Наталья Чуркина
Игровые технологии в приобщении к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии в приобщении к истокам русской народной культуры
«Духовная жизнь ребенка, полноценная лишь
тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок»
В. Сухомлинский.
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой- либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели - педагоги в своей работе, является то, что все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Публикация «Игровые технологии в приобщении к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
С помощью игровых технологий у детей развиваются :
-психические процессы;
-внимание;
-мышление;
-память;
-восприятие;
-творческие способности ребенка.
Приобщать детей к истокам русской народной культуры, т. е. к фольклору тоже можно через игровые технологии :
1. русские народные игры (обрядовые, хороводные);
2. театральные игры: игры – драматизации, режиссерские игры.
3. пальчиковые игры;
4. игры - фантазирование;
5. фольклорные праздники.
Ознакомление с окружающим миром начинается с раннего возраста через традиционные (народные) игры. Это игры- забавы, они забавляют, веселят детей, и в то же время, несут в себе какой-то познавательный и воспитательный элемент. Знакомство с р. н. и. обогащают чувства и речь детей, формируют отношение к окружающему миру, приобщают к народной культуре, имеют значительный здоровьесберегающий эффект, играют неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка. Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников
к народной культуре.
Народные игры делятся по темам:
Игры, отражающие отношение человека к природе: «Гуси- гуси», «Волк во рву», «Змейка», «Кошки- мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка»
и т. д. ;
Игры, отражающие повседневные занятия наших предков: «Домики», «Ворота», «Каравай», «Удочка», «Ловись рыбка» и т. д. ;
Игры сверстников прошлых столетий: «Горелки», «Пятнашки», «Жмурки», «Ловишки», «Третий лишний»;
Игры о легендарных русских богатырях : «Бой петухов», «Достань камушек»,
«Перетяни через черту», «Цепи кованы».
Еще одним из видов игровых в приобщении к истокам р. н. к. являются театрализованные игры.
Театрализованные игры –это творческая игра.
Она представляет собой разыгрывание литературных произведений
(сказок, рассказов, стишков).
Театрализованные игры знакомят детей с окружающим миром, они учатся
понимать его, развивают речевые способности, активизируют мышление,
тренируют память. В театрализованной игре осуществляется эмоциональ-
ное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев. Осваивают способы их внешнего выражения. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Особенности театрализованной игры:
-действия детей с кукольными персонажами;
-непосредственные действия детей по ролям;
-литературная деятельность через диалоги и монологи;
-изобразительная деятельность носит характер пространственно- изобразительной, или оформительской деятельности;
-исполняют знакомые песни от лица персонажа, их инсценирование,
приплясывание и т. д.
Театрализованные игры делятся:
-игры- драматизации;
-режиссерские игры.
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует
развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра – драматизация.
Игры – драматизации – это инсценирование потешек, сказок, песен,
небольших литературных текстов; пальчиковый театр, театр на пальчиках,
театр на руке, напольные куклы, стендовый театр, игры – спектакли (драматический театр, пантомима); театр действий (праздники).
«Пальчиковые игры»- это одна из разновидностей игры- драматизации.
Пальчиковые игры – это инсценировка какой-нибудь потешки, сказки
с помощью пальцев рук.
Играя в пальчиковые игры, ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Для пальчиковых игр используется фольклор: потешки, стишки, сказки, прибаутки, колыбельные песенки, перевертыши и т. д.
В пальчиковых играх используется принцип дидактики – от простого к сложному. В работу включается не только слуховой, но и зрительный и
двигательный анализаторы. Пальчиковые игры развивают память детей, т. к.
движения в дальнейшем позволяют быстрее запомнить стихотворный текст.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего
развития мелкой моторики рук.
Игра – фантазирование - овладение творческим рассказыванием. Это совместная работа детей и взрослых. Игра- фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, расковывает воображение детей, развивает навыки в области сочинения,
придумывания историй. Фантазировать должно быть интересно.
Примером игры - фантазирования служит игра «Придумай продолжение».
Прочтите начало сказки (рассказа) и попросите придумать как будут
развиваться события в сказке, чем она закончится.
Игры-имитации- разновидность игр –драматизаций. Имитация- подражение
поведению другого человека.
Они различаются:
Игра - имитация отдельных действий человека, животных, птиц.
(дети проснулись - потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра- имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки
и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
Игра- имитация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру
и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
Однотемная бессловесная игра - импровизация с одним персонажем по
текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», В. Берестов «Больная кукла», «Заинька, попляши…»).
Игра- импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (К. Ушинский «Петушок с семьей», Н. Павлова
«На машине», Е. Чарушин «Утка с утятами»).
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух
и лиса»).
Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»,
«Три медведя»).
Однотемная игра- драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Режиссерские игры.
В режиссерских играх ребенок выступает в роли режиссера, берет на себя
все игровые роли своих персонажей, сам себе и окружающим с удовольствием поясняет сюжет. В процессе действия с игрушками ребенок упражняется в общении, во взаимоотношениях. Развивается речь, мышление,
воображение, повышается самостоятельность и активность, проявляются
конструктивные и актерские способности. Режиссерская игра представляет
детям широкие возможности для самореализации.
Фольклорные праздники - еще одна из разновидностей игровых технологий в приобщении к истокам русской народной культуры.
Итог:
Приобщение к истокам русской народной культуры дошкольника будет
эффективным при условии:
-систематическое использование театральной деятельности в образовательном процессе;
-учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;
-создание комфортных условий для занятий театральной деятельностью.