ЛАРИСА ФУРМАТ
Конспект НОД «Мы донские казаки, дети гордой Дон-реки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование знаний о казачестве, его самобытности, культуре, традициях, о специфике воспитания детей в казачьей семье.
Задачи:
1. Развивать и активизировать речь обогащать словарный запас,
2. Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к его обычаям, нравственные качества: доброту, честность, справедливость, уважение к старшим, любовь и уважение к малой Родине, родному краю.
3. Создать у детей положительно- эмоциональный настрой.
Публикация «Конспект НОД „Мы донские казаки, дети гордой Дон-реки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Интеграция областей: познавательное – речевое развитие, художественно – эстетическое, музыкальное,физическое.
Предварительная работа: чтение рассказов о казаках, разучивание казачьих песен, игр, танцев, пословиц и поговорок. Знакомство с казачьими традициями и обрядами, экскурсия в музей казачества, поход в церковь, рассматривание иллюстраций костюмов, домашней утвари.
Ход НОД:
1 часть. Вводная.
Воспитатель: - Казачата, сегодня мы идём в гости к тётушке Аксиньи в казачий курень, казаки славятся своим гостеприимством и нас уже ждут.
Дети в казачьих костюмах вместе с воспитателем отправляются в путь. На территории д/сада расположен мини-музей «Казачий курень», на пороге которого казачат встречает тётушка Аксинья.
Т. Аксинья: - Здорово ночевали казачата!
Дети : Слава богу!
Т. Аксинья :– Проходите, присаживайтесь, гости дорогие! Кто вы и откуда?
Ребёнок:
- Мы Донские казаки, дети гордой Дон реки
Есть река могучий Дон, рядом наш родимый дом.
Рыбу ловим, хлеб растим, предков наших свято чтим
И Отчизну любим дружно, если нужно защитим!
Т. Аксинья : -Проходите казачата в мой курень!
А вы знаете как назывались первые казачьи поселения (ответы детей назывались казачьими городками).
Т. Аксинья : -Позже городки стали называться станицами. Дом казака называется курень – происходит от монгольского слова «куря», что означает круг. Посмотрите, как всё ладно устроено здесь. Дети рассматривают убранство куреня.
Т Аксинья: - А сейчас я расскажу, как казаки воспитывали своих детей. Родители учили казачат добру, трудолюбию и послушанию. На казачат возлагали посильные работы по хозяйству- уход за домашней птицей, прополка огорода, уборка по дому.
-Девочек учили ведению домашнего хозяйства: шить, прясть (обращает внимание на прялку, предлагает девочкам посидеть за ней), убирать дом, готовить еду, посмотрите на кухонную утварь, из чего она сделана? (ответы детей из глины, казанки из чугуна)
-Присматривать за младшими детьми и пели колыбельные им (обращает внимание детей на колыбель). Вот послушайте (звучит аудиозапись колыбельной), девочкам можно покачать колыбель и подпевать., кто хочет? девочки выполняют действия.
-А в часы отдыха на берегу дона казачки затевали девичьи игры. И мы с вами поиграем в казачью игру «Платочек»(проводиться игра)
Т. Аксинья:- А теперь выйдем на казачье подворье. Мальчика казака в 3-4 года сажал на лошадь крестный и давал шашку. Конь для казака – первый друг, товарищ.
- Знаете ли вы пословицы о коне казаки?
Дети:- Без коня казак- сирота!
- Казак без коня, что солдат без оружия.
Т. Аксинья:-Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Казачата садитесь в бричку покатаемся (игр. ситуация «Наездники»)
-Конь устал, его нужно напоить водой из нашего колодца, воду казачки носили коромыслами вот так (показ действий, казачата повторяют жействия)
Т. Аксинья:-Казаки очень любили и любят ловить рыбу, и приучали сыновей к этому промыслу. Кто из вас ловил рыбу? Чем ловили? (ответы детей)
-А теперь давайте выйдем с вами на берег великой казачьей реки Дон,возьмём снасти (мальчики выходят и садятся в лодку).
Звучит аудиозапись (шум воды и фоновая мелодия Дон Иванович).
– Закройте глаза, вслушайтесь. Это шумит река, наш великий батюшка Дон. Мы с вами на берегу Дона, здесь сейчас много казаков и казачек, они встречают казаков, которые вернулись с рыбалки (откройте глаза).
Т. Аксинья:- Ну казаки, хвастайтесь каков улов?
Ребёнок:- К ак у Дона у реки Ловят рыбу казаки.
Малец Андрей Поймал трёх окуней.
А батяня корней Четырёх карасей.
А дед Гаврил Двух сомов подловил!
Т. Аксинья:- После доброй рыбалки угощу я вас казачьим взваром. Что такое взвар? Из чего его готовят? (ответы детей: - компот из фруктов)
Т. Аксинья:-- Милости просим за стол!
-Делу время потехи час! Казаки очень любят петь и танцевать. Вот и мы с вами споём да спляшем под казачью песню нашу «На горе-то, калина!»
Т. Аксинья:-Пришло время прощаться, вам в детский сад возвращаться. Желаю вам казачата: -Чтоб было у вас в доме всего как в родном Доне. Счастья и хлеба, да в курень мудрого деда!