Щербина Мария
Конспект занятия для дошкольников 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О. педагога: Щербина Мария Юрьевна
Группа: средняя дошкольная группа (4-6 лет)
Программа: Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи с 3 до 8 лет.
Образовательная область: психология развития
Публикация «Конспект занятия для дошкольников 4–6 лет» размещена в разделах
Цель занятия : Создать условия для развития формирования мелкой моторики, развитие координации движений ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями с помощью системы Монтессори.
Задачи занятия :
Образовательная задача:
1. Закреплять умения навыков самообслуживания (застёгивать пуговицы\молнии, завязывать шнурки); закреплять умения произвольного поведения и саморегуляции.
Развивающая задача:
2. Развивать внимание и восприятие в бытовой среде, координацию движений, чувство ответственности перед окружающими;
Воспитательная задача:
3. Воспитывать стремление к правильному выполнению упражнений и согласованно действовать в команде.
Условия проведения: комната Монтессори.
Материально-техническое обеспечение: Деревянные рамки с застежками: банты, шнурки; поднос, лейка из прозрачного материала с отметкой уровня воды, сосуд с большим отверстием, тряпка; ленты.
Предварительная работа.
1. Подготовка наглядного материала (деревянные рамки, поднос, лейка, ленты);
2. Оформление кабинета согласно тематике занятия;
3. Беседа с детьми о здоровом образе жизни.
Подготовительная часть занятия :
Цель деятельности педагога: обеспечение условий качественного проведения учебно-воспитательного процесса занятия, подготовка ребёнка ориентироваться в пространстве, координация движения; создание мотивации у детей для успешного проведения занятия.
Методы достижения поставленных целей:
1. Метод формирования знаний (метод слова, метод наглядности);
2. Методы развития навыков самообслуживания (повторный, игровой).
Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня я вместе с вами отправлюсь в небольшой поход. Вы знаете, что такое поход?
Дет: отвечают
Педагог: Поход – это путешествие на небольшие расстояния. В походе люди ходят пешком и осматривают разные достопримечательности. Нам предстоит пройти несколько остановок, чтобы оказаться на остановке – «Здоровье». Путь туда не близкий. Вы готовы отправиться?
Дети: Да.
Педагог: Для того, чтобы без проблем добраться до конечной остановки, и нигде не заблудиться, вам надо как следует подготовиться к маршруту. Чтобы это сделать, вам надо стать туристами. А я стану вашим гидом! Вы знаете, кто такие туристы?
Дети: отвечают
Педагог: Да, вы правы. Туристы – это те, кто ходят в походы, смотрят множество достопримечательностей мест. У туристов всегда есть карта, она помогает людям не заблудится и прийти к конечной остановке. У нас тоже есть карта, на ней мы будем отмечать все наши остановки на пути к последней – «Здоровью».
Перед нашим путешествием, нужно как следует размяться, чтобы наши ножки не устали.
Упражнение: ходьба по линии.
Педагог с детьми подходят к уже заготовленному материалу: линии (полосы) шириной 3-4 сантиметра в произвольной форме, лежащие на полу. Играет музыка без выраженного ритма на фоне.
Дети стоят вокруг линий. Они удалены от него настолько, чтобы не касаться его ногами. На ногах у них легкая обувь. Предметы для ношения видны детям и находятся поблизости от линий.
Педагог: сначала покажу я, затем сделаете вы.
Педагог один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы. Пальцы ступни находятся на линии. На этом примере ребенок понимает ход упражнения.
Затем педагог одного за другим называет детей по имени и просит каждого начать упражнение. Постепенно все дети группы принимают участие в упражнении.
Педагог: мы стараемся наступать точно на линию.
Дети заканчивают упражнение и встают за линию.
Педагог: а теперь мы немного усложним это задание, так как нам придется встретится с еще большими трудностями на пути к остановке «Здоровье». Вы готовы?
Дети: Да!
Дальнейшие упражнения: дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой. При ношении предмета внимание направлено не только на положение ступни, которую нужно поставить точно на линию, но и на руки, которые держат предмет.
Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Здесь основная трудность – поддерживать равновесие. При ходьбе по линии ребенок обращает внимание на то, чтобы делать равные шаги. При выполнении упражнения ребенок присматривается к тому, как это делают другие дети.
Педагог: вы все молодцы! Первую остановку мы прошли без проблем! Отметим её на карте и посомтри, куда нам нужно двигаться дальше. На карте сказано, чтобы отправиться дальше, нужно восстановить свои силы.
Гимнастика на тему здоровье:
Раз, два, три, четыре, пять
Буду я здоровье укреплять!
Раз – присяду я немножко,
Два – наклонюсь к своим я ножкам.
Три – повороты не боюсь,
Четыре – я с друзьями веселюсь.
Пять, шесть, семь, восемь – мы здоровье бережём,
Девять десять – нам болезни нипочём!
Основная часть занятия :
Цель деятельности педагога: Обеспечить передачу знаний воспитанникам и формирование у них навыков самообслуживания и координации движений.
Методы достижения поставленных целей:
1. Метод формирования знаний (метод слова, метод наглядности);
2. Метод обучения двигательным действиям и координации (метод целостного обучения);
3. Методы развития навыков самообслуживания (система Монтессори).
Педагог: Вы все молодцы, хорошая команда из вас получилась! Перед остановкой «Здоровье» нужно проверить наших туристов, как они умеют справляться самостоятельно в жизни.
Упражнение: переливание воды.
Педагог: для того, чтобы всегда оставаться здоровым, человеку необходимо постоянно пить воду. Вода – источник жизни. Сейчас я покажу вам, как надо обращаться с водой.
Педагог берет лейку за ручку, поднимает ее высоко, наклоняет над сосудом и медленно наливает воду, пока сосуд не наполнится. Слабым рывком педагог переводит лейку в прежнее положение, берет другой рукой тряпку, вытирает оставшиеся капли и снова ставит лейку на стол. Он берет наполненный сосуд, поднимает его на высоту лейки и выливает воду назад в лейку. Затем вытирает тряпкой оставшиеся капли и снова ставит сосуд на стол. Педагог показывает упражнение, медленно и четко выполняя движения, и обязательно с явным интересом к своему занятию. Введение нельзя прерывать, пока ребенок не поймет весь ход действия.
Педагог: теперь попробуйте вы.
Педагог предлагает ребенку повторить упражнение и наблюдает за ним при этом. В заключение упражнение можно варьировать, взяв большее число сосудов или сосуд с другими свойствами, например, с маленьким отверстием.
Педагог: Молодцы, все справились с заданием. Вот мы и добрались до остановки «Здоровье». Но чтобы оставаться на этой остановке, нам надо уметь правильно заботиться о себе. В первую очередь, это уметь надевать на себя одежду.
Упражнение: рамки с застёжками.
Педагог: сначала покажу я, затем сделаете вы.
Педагог начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта - очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон. Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест - накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем педагог просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами.
Применение: завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности.
Педагог: Ребята, а вот мы и на остановке, можно отдохнуть, присаживайтесь на скамейку. Как вы думаете, почему эта остановка называется «Здоровье»?
Дети отвечают.
Педагог: Правильно, потому что здесь живут здоровые люди, которые следят за своим здоровьем, которые занимаются спортом, правильно питаются, гуляют. А мы можем оставаться на этой остановке?
Дети отвечают.
Педагог: А почему?
Дети отвечают.
Педагог: Верно, мы тоже следим за своим здоровьем, потому что тоже занимаемся физкультурой, правильно питаемся, вовремя ложимся спать, гуляем на улице и просто радуемся жизни!
Заключительная часть занятия :
Цель деятельности педагога: Анализ и оценка результатов обучения, положительных и отрицательных сторон своего труда, выявление наиболее рациональных путей устранения замеченных недостатков.
Педагог: Ребята, нам пора возвращаться, давайте поблагодарим эту остановку за всё хорошее.
Игра: «Вежливые слова»
Прошу вас вежливо, ребята
Запомнить несколько словечек.
Большая будет вам награда
Запас словарный станет безупречным!
Итак:
«Спасибо» надо вам сказать
Когда необходимо что-то узнать
«Пожалуйста» произнеси
Когда «спасибо» в ответ звучит.
Педагог: Какие слова благодарности вы еще знаете?
Дети отвечают.
Педагог: Молодцы! Вы всё верно говорите. Мы сегодня побывали на остановке, где живут здоровые люди.
В нашем небольшом походе, вы узнавали о здоровье, о том, как правильно за собой ухаживать. Прошли много испытаний и никого не оставили в беде! Вы все сегодня были большой и дружной командой!
Педагог: Жители остановки «Здоровья» оставили нам небольшие подарочки – коробочки здоровья.
Вы большие молодцы! Что вы запомнили из нашего похода? Что понравилось больше всего?
Дети отвечают.
Педагог: Спасибо вам за сегодняшний поход! Оставайтесь всегда здоровыми! До свидания!
Используемая литература:
1. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М. 2000
2. Сорокова М. Г. Монтессори - педагогика: вопросы теории и методики [Текст] / М. Г. Сорокова //Дошкольное воспитание. - 2000. - № 10. - С. 70 - 77.
3. Хилтунен Е. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе. - М., 2000.