Алла Громадина
Конспект занятия для старшей группы «Казаки — заядлые рыбаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад первой категории «Колокольчик».
Конспект занятия для старшей группы
Раздел «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (региональный компонент).
Тема: «Казаки – заядлые рыбаки».
Номинация: разработки занятий, воспитательных мероприятий экологической направленности «Зелёный дом».
Автор – составитель: Громадина А. А.
Май 2018 год.
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Казаки — заядлые рыбаки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыболовство, рыбак
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Конспект занятия для старшей группы «Основное занятие казаков - рыболовство»
Цель: знакомство с одним из основных видов деятельности казаков – рыболовством.
Задачи:
формировать представление о том, как жили наши предки;
развивать познавательный интерес к образу жизни и основным занятиям казаков;
расширять словарный запас детей; дать понятие новых слов, употребляемых в речи казаков;
развивать логическое мышление, воображение, связную речь;
воспитывать любовь и уважение к родному краю, людям, окружающей природе
Ход занятия.
1. Рассказ воспитателя.
Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы, как богаты и плодородны донские степи, река Дон. В этих краях жили наши предки – донские казаки.
Показ слайдов №1 - №3.
Воспитатель. Давайте мы с вами вспомним, чем же занимались наши предки – казаки?
2. Игра «Подкова»
Дети: Охота, пчеловодство, земледелие, виноградарство, рыболовство, лозоплетение.
Показ слайдов №4 - №9.
Воспитатель. Одним из основных занятий было рыболовство. Рыба была вторым хлебом казаков. В реке Дон ее было достаточно, да еще она приходила из Азовского моря для метания икры. В «былые времена» в Дону ловились: осетры, стерлядь, карп, лещи, сельдь, окуни и много другой рыбы. Казаки солили и вялили ее, употребляли в пищу или обменивали на хлеб. Казаки очень любили варить щарбу (уху).
Показ слайдов №10 - №14.
3. Дидактическая игра «Найди рыбу, которую я назову»
( Картинки: щука, ерш, судак, осетр, окунь, селёдка, лещ, карп).
Воспитатель. У казаков были свои названия рыб, например, всю рыбу они называли кругляк, судака – сулой, крупного леща – чебаком, а окуня – чекамасом.
Вопросы
Ребята, а как вы думаете, почему у щуки зеленая чешуя с темными полосками?
Чем ерш отличается от других рыб? (у него очень острые плавники).
Все рыбы очень интересны и уникальны, но что же объединяет всех рыб? (они живут в воде).
Чем рыбы отличаются от животных? (плавники, жабры).
Рыба живое существо? (ответы).
Почему вы так думаете? Докажите.
Детёныши рыб появляются из …
Как их называют?
Кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит?
4. Физкультминутка. «Рыбки».
Рыбки плавали, ныряли
Плавное, попеременное поворачивание кистей рук вверх-вниз
И плескались на воде
Резкое движение рук вверх - вниз
То сойдутся, разойдутся
Движение рук навстречу и от себя
То зароются в песке
Круговые вращательные движения руками перед грудью
5. Беседа с детьми.
Воспитатель. Как в настоящее время люди используют рыбу? (употребляют в пищу, в ней много витаминов; очень полезным пищевым продуктом является икра многих рыб; из костей рыб вырабатывают костную муку – удобрения из рыбы, также производят консервы для животных, а аквариумные рыбки радуют человека).
Показ слайдов №15 – №17.
Чем ловят рыбу? (удочками, сетями и другими приспособлениями).
Воспитатель. Вот и казаки ловили рыбу с помощью удочек, бредней, переметов, сапеток. Выходили на рыбалку на самодельных лодках - каюках, долбленных из цельного ствола дерева, чаще вербы. Они были неустойчивы и тяжелы. Управлять ими было непросто. Гребли в лодке - каюке одним веслом. Леску делали из нитей льна или конского волоса. Удочки были похожи на современные, но проще и грубее. Перемет состоял из длинной бечевы, на которой на определенном расстоянии подвешивались крючки с приманкой. Перемет растягивался поперек водоема. Бредень – небольшая двуручная сеть с сетчатым мешком посередине. Два рыбака тащат бредень вдоль берега. Обычно бреднем ловили вечером или ночью (рассматривание картинок). Сапетка плелась из краснотала (вербы) в виде цилиндрической широкой корзины без дна. Зимой молодежь часто глушила рыбу, идя с топором и ударяя время от времени по прозрачному льду. Оглушенная рыба всплывала к верху брюхом – ее вылавливали.
Показ слайдов №18 - 20.
6. Игра «Рыбаки».
7. Отгадывание загадок.
1. Блещет в речке чистой спинкой серебристой.
2. Вильнет хвостом, туда-сюда и нет ее, и нет следа.
3. В воде жива, на суше мертва.
4. У родителей и деток вся одежда из монеток.
Воспитатель. Правильно, ребята, это загадки о рыбах. Ну что же казачата наловили нам рыбы, а маленькие казачки сейчас нам сварят щарбу, но прежде чем варить уху, что нужно сделать? (Ответы детей)
Девочки варят уху.
8. Трапеза по казачьи.
Воспитатель. В старину казаки ели из одного чугунка, черпали по очереди, сначала самый взрослый, а потом уже по старшинству. А если кто – то без очереди, тому по лбу ложкой щёлкали.
Показ слайдов №21.
Вот так в старину казаки занимались рыболовством, и сейчас люди ловят рыбу в Дону, но чтобы сохранить рыбу существуют правила ловли. Какие правила вы знаете? (Ответы детей)
Показ слайдов №22 – №25.
Воспитатель. Правильно. А ещё самое главное правило, не загрязнять наши водоёмы, в которых живёт рыба.
Как загрязняются водоёмы, кто может ответить. (Ответы детей).
9. Итог занятия.
Воспитатель. Наше занятие закончилось, и я хотела бы, чтобы вы назвали основное занятие казаков, о котором мы сегодня говорили.
Какая рыба водится в Дону?
Какую пользу приносит рыба человеку?
Чем ловили рыбу казаки?
Какие правила охраны рыбы вы знаете?
В конце занятия проводится игра «Ловля рыбы».
Дети делятся на две группы (рыболовы – их меньше, рыбы – больше). Происходит разговор.
Рыбы: Что вы вяжете?
Рыболовы: Невод.
Рыбы: Что будете ловить?
Рыболовы: Рыбу.
Рыбы: Какую?
Рыболовы: Щуку.
Рыбы: Ловите!
Рыболовы догоняют рыбу, каждый раз называется новая рыба.