Ольга Юрьевна Решетова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Время: от секунды до года»
▼ Скачать +Заказ
для детей старшего дошкольного возраста
по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП)
Автор: Решетова О. Ю., воспитатель МБДОУ «ДС № 2 г. Челябинска»
Тема занятия: «Время: от секунды до года»
Задачи образовательной деятельности:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Время: от секунды до года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
– систематизировать знания детей об отрезках времени путем составления модели;
– обратить внимание на особенности и отличия различных временных отрезков;
– формировать представления о времени во всей его объемности (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, времена года, год, а также о его существенных характеристиках (текучесть, непрерывность, необратимость).
Развивающие:
– развивать умение логически мыслить и воспринимать информацию при помощи различных анализаторов;
– актуализировать знания детей о последовательности частей суток, дней недели, сезонов года
Воспитательные:
– создать условия для продуктивного взаимодействия детей, умения договариваться и сотрудничать.
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Методы обучения: игровой, словесный, наглядный, практический.
Форма организации: подгрупповая, работа парами
Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Время»; активизация словаря: течение времени, временной отрезок, части суток, сезон года; знакомство с часами, чтение сказок и стихов о времени, просмотр мультфильмов «О потерянном времени»
Оборудование:
• презентация с использованием фото-, видео-материалов в программе PowerPoint.
• картинки-схемы, обозначающие временные отрезки, наклеенные на двусторонний скотч;
• бумажная лента 1,5 м., обручи 8 шт., картинка с часами 8 шт., стрелки 7 шт., символ «секунда», карточки с цифрами от 1 до 7.
• технические средства обучения: компьютер, проектор, экран;
• дидактические игры «Части суток», «Что сначала, что потом».
Содержание и организация образовательной деятельности
1 этап. Введение в ситуацию
Педагог приветствует детей, создает проблемную ситуацию.
- Здравствуйте, ребята! На остановке, где я ждала транспорт, чтобы приехать к вам на встречу, я увидела странное объявление. Прочитала, но мало что поняла. Захватила его с собой, чтобы вы помогли мне с ним разобраться. Вы поможете мне? (Дети приветствуют воспитателя. Высказывают желание помочь разобраться в ситуации).
- Тогда слушайте! "Вчера, в течение дня было потеряно 2 часа времени. Кто найдет, прошу вернуть за вознаграждение».(Педагог зачитывает объявление).
(Педагог задает ключевые вопросы, если дети не могут ответить, возвращается к содержанию объявления. Совместно с детьми обсуждает понятие «время»)
- Давайте разберемся: Что потерял человек? (2 часа времени). Получит ли кто-нибудь вознаграждение за находку времени? Почему? Можно ли вернуть потерянное время? Почему?
- Можно ли потерять время? В каких случаях говорят, что время потеряно? (если ничего не делают, лодырничают).
- А если вам не хватает времени, можно ли его занять у кого-нибудь, купить в магазине?
- Да, ребята, потерянное время уходит безвозвратно, ни вернуть, ни купить его нельзя ни за какие сокровища на свете. Поэтому говорят, что время нужно ценить. Время нельзя остановить, т. к., оно идет непрерывно, но его можно отмерить определенными отрезками времени.
2 этап. Постановка цели.
(Педагог предлагает цель. Показывает детям лежащую на полу ленту с обозначенными пунктиром местами для наклеивания опорных картинок, клей, тряпочки).
- Нам надо узнать, как идет время, для этого предлагаю создать модель времени. Согласны? У меня есть лента и картинки, обозначающие разные временные периоды. А как их расположить, будем разбираться вместе. Обратите внимание, что на полу лежат обручи, переходя от обруча к обручу, мы будем выполнять различные задания, к последнему обручу наша модель должна быть готова. А с какого обруча начнем? (с того, где лежит метка - часики).
3 этап. Совместная деятельность.
(Педагог показывает детям 2 слайд «Часы со стрелками», 3 слайд «Часы с движущимися стрелками». Задает вопросы).
- Чем люди измеряют время? (часами).
- На часах мы видим три стрелки разной длины: короткая, средняя и длинная. Длинная бежит очень быстро, что она отмеряет? (секунды). Как ее можно назвать? (секундная).
- Что мы можем успеть за секунду? (хлопнуть, топнуть, моргнуть).
- Секунда обозначается вот таким символом. (Имя ребенка, прикрепи ее на нашу ленту. Перемещаемся к следующему кругу.
(Педагог следит за правильностью приклеивания знаков, обозначающих временные отрезки).
- Средняя стрелка движется чуть медленнее. Она сдвинется на одно деление только тогда, когда секундная стрелка сделает полный круг. Что она отмеряет? (минуты). Как она называется? (минутная). Что мы можем сделать за минуту? (выти за дверь и сразу вернуться, спеть куплет песни, налить чашку воды и др.). (Имя ребенка, возьми из круга обозначение минуты и прикрепи ее на ленту. Переходим на следующий круг.
- Короткая стрелка движется еще медленнее, что она отмеряет? (часы). Как она называется (часовая). Что можно сделать за час? (погулять, смастерить поделку, посмотреть мультфильм, сходить в магазин).
(Имя ребенка, возьми из круга обозначение часа и прикрепи ее на ленту. Переходим на следующий круг.
(Педагог показывает 4 слайд - видео со сменой суток дня) 5 слайд «Части суток»
- Посмотрите на модель, мы с вами поняли, что самая маленькая единица времени это… (секунда, потом… (минута, затем… (час.). А что дальше? Внимание на экран. Что вы увидели? (утро, день, вечер, ночь) Как можно назвать отрезок времени, в течение которого пройдут утро, день, вечер, ночь? (сутки).
(Организация работы детей в парах: При возникновении затруднений спрашивает: Что вы должны делать, чтобы выполнить задание)
- Предлагаю разделиться на три команды с помощью выбиралочки «Чай-чай, очень быстро отвечай: Утро или вечер? Завтрак или ужин?» у нас образовались команды: «Вечер» (ужин объединяется с вечером, «Утро» (утро с завтраком, и остается пара команды «День».
- Подойдите к столу, вспомните, что вы делаете утром, вечером, днем и выберите соответствующие картинки.
- Команда «Утро», расскажите, что вы делаете в свое время суток? И т. д.
(Имя ребенка, возьми из круга картинку с обозначением суток и прикрепи ее на ленту. Переходим на следующий круг.
(Педагог читает стихотворение. Контролирует соотнесение цифры и дня недели. 6 слайд «Дни недели»)
- Чтобы узнать, что будет дальше, возьмите по одной цифре. Мы должны построиться перед экраном так, как сказано в стихотворении. Слушайте внимательно.
Вот неделька – в ней 7 дней
Поскорей знакомься с ней!
Первый день – во всех неделях
называют понедельник.
Вторник - это день второй,
он стоит перед средой.
Серединочка - среда –
третьим днем была всегда.
А четверг – четвертый день,
шапку носит набекрень,
Пятый – пятница-сестрица,
очень модная девица.
А в субботу – день шестой
отдыхаем всей гурьбой.
И последний – воскресенье
назначаем днем веселья!
- Как весело мы с вами поиграли, никто не ошибся!
Как называется этот отрезок времени? (неделя,
(Имя ребенка, возьми из круга обозначение недели и прикрепи ее на ленту. Переходим на следующий круг.
(7 Слайд «Сова», 8 слайд "Месяцы". Педагог помогает детям дополнительными вопросами правильно ответить. Поддерживает интерес к занятию позитивной мотивацией).
- А сейчас внимание на экран. Вы догадались, что будет следующим временным отрезком? (месяцы). Какой сейчас идет месяц? В каком месяце вы родились? В каком месяце наступает Новый год? В каком месяце мы отмечаем мамин праздник? (Мне приятно вас слушать, потому что вы ни разу не ошиблись)
- (Имя ребенка, возьми из круга обозначение месяца и прикрепи ее на ленту. Переходим на следующий круг.
(9 слайд видео «Смена сезонов». Педагог предлагает посмотреть видео.
Предлагает дидактическую игру. Задает вопросы).
- Почему месяцы обозначены разным цветом (потому что это зима, весна, лето, осень). Правильно, это времена года или сезон. Посмотрите на экран как меняются времена года.
- Теперь поиграем в игру «Что сначала, что потом». Вам нужно выложить картинки в последовательности так, чтобы сложилась история.
- Можно ли последовательность событий, происходящих в истории, поменять местами? Правильно, нельзя, потому что события идут по порядку, как на нашей модели.
- (Имя ребенка, помести картинку с изображением сезонов года на нашу модель. Переходим на следующий круг.
(10 слайд «Год»)
- Отгадайте загадку: на первую ступеньку встал парень молодой к двенадцатой ступеньке пришел старик седой. Что это? (Год). У нас в осталась последняя картинка, (Имя ребенка, прикрепи ее на нашу модель. Мы с вами дошли до последнего обруча. Это значит, что наша модель завершена.
4 этап. Осмысление
(Педагог предлагает детям вопросы, помогающие осмыслить цель и результат НОД. Помогает сформулировать выводы).
- Поднимите нашу модель, покажите, что у нас получилось. Смогли ли мы выполнить задание по созданию модели времени? Что вам нужно было знать и уметь, чтобы создать эту модель? Для чего нужна эта модель? Как можно ее использовать?
- Мы выполняли с вами различные задания, шли от круга к кругу и вместе с нами шло время. Можно ли назвать это время потерянным и почему? - Правильно, когда человек занимается полезным делом, его время проходит не зря.
5 этап. Заключительный.
(Педагог благодарит детей за сотрудничество. Прощается с детьми).
- Спасибо, вам, потому что для меня время, проведенное у вами, тоже не стало потерянным. Мне было интересно с такими любознательными, активными и умными детьми. Я надеюсь, что вы расскажете своим друзьям в группе и родителям о том, как мы создавали модель времени. До свидания!