Альфия Мугдасимова
Конспект занятия для средней группы на тему «Знакомство с предметами быта татарского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с предметами быта татарского народа
Составила воспитатель Мугдасимова А. Ф., «Большеутинский детский сад «Ручеек»
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к элементам быта татарского народа.
Задачи:
Образовательные задачи:
Обобщить и расширить знания детей о предметах быта
Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
Расширять представления о родном крае;
Публикация «Конспект занятия для средней группы на тему „Знакомство с предметами быта татарского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Татарстан
- Средняя группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Учить находить отличительные особенности людей разных национальностей; учить находить сходство в предметах быта разных народов.
Учить анализировать, сравнивать, задавать вопросы, обобщать.
Расширять знания элементов татарской культуры, знакомство с татарским орнаментом.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Развивающие задачи:
Развивать умение внимательно слушать;
Развивать у детей интерес к традиции татарской культуры
выделять существенные признаки национальных костюмов;
Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к большой и малой Родине;
Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение детей к людям разных народов, национальностей, к сверстникам;
Формировать у детей толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям
Предварительная работа :
-Знакомство с татарским национальным костюмом и орнаментом
-Рассматривание иллюстраций, беседа о праздниках и блюдах,.
-Чтение народных сказок,
-Обогащение предметно- пространственной среды «Кукла в татарском костюме», сказки. пословицы.
-Слушание музыки, знакомство с элементами танца.
Словарная работа: Здравствуйте – исанмесез; калфак – кокошник;
Сапоги- ичиги; камзол;
Ход занятия:
Организационный момент.
- Исэнмесез. Здравствуйте.
-Ребята, как называется наше село в котором вы живете? (с. Большой Ут)
- А где живут девочки Каролина, Лилия, Аделина, Амелия? (в деревне Лямпа)
- А вы знаете, что в д. Лямпа живут татары? А у вас в селе Большой Ут живут русские. Отличаются они друг от друга? Чем? (внешностью, национальностью, языком).
- А как было бы здорово заглянуть в прошлое и посмотреть, как жили татары давным-давно.
Основная часть.
- Сегодня я вам предлагаю поближе рассмотреть предметы быта из татарской деревни и сказать, что общего есть у татар и русских.
- Посмотрите на полотенца, салфетки. Какие чудесные узоры на них вы
шиты. Как они называются? (Татарские национальные узоры.) Из чего они состоят? (Из цветов, листьев.)
- Перед вами татарский национальный костюм. Посмотрите на девушку, в чем она одета? Что у нее на голове? (калфак). Это - калфак – девичий головной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками (показвает калфак).
Это платье (кулмэк). Поверх платья одевали жилет – камзол и фартук (алъяпкыч) с красивыми узорами. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).
Это платье (кулмэк). Поверх платья одевали жилет – камзол и фартук (алъяпкыч) с красивыми узорами. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).
Это праздничные туфли с татарским орнаментом.
- Как вы думаете, всегда ли женщины одевали такую нарядную, богато украшенную одежду?
- Правильно, эта одежда считалась праздничной и одевалась по особым случаям.
- Раньше мужчины и мальчики носили рубахи, а поверх рубах одевали жилеты, а чтобы костюмы были красивыми их украшали различным орнаментом, вышивали различные узоры. А на голове носили …
- Ребята, вы знаете, что это такое? (Показывает тюбетейку). Хорошо, я вам расскажу. А вы внимательно слушайте.
Это – тюбетейка. Традиционный головной убор для мужчин. Тюбетейку принято красиво украшать бисером, вышивать узоры красивыми, разноцветными нитками. Посмотрите, ребята и наша тюбетейка очень красивая (дети рассматривают тюбетейку). Она тоже вышита яркими нитками, и на ней красивые татарские орнаменты.
- А вы знаете как называется этот предмет? (Туесок)
- Для чего он использовался? (для продуктов)
- Вы наверно сами заметили, что туески есть и в русской избе и у марийцев, которые приезжали к нам в гости.
Да это туесок сделанный из бересты, такие туески делали многие народы нашей страны, так как раньше посуду из глины, фарфора могли позволить себе не все. Береста была всегда под рукой.
- А что же у меня в руках? (прялка)
- Для чего она нужна? (чтобы были нитки, прясть)
- У русских тоже долгими зимними вечерами мамы, бабушки пряли пряжу из шерсти овечек и коз, а потом из нее вязали теплые вещи.
- А это, ребята рукомойник и кумган, из них раньше мылись. Рукомойник подвешивался в избе, а кумган чаще использовался в бане.
Подведение итогов.
- Какие названия предметов одежды, татарского быта запомнили? О чем бы еще хотели узнать побольше? О чем можете рассказать родителям дома?
Предлагаю ребятам взять предметы в руки потрогать, пощупать, рассмотреть поближе.