Светлана Королева
Конспект занятия для подготовительной группы. Тема: Волшебница вода.
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ с детьми подготовительной группы
Тема : Волшебница вода.
Программное содержание:
уточнить и расширить представления детей о воде: ее свойствах, природных состояниях и роли в жизни человека; продолжать закреплять правила безопасного поведения в природе: предостерегать от опасностей, связанных с падением сосулек и катанием на льду;
Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы, Тема: Волшебница вода,» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать предположения и делать простейшие выводы;
воспитывать организованность, навыки делового сотрудничества детей в опытнической деятельности.
Активизация словаря: прозрачна, растворять, сосуд, вещество.
Пособия: доска, картинки с изображением снега, льда, тумана, облаков и озера; пианино, телевидеоаппаратура, DVD-диск «Смешарики». Азбука безопасности»; на столе воспитателя: сосуд с водой, с молоком и пустой сосуд, ложка, салфетка; на столах для каждой пары детей наборы для опытов: 2 стакана разной формы с питьевой водой, 2 белые разовые ложки, блюдце, салфетки, сахар, соль.
Ход занятия
I ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Дети свободно становятся у доски, к которой прикреплены картинки к загадкам, закрытые листочками с текстами загадок.
- Ребята, вы умеете разгадывать загадки? Сейчас проверим.
После отгадывания каждой загадки открывается соответствующая картинка.
1. Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь – ручеек (снег)
2. Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе
(облако)
3. Прозрачен, как стекло.
А не вставишь в окно (лед)
4. Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои поправляя косынки.
И месяц, и звезды –
Все в нем отражается…
Как это зеркало называется? (озеро или пруд)
(садятся полукругом у доски)
- Обратите внимание на картинки. Что объединяет все загадки? (вода)
- Разве облако, лед – это тоже вода? Почему вы так думаете?
- Правильно, ребята. Вода бывает в разных состояниях: и в твердом, в виде снега, инея и льда; и в жидком, в виде дождя, озера, реки, и в газообразном, в виде облака, тумана или пара. Вот такая она волшебница. Может превращаться во что угодно.
- Отчего вода превращается в снег или лед? (от мороза)
- А отчего – в пар? (от нагревания)
- А кому нужна вода? (человеку, животным, растениям)
- Для чего вода нужна человеку? (вода поит, кормит, моет)
- А еще вода греет, находясь в теплых батареях, закаляет, когда мы обливаемся или купаемся в открытых водоемах; перевозит грузы; используется в различных производствах.
- Чтобы правильно использовать воду, человек должен все знать о ней, о ее волшебных свойствах. Вы согласны со мной?
- А вы хотите знать, в чем же сила и волшебство воды?
Тогда о некоторых волшебных свойствах воды мы и поговорим сегодня. Вернее проверим на собственном опыте, какими же чудесными свойствами она обладает в жидком состоянии.
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1) Проведение серии опытов. Дети садятся по двое за столы, на которых стоят наборы для опытов. Все задания выполняют попарно.
1 опыт «Какого цвета вода?»
- Посмотрите на воду в стаканах на ваших столах и скажите, какого она цвета? (не имеет цвета) (Если говорят «белая», то сравнивают с белой ложкой или молоком)
- Что мы видим, когда опускаем в воду ложку? (ложка видна)
- А что будет, если опустить ложку в молоко, мы ее увидим? Давайте проверим? Кто мне поможет? (ребенок демонстрирует погружение ложки в молоко) (ложка не видна)
- Какую особенность воды мы видим? (она прозрачна)
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачна.
- Как вы думаете, как мы можем использовать это волшебное свойство? (например, при умывании или стирке)
- А еще при разжижении акварельных красок или других веществ, ведь обычно при разжижении или растворении необходимо сохранить исходный цвет вещества.
2 опыт «Какой формы вода?»
- Что можно сказать о форме воды в ваших стаканах? (она разная)
- Может быть, это разная вода : эта имеет форму цилиндра, а эта - форму полушария (показывает на разные сосуды на столах детей, а в кране вода в виде змейки? (мнения детей)
- Что будет с водой, если ее вылить из стакана, например на пол, она останется такой же формы? (она растечется)
- А если ее перелить в сосуд другой формы?
Дети высказывают свое мнение. Затем воспитатель демонстрирует опыт: переливает воду из цилиндрического сосуда в сосуд другой формы.
- Что же произошло? (форма изменилась)
- Имеет ли вода постоянную форму, как, например, мяч или вот этот стол?
Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму сосуда
3 опыт «Имеет ли вода запах»
- Как узнать об этом? (понюхать)
Дети нюхают воду во всех стаканах.
Вывод: вода не имеет запаха
4 опыт «Какая вода на вкус?»
- Как узнать вкус воды?
- Давайте попробуем, какого вкуса вода? (вода не имеет вкуса)
- А можем ли мы изменить вкус воды? Как? (добавить соль, сахар)
- Что произойдет с водой, когда в нее добавим соль или сахар? (станет соленой, сладкой)
- Давайте проверим (дети добавляют в воду соль и сахар, пробуют).
- Что произошло с водой? (стала соленой, сладкой)
Вывод 1: вода не имеет вкуса, приобретает вкус того вещества, который в нее добавляют
- А куда делись соль и сахар, что с ними произошло? (они растворились)
- Что же за удивительное, волшебное свойство воды мы выявили? (вода растворяет соль и сахар)
- А что еще может растворить вода? (лимонную кислоту, акварель)
Вывод 2: вода умеет растворять некоторые вещества.
- Как можно использовать эти свойства воды? (не имеет вкуса - при утолении жажды, растворение - при приготовлении пищи, напитков)
- А еще вода как растворитель используется при размешивании стирального порошка, при изготовлении многих лекарств, при замешивании разных растворов в строительстве, да практически во всех сферах деятельности человека.
2)Физминутка. Музыкальная игра «Тучка и Капельки» (на ковре)
- Хотите поиграть в игру «Тучка и капельки». Тогда я буду мамой Тучкой, а вы Капельками. Под легкую музыку вы распределяетесь свободно по группе и легко подпрыгиваете, подобно веселому дождику «Кап-кап». Когда музыка изменится, станет более веселой и быстрой, вы, словно ручейки, легко побежите по группе в любом направлении «Ш-ш-ш-ш». Когда музыка затихнет, поднимете руки, будто испаряетесь, и тихо подбежите к маме Тучке. (игра проводится 2 раза, после чего дети садятся на коврик)
3) Беседа (систематизация полученных знаний)
- Так какие же волшебные свойства воды мы с вами выявили? Какова же вода в жидком состоянии?
(- вода не имеет цвета, она прозрачна;
- не имеет формы, принимает форму сосуда;
- не имеет запаха;
- не имеет вкуса;
- растворяет некоторые вещества)
- А всегда ли вода наш друг? Не может ли она быть опасной? Чем? (рассуждения детей)
- Да, вода может быть опасной в разных состояниях. Поэтому мы иногда должны быть осторожны с ней. Мои друзья Смешарики попросили меня показать вам некоторые правила из своей «Азбуки безопасности», которые вам необходимо помнить. Итак, приглашаю вас в зрительный зал (садятся на стульчики перед экраном телевизора)
4) Просмотр эпизода «Азбуки безопасности» - «Опасные сосульки»
- О чем Бараш пытался предупредить Ежика и Кроша? (о падающих сосульках)
- Послушали его друзья? (нет)
- Что произошло дальше?
- Чем все могло закончиться, если бы Бараш не пришел на помощь?
- Какое же правило вы извлекли из этого эпизода? (Нельзя ходить рядом с домами, на крышах которых могут быть сосульки)
5) Просмотр эпизода «Азбуки безопасности» - «На тонком льду»
- Какое же главное правило вы запомнили? (Нельзя скользить по льду, покрывающему озеро или реку)
- А где же кататься? (на катке или площадке)
III ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА
- Почему воду называют Волшебницей? (превращается в разные состояния, растворяет вещества, принимает форму сосуда, вкус и цвет тех веществ, которые растворяет)
- Может ли человек прожить без воды?
- Какие правила безопасности надо помнить при обращении с водой?
Итог. Вода большой друг и помощник человека, без воды нельзя прожить. Ее свойства необходимо знать не только для того, чтобы использовать их, но и для того, чтобы оградить себя от опасности.
Если останется время, можно закончить стихотворением «Без воды нам не прожить»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!