Татьяна Бубукина
«Русская березка». Конспект интегрированной образовательной деятельности по ИЗО и развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Русская березка»
конспект интегрированной образовательной деятельности по ИЗО и развитию речи в подготовительной группе
Подготовила : Бубукина Татьяна Викторовна
Пояснительная записка
Тема. «Русская березка» (интеграция образовательных областей по речевому и художественно-эстетическому развитию (рисованию)
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Публикация «„Русская березка“, Конспект интегрированной образовательной деятельности по ИЗО и развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Развитие речи, конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности
Для достижения программного содержания были использованы такие методы и приемы
• Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением деревьев, модель березы)
• Наглядно-практический метод (творческие упражнения с карточками, моделирование ситуации – почему ты так думаешь, а могли ли такие деревья расти у нас)
• Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации)
• Прием эмоциональной заинтересованности (письмо от Лунтика)
• Игровой прием (игра - физминутка)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области :
• Социально-коммуникативное развитие (игра «Наряди дерево»,
игра «Подбери ласковые слова», игра «Скажи, что где?»)
• Физическое развитие (физминутка)
• Познавательное (рассказ воспитателя, просмотр презентации)
Применение инновационных технологий – использование мультимедийной презентации, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всей образовательной деятельности у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через участие детей в мероприятии (Клуб для любознательных «Хочу все знать, получение посылки от Лунтика).
Интегрированная образовательная деятельность состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Она началась, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего времени. Дети посещают «Художественную галерею, где закрепляют знания о деревьях нашего края. Наряжают березу словами прилагательными, превращаясь в волшебников. Смотрят мультимедийную презентацию с необычными деревьями мира: Колбасное дерево, Молочное дерево, Гигантский бамбук, Железное дерево, Дерево-колодец, Баобаб, Секвойя, Баньян, Дерево-лес, Конфетное дерево).
Затем дети посещают игровую комнату, где закрепляют предлоги и образовывают ласковые слова. Дети обсуждают, какой подарок можно подарить Лунтику и решают нарисовать русскую березу.
Чтобы заинтересовать детей был использован необычный способ рисования березы – пеной для бритья + зеленой гуашью, путем примакивания смятого целлофана.
Всем детям хотелось порадовать Лунтика, рисовать аккуратнее. Поэтому работали дети с интересом. На протяжении хода образовательной деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Учитывалась точка зрения, чувства, эмоции детей, а также налажены партнерские отношения с детьми.
После проведения интегрированной образовательной деятельности вместе с детьми подведен итог посещения клуба для любознательных детей «Хочу все знать!»
Цель. Использование нетрадиционных техник рисования в интегрированной образовательной деятельности.
Задачи.
Расширять знания детей о деревьях.
• Учить детей правильно передавать строение дерева в рисунке.
• Учить детей нетрадиционным техникам рисования.
• Развивать речь и словарный запас детей.
• Развивать фантазию, воображение у детей.
• Развивать коммуникативные навыки у детей.
• Приобщать детей к миру искусства.
• Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа.
• Беседа о деревьях нашего края.
• Рассматривание иллюстраций, энциклопедий и заучивание стихотворений о деревьях.
• Работа с предлогами, именами прилагательными, преобразование существительного в ласкательное.
• Рисование дерева на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности.
Оборудование. Мультимедийная презентация «Необычные деревья мира», иллюстрации деревьев, карточки со словами прилагательными на аппликации из листьев, картинка с изображением дерева для работы с предлогами, черный картон, мел, палочки, краска гуашь, пена для бритья, баночки под воду, целлофан, салфетки.
Атрибуты. Объемный модуль «Береза», игрушка-Степашка, ТСО, посылка-картонная коробка, сюрпризы для детей.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент
Дети входят в группу и встают в полукруг. Их встречает воспитатель со сказочным героем Степашкой.
Воспитатель
- Здравствуйте ребята!
(Дети здороваются)
- У нас сегодня гость. Вы узнали кто это?
Ответы детей (Степашка)
- Степашка приглашает вас в клуб для любознательных детей «Хочу все знать!». Посетив клуб «Хочу все знать» вы не только многое узнаете интересного, но и сами ответите на вопросы Степашки.
- Вы знаете, где находится Степашкин дом?
Ответы детей (Степашкин дом находится в лесу)
- Молодцы! Ребята, предлагаем вам посетить «Художественную галерею» клуба «Хочу все знать!».
Воспитатель предлагает детям пройти к иллюстрациям с изображением деревьев.
-Что изображено на картинах?
Ответы детей (на картинах изображены деревья)
- Да. Вы правильно отметили, что в галерее размещены картины с изображением разных деревьев.
- Какие виды деревьев вы знаете?
Ответы детей (деревья могут быть лиственные и хвойные)
- Какие лиственные деревья вы знаете?
Ответы детей (береза, дуб, липа, клен, яблоню, тополь, осина)
- Какие хвойные деревья вы знаете?
Ответы детей (ель, пихта, сосна, можжевельник, лиственница, кедр)
- Молодцы, ребята! Степашка вместе с вами вспомнил виды деревьев.
- У Степашки есть любимое дерево, которым восхищаются многие поэты и писатели. А какое, вы догадаетесь сами, когда прослушаете музыку.
Звучит музыка на русскую народную песню «Во поле береза стояла».
- О каком дереве поется в этой песне?
Ответы детей (в этой песне поется о березе)
Игра «Наряди дерево»
Звучит спокойная музыка
Воспитатель
- Ребята, вы когда-нибудь мечтали стать волшебниками?
Ответы детей (да)
- Зачем? Для чего?
Ответы детей
- Степашка может исполнить ваше желание.
Закройте глаза и представьте, что сейчас «Весна». Тепло, хорошо, кругом растет трава и березки. Но вот, досада…. Злая волшебница заколдовала березки, и листья не могут появиться на дереве.
- Жалко вам березки?
Ответы детей (да)
- Расколдуем их! А для этого ответьте на вопросы.
- Назовите слова-прилагательные к слову «Береза».
Ответы детей (береза белоствольная, красивая, нарядная, высокая, статная, стройная, пышная, тонкая, гладкая, гибкая… кудрявая раскидистая, лиственная).
Дети наряжают березку листьями.
- В какое время года на деревьях появляются листочки?
Ответы детей (листья на дереве появляются весной)
- Молодцы, ребята! Мы убедились, что вы настоящие волшебники. Вы вернули «Весну» березкам.
Презентация «Необычные деревья»
Воспитатель
- У Степашки есть друг Лунтик. Он прислал вам необычный подарок.
Ребенок достает диск из посылки.
- Давайте пройдем в кинозал и посмотрим что интересное на этом диске прислал нам Лунтик.
Дети со Степашкой рассаживаются на стульчики, смотрят мультимедийную презентацию о деревьях.
- О чем этот сюжет?
Ответы детей (сюжет о деревьях)
-У нас растут такие деревья?
Ответы детей (у нас такие деревья не растут)
- С какими необычными деревьями вы сегодня познакомились?
Ответы детей (я увидел Колбасное дерево, Молочное дерево, Гигантский бамбук, Железное дерево, Дерево-колодец, Баобаб, Секвойя, Баньян, Дерево-лес, Конфетное дерево).
Физминутка
Воспитатель
- А сейчас встанем в круг и представим себя деревьями.
Дети встают вкруг и выполняют движения, согласно текста.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Игра «Назови ласково слово»
Дети приглашаются в игровую комнату.
Воспитатель:
- Ребята, вы любите, когда вас называют ласковыми именами?
Ответы детей (Да)
- Я буду называть дерева или части дерева, а вы должны произнести их ласково.
Дети по очереди называют деревья и части дерева ласково.
Ель – ёлочка, сосна – сосенка, береза – березка, иголка – иголочка, ветка – веточка, шишка – шишечка и др.
- Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием.
Игра «Скажи, что где?»
Дети называют предлоги по картине.
- Что вы видите перед дубом? (перед дубом грибы)
- Что справа от дерева? (справа от дерева лежат желуди)
- Что слева от дерева? (слева от дерева растет ромашка)
- Где находится солнце? (солнце над деревом)
- Кто ползет по коре? (по коре ползет жук)
- Выше сова или белка? (выше белка, чем сова)
- Над ромашкой кто? (над ромашкой бабочка)
- Что справа от большого гриба? (справа от большого гриба маленький гриб)
- Где находится дупло? (дупло в центре ствола)
- Что под землей? (под землей корни)
- Где лежат желуди? (желуди лежат на траве)
- Молодцы, ребята! Мы со Степашкой видим, что вы хорошо знаете предлоги.
Изостудия «Фантазия»
Воспитатель
- Степашка рассказал, что у Лунтика есть мечта - увидеть русскую березу. --- Давайте сделаем ему подарок, детские рисунки, и отправим ему их по почте. Обратный адрес у нас есть.
Дети рассаживаются за столы, которые стоят по кругу.
Воспитатель
- Прежде чем начать рисовать, давайте повторим все, что мы знаем о строении дерева.
- Назовите части дерева?
Ответы детей (у дерева корни, ствол, ветки, крона, листья)
- чем береза отличается от других деревьев?
Ответы детей (у березы белый ствол в виде извилистой ленты с черными пятнами, сужающий к верху, ветки гнуться к низу.)
- С чего нужно начинать рисовать дерево?
Ответы детей (дерево нужно рисовать со ствола, с верхней части ствола)
- Правильно, ветки растут от ствола, а не отдельно от него.
Показ рисования ствола дерева мелом на доске.
Звучит музыка ансамбля Сябры «Вы шумите березы».
Перед детьми на столах мел и черная бумага.
Воспитатель предлагает нарисовать крону нетрадиционным способом: пеной для бритья и зеленой гуашью.
Показ рисования кроны нетрадиционным способом на доске.
Работа за столами
1. Дети рисуют ствол березы мелом на черном картоне, сверху вниз.
2. Простым карандашом рисуют черные пятна.
3. В тарелочке смешивают пену для бритья с зеленой гуашью.
4. Дети берут целлофан сминают, окунает в полученную смесь и путем примакивания, рисуются листья.
5. На готовых рисунках дети простым карандашом пишут свое имя.
Воспитатель
- Наше занятие подошло к концу.
- Ребята, Степашка благодарит вас за интересную встречу, правильные и интересные ответы на вопросы!
- Сейчас мы отправим посылку его другу. Я думаю, наши необычные березки ему очень понравятся.
Дети складывают рисунки в посылку и находят сюрприз от Лунтика (наклейки и желуди).
Итог образовательной деятельности
Воспитатель:
- Вам понравилось занятие, ребята?
- Что вы нового узнали о деревьях?
- Какие необычные деревья вы запомнили?
- Какой подарок мы сегодня приготовили Лунтику?
- Чем рисовали деревья?