Лучший педагог года

Игровые технологии в приобщении к истокам русской народной культуры

Наталья Чуркина
Игровые технологии в приобщении к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Игровые технологии в приобщении к истокам русской народной культуры

«Духовная жизнь ребенка, полноценная лишь

тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки,

фантазии, творчества.

Без этого он засушенный цветок»

В. Сухомлинский.

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой- либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели - педагоги в своей работе, является то, что все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Публикация «Игровые технологии в приобщении к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

С помощью игровых технологий у детей развиваются :

-психические процессы;

-внимание;

-мышление;

-память;

-восприятие;

-творческие способности ребенка.

Приобщать детей к истокам русской народной культуры, т. е. к фольклору тоже можно через игровые технологии :

1. русские народные игры (обрядовые, хороводные);

2. театральные игры: игры – драматизации, режиссерские игры.

3. пальчиковые игры;

4. игры - фантазирование;

5. фольклорные праздники.

Ознакомление с окружающим миром начинается с раннего возраста через традиционные (народные) игры. Это игры- забавы, они забавляют, веселят детей, и в то же время, несут в себе какой-то познавательный и воспитательный элемент. Знакомство с р. н. и. обогащают чувства и речь детей, формируют отношение к окружающему миру, приобщают к народной культуре, имеют значительный здоровьесберегающий эффект, играют неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка. Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников

к народной культуре.

Народные игры делятся по темам:

Игры, отражающие отношение человека к природе: «Гуси- гуси», «Волк во рву», «Змейка», «Кошки- мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка»

и т. д. ;

Игры, отражающие повседневные занятия наших предков: «Домики», «Ворота», «Каравай», «Удочка», «Ловись рыбка» и т. д. ;

Игры сверстников прошлых столетий: «Горелки», «Пятнашки», «Жмурки», «Ловишки», «Третий лишний»;

Игры о легендарных русских богатырях : «Бой петухов», «Достань камушек»,

«Перетяни через черту», «Цепи кованы».

Еще одним из видов игровых в приобщении к истокам р. н. к. являются театрализованные игры.

Театрализованные игры –это творческая игра.

Она представляет собой разыгрывание литературных произведений

(сказок, рассказов, стишков).

Театрализованные игры знакомят детей с окружающим миром, они учатся

понимать его, развивают речевые способности, активизируют мышление,

тренируют память. В театрализованной игре осуществляется эмоциональ-

ное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев. Осваивают способы их внешнего выражения. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Особенности театрализованной игры:

-действия детей с кукольными персонажами;

-непосредственные действия детей по ролям;

-литературная деятельность через диалоги и монологи;

-изобразительная деятельность носит характер пространственно- изобразительной, или оформительской деятельности;

-исполняют знакомые песни от лица персонажа, их инсценирование,

приплясывание и т. д.

Театрализованные игры делятся:

-игры- драматизации;

-режиссерские игры.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует

развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра – драматизация.

Игры – драматизации – это инсценирование потешек, сказок, песен,

небольших литературных текстов; пальчиковый театр, театр на пальчиках,

театр на руке, напольные куклы, стендовый театр, игры – спектакли (драматический театр, пантомима); театр действий (праздники).

«Пальчиковые игры»- это одна из разновидностей игры- драматизации.

Пальчиковые игры – это инсценировка какой-нибудь потешки, сказки

с помощью пальцев рук.

Играя в пальчиковые игры, ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Для пальчиковых игр используется фольклор: потешки, стишки, сказки, прибаутки, колыбельные песенки, перевертыши и т. д.

В пальчиковых играх используется принцип дидактики – от простого к сложному. В работу включается не только слуховой, но и зрительный и

двигательный анализаторы. Пальчиковые игры развивают память детей, т. к.

движения в дальнейшем позволяют быстрее запомнить стихотворный текст.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего

развития мелкой моторики рук.

Игра – фантазирование - овладение творческим рассказыванием. Это совместная работа детей и взрослых. Игра- фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, расковывает воображение детей, развивает навыки в области сочинения,

придумывания историй. Фантазировать должно быть интересно.

Примером игры - фантазирования служит игра «Придумай продолжение».

Прочтите начало сказки (рассказа) и попросите придумать как будут

развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игры-имитации- разновидность игр –драматизаций. Имитация- подражение

поведению другого человека.

Они различаются:

Игра - имитация отдельных действий человека, животных, птиц.

(дети проснулись - потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра- имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки

и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра- имитация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру

и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

Однотемная бессловесная игра - импровизация с одним персонажем по

текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», В. Берестов «Больная кукла», «Заинька, попляши…»).

Игра- импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (К. Ушинский «Петушок с семьей», Н. Павлова

«На машине», Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух

и лиса»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»,

«Три медведя»).

Однотемная игра- драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Режиссерские игры.

В режиссерских играх ребенок выступает в роли режиссера, берет на себя

все игровые роли своих персонажей, сам себе и окружающим с удовольствием поясняет сюжет. В процессе действия с игрушками ребенок упражняется в общении, во взаимоотношениях. Развивается речь, мышление,

воображение, повышается самостоятельность и активность, проявляются

конструктивные и актерские способности. Режиссерская игра представляет

детям широкие возможности для самореализации.

Фольклорные праздники - еще одна из разновидностей игровых технологий в приобщении к истокам русской народной культуры.

Итог:

Приобщение к истокам русской народной культуры дошкольника будет

эффективным при условии:

-систематическое использование театральной деятельности в образовательном процессе;

-учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;

-создание комфортных условий для занятий театральной деятельностью.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Веселая матрешка» Педагогическая цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Программные задачи: 1. Образовательные: ознакомить дошкольников.

Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью сказок» ". как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и в сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

План по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Тема: Приобщение детей к истокам русской народной культуры Дата начала работы над темой_1 сентября 2017г Предполагаемая дата окончания.

План работы по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Дата начала.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством фольклора Слава нашей стороне слава нашей старине и про эту старину я рассказывать начну. Что-бы дети знать могли о делах родной земли. Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. Воспитание гражданина и патриота, знающего.

Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла»Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла» Цель: Познакомить дошкольников с традиционной народной игрушкой – тряпичной куклой. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов.

Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Россия, Русь! Куда я ни взгляну… За все твои страдания и битв Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые технологии в приобщении к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 27 октября 2017 в 17:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии в приобщении к истокам русской народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чуркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД