Екатерина Попова
Конспект занятия для старшеклассников «Здоровое сбалансированное питание»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ ЛО «Лужская санаторная школа-интернат»
Конспект занятия для старшеклассников
НА ТЕМУ «ЗДОРОВОЕ СБАЛАНСИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- формировать стремление к здоровому образу жизни посредством изучения принципов правильного питания;
- сформировать правильное отношение к своему здоровью через понятие здоровое питание;
Темочки:
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Правильное питание. Конспекты занятий
- Продукты питания
- Старшая группа
- Темочки
- научить выбирать полезные и безопасные продукты питания, составлять меню школьника;
- сформировать у обучающихся основу рационального питания.
Форма проведения: Беседа, мультимедийная презентация, тестирование
Необходимое оборудование: компьютер, экран, презентация.
Воспитатель – Попова Е. С.
Ход ЗАНЯТИЯ
СЛАЙД 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Вступительное слово воспитателя
Воспитатель. «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам», — так гласит восточная мудрость.
Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь - каждый человек уже выбирает сам.
В одной из арабских пословиц говорится так: «У кого есть здоровье - есть и надежда, а у кого есть надежда - есть всё».
У разных народов существует множество пословиц, поговорок и высказываний знаменитых людей о здоровье, здоровом образе жизни. ЗОЖ, здоровый образ жизни - это словосочетание в последнее время слышится довольно часто.
Как вы думаете, ребята, что значит вести здоровый образ жизни?
Ответы обучающихся.
Воспитатель : Здоровый образ жизни включает в себя несколько компонентов. И один из них - очень важный - здоровое питание.
Но вся ли пища, которую мы едим, одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы?
СЛАЙД 2
Об этом мы и поговорим сегодня. Тема нашего занятия – «Здоровое сбалансированное питание».
СЛАЙД 3 ( На экране - пословица: «Мы есть то, что едим».)
Воспитатель : Как вы понимаете эти слова?
- Наше здоровье полностью зависит от того, что мы едим.
- Какое же оно - здоровое питание?
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Беседа о здоровом и вредном для здоровья питании
СЛАЙД 4 «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»
1. Разнообразное
Воспитатель. Как вы это понимаете?
Ответы обучающихся.
Воспитатель. В разных продуктах содержатся разные питательные вещества и витамины. Нельзя всё время есть одно и то же, необходимо употреблять разные продукты.
2) Полноценное
- Как вы это понимаете?
Ответы обучающихся.
- Питание полноценное или сбалансированное - это достаточное количество находящихся в нём белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2. СЛАЙД 2. БЕЛКИ
- Белки - важнейший компонент пищи. От них зависят основные жизненные процессы в организме: обмен веществ, способность к росту, размножению, мышлению.
Не все белки являются равноценными. Благоприятными являются сочетания растительных и молочных продуктов, например сочетание куска хлеба и стакана молока, мучных изделий с творогом, мучных блюд с мясом. Полезна рыба, очень полезны молочные продукты, сливочное масло, орехи.
Эти продукты помогают строить организм, укрепляют кости. Именно эти продукты поставляют клеткам строительный материал для роста.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2. СЛАЙД 3. УГЛЕВОДЫ
- Другие продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать. В этих продуктах содержатся углеводы. К ним относятся: гречка, мёд, овсянка, изюм, масло, хлеб. Главным энергетическим углеводом является глюкоза, поэтому она должна являться необходимым компонентом пищи. Нервные клетки и клетки головного мозга работают только на глюкозе. Нужно есть много овощей, фруктов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2. СЛАЙД 4. ЖИРЫ
Есть ещё и другой энергетический ресурс - жиры. Сердце, например, использует в качестве топлива почти исключительно жиры. Пищевые жиры являются подлинными концентратами энергии. Полное исключение жиров из питания приводит к серьёзным нарушениям здоровья, их недостаток приводит к задержке развития растущего организма, воспалению кожных покровов. Но избыток жиров приводит к повышению уровня холестерина в крови. В этом случае ухудшается состояние сосудов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2. СЛАЙД 5. ВИТАМИНЫ И МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА
- Необходимый компонент здорового питания - витамины и минеральные вещества.
В каких продуктах содержатся витамины и минеральные вещества?
Ответы обучающихся.
- Витамины и минеральные вещества помогают организму расти и быть здоровыми. Фрукты и овощи - это настоящие хранилища необходимых человеку витаминов. Если в вашем организме много витаминов, он легко победит любую болезнь, а у вас будет хорошее настроение и отличное здоровье.
СЛАЙД 5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1
1. Полезное
Воспитатель. Как вы это понимаете?
Ответы обучающихся.
ГИПЕРССЫЛКА
- Полезное питание – это, прежде всего, питание натуральными продуктами. Поэтому, безусловно, предпочтение нужно отдавать пище без консервантов : хлеб грубого помола, крупы, мясо, рыба.
Пища также обязательно должна содержать витамины. Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено - вот эти продукты, повышающие жизнедеятельность организма. Необходимо включать их в свой рацион, т. к. это самые полезные продукты.
Вредно:
А хлеб из муки тонкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель - эти продукты лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма.
Также хочу напомнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не только неполезны, а даже опасны для здоровья (лимонад, чипсы, сухарики).
В состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников. Сахар, в большом количестве присутствующий в газированной воде, провоцирует кариес. Обычная сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных растущему организму.
Или, например, жевательные резинки, которые любят многие дети. В состав жвачек входят подсластители, красители, ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также у жевательных конфет, просто нет конкурентов. В работе детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые «камни» из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жевательной резинки.
Также вредны ли для здоровья чипсы и сухарики. В картофеле фри, например, и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека. У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.
1. Регулярное
Воспитатель. Питание должно быть регулярным.
Дети вашего возраста должны питаться 4 раза в день в одно и то же время.
1. Умеренное
А еще питание должно быть умеренным. Как вы понимаете, что значит умеренность?
Ответы детей.
- Древнегреческому философу Сократу принадлежит такие слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть».
Переедать очень вредно, - желудок и кишечник не успевают все переварить. Умеренность - мать здоровья. Не перегружайте желудок, не переедайте. Ощущение сытости приходит к человеку через 15-20 минут после окончания еды. Поэтому из-за стола нужно выходить, чувствуя легкий голод.
ГИПЕРССЫЛКА Норма дневного рациона:
Завтрак – 600 г
Обед – 900 г
Полдник – 300 г
Ужин – 500 г
1. Адекватное
Воспитатель. Питание должно быть адекватным.
Что, на ваш взгляд, означает понятие «адекватное питание»?
Ответы обучающихся.
- Адекватность – значит, соответствие традициям, характерным для конкретного народа. Русский человек испокон веков ел каши, щи, супы, картошку с мясом. Именно такая пища соответствует генетике.
ГИПЕРССЫЛКА Примерный суточный набор продуктов для школьников:
Молоко – 200 мл
Творог - 200 г
Масло сливочное - 35 г
Мясо – 120 г
Рыба – 80 г
Яйцо – 1 шт.
Хлеб ржаной -120 г
Крупы - 50 г
Макароны - 20 г
Сахар – 45 г
Фрукты - 200 г
Овощи – 400 г
СЛАЙД 12. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1
1. Практическая часть. Проверка усвоения материала
А) Работа с «Пирамидой здорового питания»
Воспитатель. Проверим, как вы усвоили материал.
Перед вами на экране – «Пирамида здорового питания».
Ниже указаны названия продуктов питания. Вам нужно распределить их по этажам пирамиды:
на 1 этаже - самые полезные для здоровья продукты;
на 2-ом - те, которые нужно употреблять в меньшем количестве;
на 3-ем - продукты, употребление которых нужно ограничить, либо совсем не употреблять.
Продукты питания : крупы, фрукты, овощи, хлеб грубого помола, рыба, мясо, молоко, конфеты, сахар, сливочное масло, сыр, яйца, колбаса, торт, чипсы, лимонад, соль, орехи.
СОВЕТ: лимонад можно пить через трубочку, сухарики можно сделать самим.
СЛАЙД 13. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1
Б) Тест «Самые полезные продукты»
Воспитатель. Предлагаю выполнить тест, который называется «Самые полезные продукты».
Вставьте вместо точек нужные слова:
1. Если мне надо выбрать конфеты или яблоко, я выбираю, потому что это … .
2. Если мне надо выбрать пирожное или виноград, я выбираю, потому что … .
3. Если мне надо выбрать орехи или чипсы, я выбираю, потому что … .
СЛАЙД 14. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1
1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Чтение стихов
Заранее подготовленные обучающиеся читают стихи:
1. Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться!
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть, -
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
1. Подведем теперь итог:
Чтоб расти - нужен белок.
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без завода
Не пойдет ни так, ни сяк, -
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
1. Витамины - просто чудо, -
Сколько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед нами отвернут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие!
СЛАЙД 15. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1
1. Итог
Воспитатель. Ребята, теперь вам известны многие секреты здорового питания. Каковы же они?
Ответы обучающихся.
- Какое питание можно назвать здоровым?
- Какую пищу нельзя употреблять?
- Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть здоровым может каждый из вас. Нужно только очень захотеть.
В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. Правильное питание снижает усталость, улучшает самочувствие, уменьшает раздражительность и возбужденность. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, на лице излучается улыбка. У здоровых людей - ясный ум и крепкая нервная система.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье!
СЛАЙД 16. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1
Благодарю за внимание!