Екатерина Рыбникова
Конспект занятия для подготовительной группы «Знакомство с задачами»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия для подготовительной группы.
Тема: «Знакомство с задачами»
Цели: - формирование понятия «задача»;
- развивать умение вычленять структуру задачи;
- развивать умение анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым.
- продолжить закреплять умение складывать и вычитать числа первого десятка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, встаньте в кружок. Давайте сделаем разминку, повторяйте за мной
Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы „Знакомство с задачами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Раз, два, три, четыре, пять – (Топаем)
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять – (Хлопаем)
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять – (Разминаем пальчики, сжимая и разжимая кулачки)
Будем собираться.
Раз, два, три, четыре, пять – (Приседаем, кладём ручки на коленки)
Сядем заниматься
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня к нам в гости пришел гость, но, чтобы узнать кто это надо разгадать загадку:
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.
Дети: Буратино!
Воспитатель: правильно, Буратино! Он сегодня пришел к нам в гости не просто так, а чтобы мы ему помогли.
Буратино: правильно! Мальвина тут задала мне задачки, и сказала, пока не решу их, никакого печенья и варенья. А я их ну совсем не умею решать. (Показывает листочек с задачками)
Воспитатель: Буратино, но наши детки ещё не умеют решать задачи. Что же делать? Как вы думаете, ребята?
(Варианты детей)
Воспитатель: и правда, давайте научимся решать задачи и поможем нашему гостю. Как вы думаете, что такое задача?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим? Какое из этих стихотворений задача?
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это - доктор. (Айболит)
Вот 8 зайчат по дорожке идут.
За ними в вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой?
(варианты детей)
Воспитатель: Запомните, ребята, задача состоит из четырех частей: условие, вопрос, решение и ответ. Разберем на примере. «Сережа поставил на стол 3 матрешки. Вера принесла еще 1 матрешку. Сколько всего матрешек принесли Вера и Сережа?» (Для показа задачи использовать матрешки)
Важно сразу привлечь внимание детей к количественным отношениям между числовыми данными задачи: «Сколько матрешек Сережа поставил на стол? Сколько матрешек принесла Вера? Больше или меньше стало матрешек после того, как Вера принесла еще 1? Сколько всего матрешек принесли Вера и Сережа? Больше или меньше у нас получилось матрешек, чем поставил Сережа? Почему?» (Ответы детей)
Воспитатель : Я составила задачу, а вы ее решили. Теперь мы будем учиться составлять и решать задачи. В этой задаче условием является: «Сережа поставил на стол 3 матрешки. Вера принесла еще 1 матрешку.» Из него мы узнаем конкретные данные. Сначала рассказано о том, сколько матрешек поставил на стол Сережа и сколько матрешек принесла Вера. А затем поставлен вопрос, сколько всего матрешек принесли Сережа и Вера. Вы ответили, что Сережа и Вера принесли 4 матрешки.
(Важно подчеркнуть необходимость давать точный, развернутый ответ на вопрос задачи. Если ребенок упускает что-либо, например говорит лишь о количестве предметов («4 матрешки», воспитатель замечает, что непонятно, о каких матрешках идет речь.)
Буратино: И правильно решили задачу. Давайте попробуем ещё раз решить задачу. Только теперь вы сами придумаете вопрос к ней.
Воспитатель: На верхнюю полоску карточки положите 5 кружков, а на нижнюю — 1 кружок. Расскажите о том, что вы сделали
(Ответы детей. Воспитатель следит за тем, чтобы рассказ получился кратким, связным, конкретным)
Воспитатель: Ребята такой рассказ — еще не задача: это то, что мы знаем. А что можно узнать? О чем спросить?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Итак, давайте уточним вопрос: «Сколько всего кружочков лежит на полосках?» Как вы решите эту задачу? (Вызвать одного ребенка и предложить решить эту задачу на доске, используя математические символы)
Буратино: Я понял! А давайте теперь сами составим задачу.
Воспитатель: Отличное предложение! Ребята, высказывайте свои предложения. (Совместными усилиями придумываем задачу.)
Буратино: Давайте повторим ее и отделим то, что мы знаем, от того, что мы не знаем. Что же мы знаем? (ответы детей)
Воспитатель: Это мы знаем. Это условие задачи. Что же в задаче спрашивается?
(Ответы детей)
Буратино: В каждой задаче есть условие и вопрос. О каких числах говорится в нашей задаче? Какой вопрос вы поставили? Повторим нашу задачу.
(Воспитатель предлагает одному ребенку повторить условие задачи, а другому — поставить вопрос, уточняет, из каких 2 частей состоит задача.)
Воспитатель: запишем решение этой задачи на доске (вызывает желающего. Для начала можно использовать кружочки для наглядного решения задачи, а потом записать её математически)
Буратино: Молодцы! Я уже совсем разобрался, только устал немного…давайте разомнемся.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Воспитатель: Вот и хорошо. Давайте теперь посмотрим, какие же задачи Мальвина дала Буратино.
У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
(Сначала поработать с задачей: вычленить её структуру, а потом решить с помощью кружков (смоделировав)и арифметически)
Буратино: УРРА! Теперь я получу печенье и варенье! Спасибо вам за это, ребята! А можно к вам ещё обратиться, если у меня опять что-то не получится?
(ответы детей)