Атаханова Альфия
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста на тему «Масса предметов, способы сравнения массы предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Масса предметов, способы сравнения массы предметов»
для старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование умения сравнивать массу предметов при помощи чашечных весов в ходе исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с прибором измерения массы- чашечными весами;
- Формировать умение сравнивать массу предметов с помощью чашечных весов, меняя форму предметов, делать выводы;
Публикация «Конспект занятия для старшего дошкольного возраста на тему „Масса предметов, способы сравнения массы предметов“» размещена в разделах
- обучать сравнивать предметы по массе, располагать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты деятельности словами: тяжелый, легкий, самый легкий, тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, логическое мышление дошкольников;
способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
- развивать у детей умение решать проблемные ситуации.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в подгруппах, помогая друг другу;
- поощрять интерес к математическим заданиям
Материалы и оборудование: фигурки петуха, курицы, цыпленка; три мешочка разного цвета; в одном мешочке крупа, в другом нитки, в третьем шарик; поднос; синий круг 7,5см, красный квадрат 5см, зеленый треугольник 3см. из самоклейки; чашечные весы; два одинаковых кусочка пластилина; 2 тарелочки.
Ход занятия:
- Ребята, скажите, а у вас хорошее настроение? Тогда давайте поделимся своим настроением друг с другом (дети с ладошки сдувают хорошее настроение друг другу)
- Молодцы!
- Ребята, к нам сегодня в гости пришли петушок со своей семьей. (подвожу детей к столу с фигурками петуха, курицы и цыпленка)
- Ребята, наши гости пришли к нам не просто так, они просят нас о помощи. Петушку, курочке и цыпленку пришла посылка с подарками, три мешочка, а вот кому какой не написано. Как вы думаете, кому какой подарок? (мысли детей) Вот подсказка в открытке «Самый тяжелый мешочек- для петушка, а самый легкий – для цыпленка.» Но вот как узнать какой мешочек самый тяжелый и самый легкий они не знают. Поэтому и пришли к нам за помощью. Поможем?
- Тогда давайте возьмем мешочки и попробуем разобраться.
- Как вы думаете, ребята, как можно определить какой мешочек тяжелее, а какой легче.
- Взвесить на ладошках.
- Правильно, можно взять один мешочек в одну руку, второй в другую и сравнить мешочки между собой. Но у нас с вами не два, а три мешочка. Что нужно сделать?
- Нужно расставить мешочки в порядке убывания, от самого тяжелого к самому легкому.
(Сравнивают мешочки, выставляют в последовательности от самого тяжелого к самому легкому)
- Что мы можем сказать о красном мешочке?
- Он тяжелее желтого и зеленого мешочка. Значит он самый тяжелый.
- Правильно.
- А что можно сказать о зеленом мешочке?
- Он легче красного и желтого мешочка. Значит он самый легкий.
- А вот желтый мешочек вы поставили посередине, что про него можно сказать?
- Желтый мешочек легче красного, но тяжелее зеленого.
- Молодцы! Когда мы сравниваем предметы и говорим, легче или тяжелее, мы имеем в виду такое свойство предмета, которое называется «масса».
Давайте обозначим наши мешочки с подарками геометрическими фигурами, чтобы не запутаться. (приклеиваем стикеры размышляя куда какую фигуру и почему)
- Ребята, как вы думаете, мы правильно расставили мешочки? Как это можно проверить? С помощью чего можно проверить?
- С помощью весов.
- Молодцы! Да, ребята, оказывается не всегда можно сравнить предметы по массе, взяв их в руки (с помощью ощущений). Для сравнения близких по массе предметов пользуются весами.
А где у нас в группе весы? Принесите, пожалуйста! (дети приносят весы и сами собирают)
Весы – это прибор для измерения массы предметов. Рассмотрим простейшие чашечные весы. Чтобы сравнить массы двух предметов, можно на одну чашу весов положить первый, а на другую второй.
(сравниваем мешочки, и расставляем их в порядке убывания)
- Ну что, ребята, не подвели нас наши ладошки, правильно определили массы мешочков.
- Тогда, думаю можно вернуть подарки.
(отдаем мешочки)
- А еще петушок, послушай про себя стишок.
Артикуляционная гимнастика «Петушок» :
Любопытный петушок
Выглянул в окошко
Посмотрел налево
Посмотрел направо
Не нашел лисы
Заплясал от души
Ай да петушок!
Дети показывают кончик языка, затем весь язык. Поворачивают его к уголкам губ в правую и левую сторону. Затем быстрым движением.
- А вам интересно, какие подарки получили петушок, курочка и цыпленок.
Давайте спросим, можно ли нам посмотреть.
(рассматриваем подарки.)
- Ребята, я думаю, мы не будем прощаться с петушком и его семьей, пусть они еще посмотрят и узнают еще интересное про массу предметов.
- Подходим к столам. На столах две тарелочки с пластилином.
- Перед вами два кусочка пластилина. Какие они? (Одинаковые) Предлагаю это проверить? Как будем проверять? (На весах)
- Положите их на чаши весов. Что вы можете сказать? (Они одинаковые)
- А как вы поняли, что они одинаковые? (Чаши весов на одном уровне)
- Правильно. Значит масса двух кусочков пластилина одинаковая.
- Теперь я попрошу вас слепить из одного кусочка пластилина любые предметы.
- Но прежде, чем лепить давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика. «Вышел петушок гулять»
- Давайте начнем лепить. (Дети лепят)
- Что у вас получилось? Теперь положите на одну чашу кусок пластилина, а на другую чашу слепленные вами предметы.
- Что мы видим? (Чаши весов на одном уровне.)
-Что же это значит? (Это значит, что у них масса одинаковая)
- Какой вывод можно сделать?
- Да ребята, форма пластилина изменилась, а вот масса осталась такой же.
- Поэтому нужно запомнить, что не зависимо от формы предмета, масса может быть одинаковой.
(можно вставить презентацию про виды весов или игру)
- Ребята, вы сегодня очень постарались. Я вами горжусь.
- Что вы интересного сегодня узнали?
- А кому вы сегодня помогли?
- Как вы это делали?
- К какому выводу мы пришли? (Не зависимо от формы предмета, масса может быть одинаковой.)
Молодцы, ребята.