Елена Петрина
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству (загадкам, сказкам, историям)а так же к народно-прикладному искусству.
Программное содержание:
1. Прививать интерес к народно – прикладному искусству русского народа. 2. Воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к человеку – мастеру. 3. Формировать желание подражать такому человеку, приобщаться самому к процессу создания, творчеству.
Публикация «Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада „Волшебный сундучок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
4. Воспитывать уважение к традициям своей страны
5. Активизировать словарь
6. Учить выполнять свою работу аккуратно, добиваться результата.
Материал и оборудование к занятию :
-Образ русской избы
-Заготовки-шаблоны игрушек
-Гуашь
-Кисточки
-Музыкальные инструменты: Трещётки, свистулька, ложки, матрёшка, кукла тряпичная.
-Иллюстрации сказок.
-Музыкальное сопровождение Былинные наигрыши «Гусли» «Свистулька»
«Хороводная плясовая»
Словарная работа:
-Загадки о домашних животных, о временах года, о сказках.
-Пословицы и поговорки о труде:
Без труда не вынешь и рыбку из пруда!
Судят не по словам, а по делам!
Умелые руки не знают скуки!
Землю красит солнце, а человека-труд!
Терпение и труд- всё перетрут!
Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
-Выражение «Золотые руки»
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок «Теремок»,«Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Лисичка со скалочкой»
- Чтение пословиц о труде.
- Рассматривание иллюстраций с многообразной работой русских мастеров.
Методы и приё мы:
Словесный метод: (Чтение половиц, загадывание загадок, объяснение новых слов «Золотые руки» «Мастер»)
Наглядно-демонстрационный метод (Иллюстрации с народно-прикладным искусством, атрибуты русско-народных игрушек, музыкальные инструменты)
Практический метод (Изготовление игрушек своими руками)
Ход ЗАНЯТИЯ:
Русская изба, стоит печь, утварь. Дети заходят в избу.
Хозяйка: Посмотрите, сколько к нам гостей пришло!
Проходите, садитесь! А что это вы надумали к нам в гости пожаловать?
Дети: А мы пришли загадки, да сказки ваши послушать.
Хозяйка: Да, загадки наши не простые (смотрит в окно). Да вот хотя бы эта, прямо в окошке её увидела!
Красна девица во дворе –
Золота коса в избе… (солнца луч)
Черное суконце
Застлало все солнце… (туча)
Застучал долгий Ермошка
Да все по окошкам… (дождь)
Синяя шапка
Вся в заплатках… (небо, звезды)
Хозяйка: Молодцы, ребята, хорошо умеете отгадывать загадки. А сами то загадки знаете?
(Дети загадывают загадки).
Хозяюшка: Дети, а вы сказки любите? А что же такое сказка? Кто сочиняет сказки? (русский народ). Кто пишет (писатели). Какие сказки вы знаете? Какими словами часто начинаются русские сказки? А какими заканчиваются?
Хозяюшка: Да, дети, кого в сказках только не встретишь: хитрую лису, доверчивого петуха, трусливого зайца, злую мачеху. И простаков, и храбрецов, и злодеев, и трусов. Но в сказках добро всегда побеждает зло.
У меня есть загадка о сказочных героях. Сумеете ли вы их узнать.
Из леса птицы прилетают,
Детишек малых забирают.
К Яге в избушку их несут
И в детской сказочке живут.
Дети отвечают. Сказка «Гуси-лебеди»
Уговаривала братца
«Ты из лужицы не пей
Мутную водицу».
Не послушался мальчонка
И превратился он в козленка.
Дети отвечают : «Алёнушка и братец Иванушка»
Нравом зол, цветом сер,
Шестерых козлят он съел.
Дети отвечают: «Волк и семеро козлят»
Лисичка с выгодой менялась,
Да чуть без шубки не осталась.
Дети отвечают: «Лисичка со скалочкой»
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко.
Стала жить, да поживать,
Да жильцов к себе пускать.
Дети отвечают: «Теремок»
Вдруг слышится чей-то плачь.
Хозяюшка: Ой, кто же здесь плачет?
Воспитатель: Это наша девочка, Даша. (выходит заплаканная девочка). Дашенька, ты не плачь, не лей слезы. На вот тебе игрушки.
Даша: (бросает игрушки на пол) Не хочу я играть с этими игрушками – они у всех есть, а я хочу такие, что бы только у меня были!
Воспитатель:(обращается к хозяйке) Я не знаю что делать, как ее утешить?
Хозяюшка: Не горюй, кажется, знаю как твоему горю помочь.
Ребята, а вы знаете, что русский народ умеет не только веселиться, но и дело делать, трудиться: вышивать, плести из бересты, лепить из глины… Вот и наши мастера все умеют, за какое бы дело они не взялись – все у них получается, все в их руках спорится, про таких мастеровых людей говорят, что у них «руки золотые». А почему так говорят?
(Ответы детей).
Человек который справляется хорошо с работой, умеет всё делать, у которого всё получается. Добросовестно и старательно выполняет свою работу1
Люди еще слагали пословицы о труде, о деле, о мастерстве. А вы знаете такие пословицы? (Дети говорят пословицы).
Умелые руки не знают скуки!
Землю красит солнце, а человека-труд!
Терпение и труд- всё перетрут!
Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
Хозяюшка: Ай да молодцы, ребята, все знаете.
Есть у меня сундучок большой,
А сундук - то не простой.
Он волшебный и с секретом.
Хотите узнать, что в сундуке этом?
Ну-ка, ну-ка поживей
Открывай сундук скорей!
(Открывает сундук и показывает игрушки, сделанные из глины и дерева.
Матрёшки, русские музыкальные инструменты свистулька, трещотка, ложки, Кукла -Утешница)
Посмотрите на изделие –
Ну, что за рукоделие!
Это все игрушки:
Хозяюшка показывает свистульку.
В старину меня ценили :
Если засуха, то мной
Люди борются с бедой.
Вызывая дождь и ветер,
Иль пугая силу злую,
Лишь тихонько посвистят.
В нашем мире современном
Я из глины иль полена
Для забавы у ребят.
(свистулька)
Воспитатель: Свистулька — древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Появилась она очень-очень давно. Наши дальние предки использовали свистульку, как магический инструмент, чтобы вызывать в летнюю засуху и жару долгожданный дождь. В наше время, свистульки из серьезных магических инструментов превратились в детскую забавную игрушку. Свистульки можно услышать и в современных народных музыкальных коллективах. Посмотрите, какие разнообразные свистульки. Показываю свистульки на картинках (птички, животные, матрешки)Послушайте, как звучат свистульки.
Хозяюшка достаёт трещётку.
На ремне в рядок висим,
Сухо, весело трещим.
Ритм отстукивает чётко
Звонкий инструмент … (трещотка)
Хозяюшка: Состоят трещотки из набора 14-20 тонких длинных дощечек,сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева.
За счет этого и образуется довольно специфический, но приятный слуху звук, напоминающий треск. Поэтому и назвали этот инструмент –трещотка. Трещотка изготавливается обязательно из совершенно сухого дерева, желательно дуба — именно это обеспечивает музыкальные свойства инструмента. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием.
(Играют на трещотках)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких. (ложках)
(Хозяюшка показывает ложки)
Хозяюшка:Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент.
Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле.
Сегодня расписные деревянные Русские ложки получили такую широкую популярность и известность, что их тысячами покупают и вывозят к себе домой довольные туристы.
Конечно, эти ложки уже никогда не станут звучать в умелых руках музыкантов-ложечников, давайте и мы поиграем!
(Дети и воспитатель играют на ложках)
Хозяюшка:Ну а вот что ещё у меня есть в сундучке, послушайте!
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (кукла)
Посмотрите, какая она нарядная и яркая. Эта кукла называется Утешница
А знаете, почему её называют Утешницей? Сейчас расскажу. С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности. Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.
(Дети рассматривают куклу)
Хозяюшка: А вот ещё новая игрушка!
У меня матрешка есть – новая игрушка,
В желтом сарафанчике – славная пеструшка.
А ее откроешь – в ней сидит другая,
Вся в зеленой, как весной, травка молодая.
А вторую отвернешь – там еще матрешка.
Вся она, как маков цвет. Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек. И под цвет платочек.
Ну, а больше всех люблю маленькую крошку –
Красную матрешку!
Матрёшка- удивительная игрушка! Ребята, а как вы думаете, почему куклу назвали «матрёшкой»? Матрёшке немногим более ста лет. Есть много версий, как родилась матрёшка, По одной версии она была прообразом ярко раскрашенные пасхальные яйца, а по другой версии прообразом русской матрёшки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи- Фукурумы- лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. Внутри фигурки пряталось две фигурки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрёшкой.
А ещё говорят так, что имя это произошло от распространённого на Руси женского имени- Матрёна, а позже Маши. И ещё в народе говорят, что у матрёшки два отца. Токарь- игрушечник из Подольска Василий Звёздочкин выточил первую матрёшку, а художник Сергей Малютин расписал её. Первая матрёшка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха.
Хозяюшка предлагает рассмотреть и поиграть с матрёшками.
Хозяюшка: Ну, что же, вам понравились наши игрушки? А сами вы хотите попробовать что-нибудь смастерить? Тогда проходите в мою мастерскую и приступайте к работе.
Детям предлагается на заготовках (картонных или деревянных) украсить игрушки.
(По окончанию работы хозяйка поощряет детей и обращается к Даше).
Хозяйка: Даша, я вижу, что ты уже не плачешь, значит, понравилось тебе у меня в мастерской.
Даша: Очень понравилось, спасибо вам. Плакать я больше не буду, у меня теперь такие интересные игрушки появились.
Хозяюшка: А теперь всех вас я приглашаю на ярмарку, и не забудьте взять свои изделия. (Звучит русская народная музыка). Во время ярмарок русские люди водили хороводы, плясали, пели и, конечно, выставляли напоказ свои поделки, игрушки и т. д. Чего здесь только не увидишь: прекрасные барышни и кавалеры, кони, козлики, петушки – все разных красок и узоров. А сколько посуды и украшений – выбирай, что душе угодно!
Воспитатель: А еще на ярмарке угощали гостинцами. Наша ярмарка тоже не исключение. А вот и бабушка с дедушкой идут, самовар и пироги несут.
(Стоит стол с разными народными промыслами, и туда же дети ставят и свои работы)
Воспитатель: А еще на ярмарке угощали гостинцами. Наша ярмарка тоже не исключение.
(Угощают детей леденцами)