах. Кто из вас помнит стихи о березках? (дети читают стихи по желанию)
Белая береза под моим окном, Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой.
- Ребята, а кто написал это стихотворение (Есенин С. А.)
Итак, ребята, мы сегодня вспомнили все, что мы знаем о берёзе. О ее полезных свойствах.
- На этом наше занятие подошло к концу (дети прощаются с гостями).
Список использованных источников:
1. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детского сада.
2. Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.
3. Рыжова Н. «Наш дом – природа» : об экологических пособиях для детей 5-7 лет.