Получи документы

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок»

Елена Петрина
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Продолжать воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству (загадкам, сказкам, историям)а так же к народно-прикладному искусству.

Программное содержание:

1. Прививать интерес к народно – прикладному искусству русского народа. 2. Воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к человеку – мастеру. 3. Формировать желание подражать такому человеку, приобщаться самому к процессу создания, творчеству.

Публикация «Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада „Волшебный сундучок“» размещена в разделах

4. Воспитывать уважение к традициям своей страны

5. Активизировать словарь

6. Учить выполнять свою работу аккуратно, добиваться результата.

Материал и оборудование к занятию :

-Образ русской избы

-Заготовки-шаблоны игрушек

-Гуашь

-Кисточки

-Музыкальные инструменты: Трещётки, свистулька, ложки, матрёшка, кукла тряпичная.

-Иллюстрации сказок.

-Музыкальное сопровождение Былинные наигрыши «Гусли» «Свистулька»

«Хороводная плясовая»

Словарная работа:

-Загадки о домашних животных, о временах года, о сказках.

-Пословицы и поговорки о труде:

Без труда не вынешь и рыбку из пруда!

Судят не по словам, а по делам!

Умелые руки не знают скуки!

Землю красит солнце, а человека-труд!

Терпение и труд- всё перетрут!

Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

-Выражение «Золотые руки»

Предварительная работа:

- Чтение русских народных сказок «Теремок»,«Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Лисичка со скалочкой»

- Чтение пословиц о труде.

- Рассматривание иллюстраций с многообразной работой русских мастеров.

Методы и приё мы:

Словесный метод: (Чтение половиц, загадывание загадок, объяснение новых слов «Золотые руки» «Мастер»)

Наглядно-демонстрационный метод (Иллюстрации с народно-прикладным искусством, атрибуты русско-народных игрушек, музыкальные инструменты)

Практический метод (Изготовление игрушек своими руками)

Ход ЗАНЯТИЯ:

Русская изба, стоит печь, утварь. Дети заходят в избу.

Хозяйка: Посмотрите, сколько к нам гостей пришло!

Проходите, садитесь! А что это вы надумали к нам в гости пожаловать?

Дети: А мы пришли загадки, да сказки ваши послушать.

Хозяйка: Да, загадки наши не простые (смотрит в окно). Да вот хотя бы эта, прямо в окошке её увидела!

Красна девица во дворе –

Золота коса в избе… (солнца луч)

Черное суконце

Застлало все солнце… (туча)

Застучал долгий Ермошка

Да все по окошкам… (дождь)

Синяя шапка

Вся в заплатках… (небо, звезды)

Хозяйка: Молодцы, ребята, хорошо умеете отгадывать загадки. А сами то загадки знаете?

(Дети загадывают загадки).

Хозяюшка: Дети, а вы сказки любите? А что же такое сказка? Кто сочиняет сказки? (русский народ). Кто пишет (писатели). Какие сказки вы знаете? Какими словами часто начинаются русские сказки? А какими заканчиваются?

Хозяюшка: Да, дети, кого в сказках только не встретишь: хитрую лису, доверчивого петуха, трусливого зайца, злую мачеху. И простаков, и храбрецов, и злодеев, и трусов. Но в сказках добро всегда побеждает зло.

У меня есть загадка о сказочных героях. Сумеете ли вы их узнать.

Из леса птицы прилетают,

Детишек малых забирают.

К Яге в избушку их несут

И в детской сказочке живут.

Дети отвечают. Сказка «Гуси-лебеди»

Уговаривала братца

Старшая сестрица :

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка

И превратился он в козленка.

Дети отвечают : «Алёнушка и братец Иванушка»

Нравом зол, цветом сер,

Шестерых козлят он съел.

Дети отвечают: «Волк и семеро козлят»

Лисичка с выгодой менялась,

Да чуть без шубки не осталась.

Дети отвечают: «Лисичка со скалочкой»

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить, да поживать,

Да жильцов к себе пускать.

Дети отвечают: «Теремок»

Вдруг слышится чей-то плачь.

Хозяюшка: Ой, кто же здесь плачет?

Воспитатель: Это наша девочка, Даша. (выходит заплаканная девочка). Дашенька, ты не плачь, не лей слезы. На вот тебе игрушки.

Даша: (бросает игрушки на пол) Не хочу я играть с этими игрушками – они у всех есть, а я хочу такие, что бы только у меня были!

Воспитатель:(обращается к хозяйке) Я не знаю что делать, как ее утешить?

Хозяюшка: Не горюй, кажется, знаю как твоему горю помочь.

Ребята, а вы знаете, что русский народ умеет не только веселиться, но и дело делать, трудиться: вышивать, плести из бересты, лепить из глины… Вот и наши мастера все умеют, за какое бы дело они не взялись – все у них получается, все в их руках спорится, про таких мастеровых людей говорят, что у них «руки золотые». А почему так говорят?

(Ответы детей).

Человек который справляется хорошо с работой, умеет всё делать, у которого всё получается. Добросовестно и старательно выполняет свою работу1

Люди еще слагали пословицы о труде, о деле, о мастерстве. А вы знаете такие пословицы? (Дети говорят пословицы).

Умелые руки не знают скуки!

Землю красит солнце, а человека-труд!

Терпение и труд- всё перетрут!

Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Хозяюшка: Ай да молодцы, ребята, все знаете.

Есть у меня сундучок большой,

А сундук - то не простой.

Он волшебный и с секретом.

Хотите узнать, что в сундуке этом?

Ну-ка, ну-ка поживей

Открывай сундук скорей!

(Открывает сундук и показывает игрушки, сделанные из глины и дерева.

Матрёшки, русские музыкальные инструменты свистулька, трещотка, ложки, Кукла -Утешница)

Посмотрите на изделие –

Ну, что за рукоделие!

Это все игрушки:

Хозяюшка показывает свистульку.

В старину меня ценили :

Если засуха, то мной

Люди борются с бедой.

Вызывая дождь и ветер,

Иль пугая силу злую,

Лишь тихонько посвистят.

В нашем мире современном

Я из глины иль полена

Для забавы у ребят.

(свистулька)

Воспитатель: Свистулька — древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Появилась она очень-очень давно. Наши дальние предки использовали свистульку, как магический инструмент, чтобы вызывать в летнюю засуху и жару долгожданный дождь. В наше время, свистульки из серьезных магических инструментов превратились в детскую забавную игрушку. Свистульки можно услышать и в современных народных музыкальных коллективах. Посмотрите, какие разнообразные свистульки. Показываю свистульки на картинках (птички, животные, матрешки)Послушайте, как звучат свистульки.

Хозяюшка достаёт трещётку.

На ремне в рядок висим,

Сухо, весело трещим.

Ритм отстукивает чётко

Звонкий инструмент … (трещотка)

Хозяюшка: Состоят трещотки из набора 14-20 тонких длинных дощечек,сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева.

За счет этого и образуется довольно специфический, но приятный слуху звук, напоминающий треск. Поэтому и назвали этот инструмент –трещотка. Трещотка изготавливается обязательно из совершенно сухого дерева, желательно дуба — именно это обеспечивает музыкальные свойства инструмента. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием.

(Играют на трещотках)

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких. (ложках)

(Хозяюшка показывает ложки)

Хозяюшка:Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент.

Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле.

Сегодня расписные деревянные Русские ложки получили такую широкую популярность и известность, что их тысячами покупают и вывозят к себе домой довольные туристы.

Конечно, эти ложки уже никогда не станут звучать в умелых руках музыкантов-ложечников, давайте и мы поиграем!

(Дети и воспитатель играют на ложках)

Хозяюшка:Ну а вот что ещё у меня есть в сундучке, послушайте!

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

Посмотрите, какая она нарядная и яркая. Эта кукла называется Утешница

А знаете, почему её называют Утешницей? Сейчас расскажу. С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности. Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.

(Дети рассматривают куклу)

Хозяюшка: А вот ещё новая игрушка!

У меня матрешка есть – новая игрушка,

В желтом сарафанчике – славная пеструшка.

А ее откроешь – в ней сидит другая,

Вся в зеленой, как весной, травка молодая.

А вторую отвернешь – там еще матрешка.

Вся она, как маков цвет. Сарафан на ней надет

Алый, как цветочек. И под цвет платочек.

Ну, а больше всех люблю маленькую крошку –

Красную матрешку!

Матрёшка- удивительная игрушка! Ребята, а как вы думаете, почему куклу назвали «матрёшкой»? Матрёшке немногим более ста лет. Есть много версий, как родилась матрёшка, По одной версии она была прообразом ярко раскрашенные пасхальные яйца, а по другой версии прообразом русской матрёшки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи- Фукурумы- лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. Внутри фигурки пряталось две фигурки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрёшкой.

А ещё говорят так, что имя это произошло от распространённого на Руси женского имени- Матрёна, а позже Маши. И ещё в народе говорят, что у матрёшки два отца. Токарь- игрушечник из Подольска Василий Звёздочкин выточил первую матрёшку, а художник Сергей Малютин расписал её. Первая матрёшка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха.

Хозяюшка предлагает рассмотреть и поиграть с матрёшками.

Хозяюшка: Ну, что же, вам понравились наши игрушки? А сами вы хотите попробовать что-нибудь смастерить? Тогда проходите в мою мастерскую и приступайте к работе.

Детям предлагается на заготовках (картонных или деревянных) украсить игрушки.

(По окончанию работы хозяйка поощряет детей и обращается к Даше).

Хозяйка: Даша, я вижу, что ты уже не плачешь, значит, понравилось тебе у меня в мастерской.

Даша: Очень понравилось, спасибо вам. Плакать я больше не буду, у меня теперь такие интересные игрушки появились.

Хозяюшка: А теперь всех вас я приглашаю на ярмарку, и не забудьте взять свои изделия. (Звучит русская народная музыка). Во время ярмарок русские люди водили хороводы, плясали, пели и, конечно, выставляли напоказ свои поделки, игрушки и т. д. Чего здесь только не увидишь: прекрасные барышни и кавалеры, кони, козлики, петушки – все разных красок и узоров. А сколько посуды и украшений – выбирай, что душе угодно!

Воспитатель: А еще на ярмарке угощали гостинцами. Наша ярмарка тоже не исключение. А вот и бабушка с дедушкой идут, самовар и пироги несут.

(Стоит стол с разными народными промыслами, и туда же дети ставят и свои работы)

Воспитатель: А еще на ярмарке угощали гостинцами. Наша ярмарка тоже не исключение.

(Угощают детей леденцами)

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

«Приобщение детей старшей группы к истокам русской культуры и культуры родного края». Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний.

Игровые технологии в приобщении к истокам русской народной культуры Игровые технологии в приобщении к истокам русской народной культуры «Духовная жизнь ребенка, полноценная лишь тогда, когда он живет в.

Конспект интегрированного занятия по приобщению к истокам русской народной культуре для средней группы «Чудо-пряники» Конспект интегрированного занятия для детей средней группы по приобщению к истокам русской народной культуры. Тема: «Чудо пряники». Воспитатель:.

Конспект комплексного занятия в младшей группе по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры Тема: «Стоит пузачок, блестит бочок…» (Знакомство с самоваром). Возраст детей 3-4 года. Программное содержание: • формирование у детей.

Конспект НОД «Волшебный сундучок» для подготовительной группы детского сада Конспект НОД «Волшебный сундучок» для подготовительной группы детского сада. Программное содержание: познакомить детей с детским обучающим.

Использование лэпбука «России святой старина» в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Методическая разработка "Использование лэпбука "России святой старина" в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры".

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством фольклора Слава нашей стороне слава нашей старине и про эту старину я рассказывать начну. Что-бы дети знать могли о делах родной земли. Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. Воспитание гражданина и патриота, знающего.

Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Россия, Русь! Куда я ни взгляну… За все твои страдания и битв Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок»
Опубликовано: 1 ноября 2017 в 14:40
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петрина (УИ 842294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД