Марина Николаевна Комарова
«Удивительный мир Антарктиды». Конспект занятия для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Удивительный мир Антарктиды.
Цель: познакомить детей с континентом, находящемся на Южном
полюсе - Антарктидой. С животным миром этого континента – пингвинами, их образом жизни.
Образовательные задачи:
1. дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды;
Развивающие задачи:
1. развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
Темочки:
- Антарктида, Южный полюс
- Антарктида. Конспекты
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес, речь.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.
Интеграция :
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал: глобус, льдинки с цифрами (от 1 до 10, д/и «найди пингвина», льдинки без цифр, д/и «накорми пингвина», перья смазанные жиром, сосуд с водой лёд, контейнер с водой, мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение.
Организационный момент.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбаться друг другу и нашим гостям и зарядимся энергией добра! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Рассматривание глобуса. Беседа с детьми.
Воспитатель: Посмотрите, что за шар у меня в руках?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно. Глобус – это макет нашей земли
-Как вы думаете, что отмечено на глобусе зеленым цветом? (леса)
-А голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера).
-А как вы думаете, что отмечено на глобусе белым цветом?
А вы знаете, как называется материк из снега и льда?
Воспитатель: ребята, чтобы это узнать, нам необходимо, разложить льдинки от 1 до 10 в порядке возрастания.
Воспитатель: давайте проверим, правильно ли мы разложили цифры.
А теперь перевернём льдинки и прочитаем название материка «Антарктида»
Воспитатель: ребята, а вы хотите побывать в Антарктиде, узнать, чем она отличается от других материков?
Воспитатель: Ну, что же пора отправляться в путь. Давайте встанем в круг, закроем глазки и обернемся вокруг себя 2 раза.
«Раз кружись, два кружись
(Картинка Антарктиды)
Основная часть
Воспитатель: Открывайте глазки. Как здесь красиво. Антарктида — огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Вокруг материка – океан. Эта самая суровая область Земли. Холоднее места не сыщешь во всем мире. Скользящие солнечные лучи не способны растопить этот лед. Сильный ветер наносит все новые горы снега. Его так много, что от такого количества они становятся очень тяжелыми и превращаются в лед. И так из года в год, из века в век.
Слайд «Айсберг»
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите
Под промёрзшим небосводом
Ледники сползают в воду,
И плывут вдали
Ледяные корабли
Воспитатель: Ребята как вы думаете что это?
(Ответы детей)
Воспитатель: Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов и течением их вынесло в море. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые : то это гигантский снежно-белый лебедь, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами. Встречаются айсберги похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на пирамиду, на прекрасный замок с башенками. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными. Большая часть айсберга скрыта под водой, и мы ее не видим. Поэтому они очень опасны для кораблей. Почему?
Воспитатель: а сейчас на опыте мы увидим, что такое айсберг.
Опыт «Айсберг»
Воспитатель: ребята давайте опустим в воду кусочки льда и посмотрим,что произойдёт.
Дети опускают в таз с водой кусочки льда.
Воспитатель: что происходит?
Дети: Лед не тонет! И большая его часть находится под водой.
Воспитатель: а ещё, лёд не тонет, потому что, он легче воды.
Воспитатель: В Антарктиде нет растений, потому что все кругом покрыто льдом. Животные находят себе пищу в море. Но несмотря на холод в Антарктиде обитают животные. Посмотрите на картинку. Здесь вы увидите касатку, тюленя, кита.
(Картинка «Животные»)
Воспитатель: Так же в Антарктиде живут и птицы альбатрос, буревестник.
(Картинка «Птицы»)
Воспитатель: Но самые интересные жители – это пингвины. Ребята, а как вы думаете пингвин это животное или птица?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Пингвины хоть и являются птицами, но летать не умеют. На суше пингвины неуклюжие, но в воде они становятся очень быстрыми и ловкими. Из-за коротких ног пингвины ходят вразвалочку. Зато пингвины очень хорошо умеют плавать. Крылья дают возможность плавать в воде, а лапы с перепонками, как у гусей и уток, служат рулем.
(Картинка «Пловцы»)
Воспитатель: Пингвины живут в основном в холодных районах нашей планеты. Как вы думаете, почему они не мерзнут?
(Ответы детей.)
Воспитатель: У них есть подкожный жир, который помогает им не замерзнуть. Я приглашаю вас к столу. Возьмите, пожалуйста, перья, которые я заранее обмазала жиром и предлагаю окунуть их в воду.
(Эксперимент с перышками»)
Воспитатель: Намокли? Почему?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Если становится очень холодно, пингвины собираются большой группой и прижимаются друг к другу, чтобы согреть себя и других. Пингвины все время двигаются и меняются местами, таким образом, всем удается побыть в середине, где теплее всего.
(Картинка «Стая»)
Появляется анимированная картинка с одним пингвином
Воспитатель: ребята, почему пингвин один? А где же остальные? Наверное они нас испугались и спрятались, потому что на материке нет людей! Давайте их найдем!
Дидактическая игра «Найди пингвина!» (Ориентировка на плоскости выкладывание льдинок вправо, влево, вверх, вниз.)
Воспитатель: молодцы ребята, давайте поставим пингвинов на льдину.
Воспитатель: Пингвины не только нас испугались, а вы знаете, у них есть очень опасный враг-это птица называется поморник.
Слайд (поморник)- это он охотится на пингвинят.
Зрительная гимнастика «Пингвины и поморники»
Воспитатель: а давайте представим, что вы маленькие пингвины и пошли погулять по берегу, но не забывайте, у вас есть злейший враг – поморник. Как только услышите крик, приближающего поморника вы должны присесть, замереть, и не двигаться, только глазами следить за птицей.
Воспитатель: для этого оденем с вами шапки, и превратимся в пингвинов.
(Дети глазами следят за полётом чайки – вверх, вниз, по кругу)
Слайд
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем питаются пингвины?
(Ответы детей)
Воспитатель: Охотятся пингвины стаями,питаются рыбой, кальмарами, крабами. Пьют морскую и пресную воду, глотают снег.
Воспитатель: а давайте с вами накормим пингвинов?
Игра «накорми пингвина»
Воспитатель: Я раздаю вам картинки, а вы посчитайте, сколько на каждой льдине пингвинов, такое же количество рыбы им дайте.
Воспитатель: как много интересного мы узнали об Антарктиде и ее обитателях, а чтобы пополнить семейку пингвинов я предлагаю вам сделать забавных пингвинят. (снимают шапочки).
Продуктивная деятельность.
Ручной труд «Пингвины»
Воспитатель: Ребята посмотрите, какая появилась дружная семейка, теперь им не страшны ни холода, ни враги. Пингвинята остаются вам на память о нашем путешествии в Антарктиду. Ну вот пришло время нам возвращаться в детский сад, закрываем глазки и обернемся вокруг себя 2 раза
Антарктиде и её обитателях.
Молодцы! Мы с вами хорошо поработали и многое узнали об
Антарктиде и её обитателях.
Молодцы! Мы с вами хорошо поработали и многое узнали об
Антарктиде и её обитателях вернёмся в детский сад.
«Раз кружись, два кружись
В группе нашей окажись».
Воспитатель: Вот и вернулись мы из нашего путешествия с подарками. Ребята, где мы сегодня побывали? Что узнали? Что было интересно вам? Молодцы. Я еще приготовила вам подарок, настольная игра «Пингвины на льдине» будите в нее играть, Антарктиду изучать.