Подставкина Ирина Юрьевна
Конспект занятия по художественному труду в подготовительной группе на тему «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Формировать первичные представления об особенностях построения русских изб, их украшениях;
Познакомить детей с деревянным зодчеством, разнообразными постройками из дерева.
Вырабатывать навыки связанной речи, общение в диалоге, грамматический строй речи, расширять лексический словарь: землянка, изба, сруб, терем, палаты, крыльцо, конёк, наличники, ставни, причелины.
Развивать интерес детей к профессии плотника на Руси;
Публикация «Конспект занятия по художественному труду в подготовительной группе на тему „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
Расширять у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к русской литературе, истории, народному творчеству; развивать фантазию, чувство меры, глазомер, мелкую моторику рук;
Совершенствовать умения и навыки в конструктивно-модельной деятельности.
Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, уважение к труду наших предков, за золотые руки русских мастеров.
Воспитывать доброжелательное отношение, умение работать в паре, развивать коммуникативные навыки
Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к особенностям жилищ предков, традициям строительства избы; использует в речи новые слова; поддерживает диалог со взрослыми и сверстниками.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Деревянное зодчество», рассматривание иллюстраций русских народных сказок, заучивание пословиц и поговорок, рисование русской избы.
Материал к занятию : шкатулка, спил дерева, пакля, слюда, конструктор «Брёвнышки», презентация «Русь деревянная», иллюстрации землянки, избы, терма, дворца, заготовки построек, клей, клеёнки, тряпочки, простые ножницы, цветная бумага, фломастеры, макет деревни, фонограмма русских народных мелодий и песни «Как за нашим за двором».
Ход деятельности:
Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Что говорят вежливые люди при встречи? Давайте дружно поздороваемся и подарим улыбки нашими гостям (предложить детям сесть на стулья)
- Ребята, нам сегодня в детский сад пришло видеописьмо. Я предлагаю, посмотреть его и узнать, кто же его прислал?
«Здравствуйте ребята, я домовёнок Кузя! У меня случилась беда. Раньше я жил в деревянной избушке, но со временем мой дом разрушили и на этом месте построили современные дома. Что же мне теперь делать, где же мне теперь жить? Помогите мне ребята!
- Ой, ребята, что же делать, как мы можем помочь домовёнку Кузе? (поставить новую избу)
- Чтобы Кузе не скучно было жить одному, мы построим несколько изб.
- Домовёнок Кузя прислал сундучок, но он не простой, волшебный, в нём загадки.
Сундучок, сундучок
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Модная задвижка.
Кто сундучок открывает,
Тот загадки пусть отгадает.
- Ребята, чтобы отгадать загадку, нужно закрыть глаза, а угадывать вы будете по запаху (дети закрывают глаза, проношу перед каждым ребёнком должны определить его принадлежность)
Выслушиваю предположения детей и после показываю стружку.
- Почему пахнет деревом? (потому что это древесная стружка)
-Настоящие чудеса творили умелые руки мастеров. На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы (показ слайдов)
Русь деревянная, края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
-А почему Русь называли «деревянной»? (потому что все постройки были деревянные)
- Давайте вспомним сказки, где встречаются деревянные строения избы, терема, хоромы, палаты)
(«Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок», «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)
- Да, в «Сказке о рыбаке и рыбке» упоминается не только о землянке и избе, у старухи росли запросы, давайте вспомним, как это было (показ слайдов)
-Они жили в ветхой землянке… (картинка на экране)
-Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами… (картинка)
- Что ж он видит? Высокий терем,
На крыльце стоит его старуха… (картинка)
- Что ж, пред ним царские палаты… (картинка)
Давайте выстроим получившуюся цепочку: землянка, изба, терем, палаты.
Что общего у этих строений? (Они сделаны из брёвен)
- Какие же породы деревьев использовали славяне для строительства всех этих сооружений? ( хвойные породы деревьев: ель, сосна, лиственница) .
- Почему? (Хвойные деревья обеспечивали проветривание дома, это дерево «дышит», оно смолистое и менее подвержено гниению)
- В старину говорили «не строить», а «рубить» избу.
- Как вы думаете, почему?
- Деревянные постройки, терема, избы, строили без единого гвоздя, а стоят – не сдвинуть. Брёвна составляли так плотно между собой, что щёлочки не видать. (показ слайдов) На брёвнах проставляли зарубки - порядковые номера. Если требовалось, избу могли разобрать по брёвнышку, перевезти в другое место и снова собрать.
- Ребята, подойдите к деревянному конструктору и попробуйте сами разобрать его, перенести в другое место и снова собрать, как это было издавна.
- Да, хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен и мастерство.
- Ребята, как же называли мастеров, которые занимались постройкой деревянных зданий? (Плотники)
- Да! На Руси говорили: "Плотник - первый на селе работник". Это человек, который умел укладывать бревна так плотно, что и щелочки не увидишь.
- Ребята, каким инструментом пользовался плотник? (топором)
- Топором и лес валили и ложку могли выстругать. Всё делалось с помощью одного инструмента – топора. Есть русская пословица «Не взявшись за топор – избы не построишь»
Ребята, в волшебном сундучке ещё одна загадка, чтобы её отгадать нужно снова закрыть глаза, а угадывать вы будете на ощупь. (Дети щупают паклю)
(Паклю использовали для утепления щелей между брёвнами)
- А чем утепляли щели ещё раньше? (болотным мхом)
- Почему мхом? (Мох хорошо сохраняет тепло и убивает микробы) .
- Ребята, домовёнок Кузя ещё приготовил вам загадку.
- Что это такое и для чего это служило?
- Это слюда (показ слайдов) Слюда – это минерал, который залегает в земной коре. А ещё у слюды богатая история. На Руси её называли «хрусталём» и «стеклом московским». Мастера соединяли между собой различные по размерам кусочков слюды, создавая слюдяные оконницы. Расписывали их красками, изображали траву, цветы, зверей и птиц.
- Ну а если хозяин был мастеровитый, он украшал свой дом: вырезал причелины, узорные наличники, ставни. (Показ слайдов)
В старину глаза назывались «очи», глаз – «око», - отсюда и название – окна. Их украшали «наличниками» и «ставнями». Среди узора из густых ветвей, листьев и цветов мастера изображали сказочных птиц, львов, русалок, которые по крестьянским поверьям, охраняли живущих в доме от злых сил. Но эти наличники и ставни служили не только для красоты. Они защищали окна от дождя и снега, ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть открыты утром ставни - значит, хозяева встали, а закрыты - значит, ещё спят или их нет дома.
- Какое животное украшало в старину крышу? (конёк). Конёк считался славянским оберегом. (показ слайда)
- Ребята, мы с вами забыли о самом главном, нам надо помочь домовёнку Кузе в постройке избы.
- Вы сегодня будете работать с деревянными палочками, они будут служить основанием изб, бумагой которая делается именно из дерева, а значит инструменты будут другие – это ножницы, клей. Они тоже требуют внимания, какие правила безопасности работы с ножницами вы знаете? (Иллюстративный материал)
Ну что же давайте подготовимся к работе, разомнёмся.
Динамическая пауза «Избушка»
Пилим-пилим мы бревно
Очень нужно нам оно
Застучал и молоток
Ток-ток-ток, ток-ток-ток!
Всех избушка наша выше,
Не дотянемся до крыши!
Всех милее на опушке-
Наша деревянная избушка!
- Ребята, подходите к столам, вы будете работать в парах, каждая пара должна построить свою избу, украсить резными узорами ставни, не забыть про причелины, наличники. (Дети выполняют задание, вместе с воспитателем, договариваясь о том, кто какую работу будет выполнять, собирают избы в парах). Звучат народные песни.
- Ребята, какие пословицы мы с вами знаем о работе:
«Каков строитель такова и обитель».
«Каков мастер, такова и работа».
- Ребята, вы сегодня были настоящими мастерами, каждый проявил своё творчество, разные избы получились, очень красивые.
- Давайте поставим ваши избы на стол, посмотрите, получилась не одна изба для домовёнка Кузи, как он нас просил, а целая деревня.
- Стоят перед нами рубленные избы, светятся как солнце. Сколько в них красоты, как талантливо всё придумано и хитро сделано.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы. С. Есенин
- Ребята, кому мы сегодня помогали?
- Всё ли у вас получилось?
- Что для вас было интересным?
- В чем испытывали трудности?
- Где наличники самые красивые?
- Ставни у какой избы больше нравятся?
- Вы были сегодня интересными собеседниками и хорошими помощниками.
-По традиции, после строительства, славяне праздновали новоселье, на которое звали всех соседей, пели, плясали, угощали гостей.
Хоровод под русскую народную песню «Как за нашим за двором», угощение пирогами.
- Ребята, за то что вы сегодня так хорошо потрудились, я хочу вам подарить фигурки людей, это жители деревни, вы можете их взять и обыграть. Представьте, что вы оказались в далёком прошлом.