Полянская Наталья Владимировна
Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Расширять и обогащать представления, знания детей по лексической теме «Зима».
Развиватьлексико-грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста на материале лексической темы «Зима».
Развивать познавательный интерес, творчество, инициативу, коммуникативные навыки ребенка.
Воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное. Содержание лэпбука по лексической теме «Зима» :
1. Игра «Мемори».
Публикация «Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста „Зима“» размещена в разделах
2. Книжка «Зима в стихах поэтов».
3. Домашняя метеостанция.
4. «Какие предметы (вещи) нужны зимой».
5. Рассказы по серии картинок, «Зимние забавы и игры детей».
6. Блокнот «Приметы зимы, зимние месяца».
7. Снеговик с загадками.
8. Игра-находилка «Звуки зимы».
9. «Звери зимой».
10. «Птицы зимой».
11. «Чего нельзя делать зимой».
12. Игротека «Четвертый лишний», «Собери картинку», «Зимние лабиринты», «Отгадай, кто спрятался за снежинкой», раскраска и др.
Снеговик с загадками
Цель: развитие словесно-логического мышления, пополнения словаря ребенка лексическими и грамматическими языковыми средствами.
Описание игры:
1 вариант. Педагог читает загадку, а ребенок называет отгадку и находит картинку.
2 вариант. Ребенок самостоятельно составляет загадку, а другие дети называют отгадку и находят картинку.
Игра «Мемори»
Цель:тренировать визуальную память,
внимательность, усидчивость, способствовать развитию образного и логического мышления.
Описание игры:
Игру «Мемори» знают все, она представляет собой набор карточек — по две карточки на одно изображение. Смысл игры
– найти две парные карточки и собрать их как можно больше.
Правила игры:
Карточки перемешиваются, и из них выкладывается игровое поле изображениями вниз. Игровое поле должно быть
определенной правильной формы — квадрат, треугольник, прямоугольник, так как в данном случае легче запомнить расположение карточки, чем если бы карточки лежали хаотично.
Каждый игрок за один ход открывает две карточки. В случае если они одинаковые, то он называет предметы и забирает карточки себе, и делает еще один ход. В противном случае карточки кладутся на прежние места, «рубашками» вверх и ход переходит к другому игроку. Кто собрал большее количество парных карточек, тот и выиграл.
Книжка «Зима в стихах поэтов» Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет
решать следующие задачи:
Рассказывать выразительно стихи наизусть и понимать текст рассказанного;
Развивать мелкую моторику рук;
Способствовать развитию связной речи:
Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление;
Формировать интерес к художественной литературе;
Обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений; Знакомить детей со стихотворениями русских и зарубежных поэтов;
Создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть;
Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное.
Домашняя метеостанция
Цель: ознакомление детей с сезонными явлениями природы.
Заполнение календаря, т. е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду.
«Какие предметы (вещи) нужны зимой»
Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям в определенное время года; развивать внимание, память.
Описание игры:
а) Педагог называет время года и просит помочь найти и назвать одежду, обувь необходимую для данного времени года.
б) Педагог называет время года и просит помочь найти и назвать предметы, необходимые для игр в данное времени года. Оборудование - карточки: одежда: зимняя вязанная детская шапка, меховая мужская шапка, зимний комбинезон, пуховик, шуба, зимнее пальто, шарф, варежки, меховые перчатки; обувь: валенки, зимние женские сапоги, мужские ботинки, детские сапожки, бурки; инвентарь для игр: санки, снегокат, лыжи, ледянки, коньки, клюшка и шайба, ватрушка.
Рассказы по серии картинок «Зимние забавы и игры детей»
Цель: развитие связной речи.
Составление рассказа по серии сюжетных картин
Задачи: учить составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картин; активизировать употребление в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени единственного и множественного числа.
Составление рассказа по сюжетным картинкам
Задачи: учить придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на
картине; составлять рассказ из личного опыта; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
Блокнот «Приметы зимы, зимние месяца»
Цель:расширениепредставлений детей о зиме как времени года, зимних праздниках, забавах.
Задачи:
Систематизировать представления детей
о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом
Обобщить и расширить знания детей о зимних развлечениях детей и взрослых.
Конкретизировать представления о диких животных и зимующих птицах, их повадках и образе жизни в зимний период.
Воспитывать у детей умение любоваться зимней природой, чувствовать ее красоту.
Способствовать овладению операциями анализа, сравнения, классификации, учиться рассуждать, делать выводы и обобщения.
Развивать лексико-грамматический строй речи по лексической теме «Зима».
Игра-находилка «Звуки зимы»
Цель:развитие слухового внимания, памяти, наблюдательности и внимательного отношения к природе.
Правила игры: во время прогулки надо постараться обнаружить все звуки из заготовленного заранее списка. (А для этого надо уметь слушать и наблюдать.) Когда звук обнаружен, ставим галочку напротив картинки того звука, который был услышан.
Описание игры:Если в данную игру вы играете с детьми впервые, то вначале рекомендуется поговорить о том, что у многих звуков есть собственное название: "скрип", "шелест", "звон", "треск", "вой" и т. д. Попросить детей назвать как можно больше таких слов,обозначающих звук. Рассказать ребятам о том, что такое "звукоподражание". Большинство названий звуков произошли именно от звукоподражания. Если прислушаться, то слово "шелест" само шелестит. А слово "звон" звенит колокольчиком. Рассказать о том, что звукоподражания - это одни из самых древних слов в языке. Именно с них начиналась человеческая речь. После этого составить список того, что мы можем услышать в это время года. Нарисовать для спискапиктограммки, символизирующие то явление, которое издает этот звук, - так легче заполнять. А потом этот список брать с собой на прогулки и помечать галочками нужные пункты по мере того, как обнаруживаем соответствующие звуки. Нам с воспитанниками оказалось, что это не так-то просто сделать. Недостаточно просто прийти в нужное место. Иногда надо, затаившись, ждать подходящих звуков. Или ловить специальные погодные условия, в которых их можно услышать тот или иной звук.
«Звери зимой», «Птицы зимой»
Цель: расширение представлений детей о жизни
птиц, животных зимой.
Задачи:Конкретизировать представления о диких
животных и зимующих птицах, их
повадках и образе жизни в зимний период.
Материал: карточки с фотографиями и
рассказами о зимующих птицах и животных
леса.
«Чего нельзя делать зимой»
Цель:расширение представленийи закрепление основныхправилах безопасного поведения зимой.
Материал: карточкис проблемными ситуациями – нельзя лизать на морозе металлические предметы, есть сосульки, ходить по льду, гулять без шапки и т. д.
Игротека
Цель: закрепление лексического материала по теме «Зима»в игровой форме, развитие коммуникативных навыков.
Материал для игротеки:«Четвертый лишний», «Собери картинку», «Зимние лабиринты», «Отгадай, кто спрятался за снежинкой», раскраска и др.
Игра «Отгадай, кто спрятался за снежинкой?»
Цель:Закрепление умения различать и находить животного, птицу; развитие логического мышления, воображения. Обучение детей логическому рассуждению. Материал: двойные карточки – на лицевой стороне снежинка с прорезью, через которую можно разглядеть птицу или животного, вторая сторона для проверки (под снежинкой) – картинка с изображением спрятавшегося животного или птицы. Описание игры: игрок через узкие прорези снежинки стараетсяразглядеть, кто за ней спрятался. Игрок называет спрятавшегося героя, затем открывает вторую часть карточки и проверяет себя.
Результаты использования лэпбука «Зима» :
- быстрое запоминание стихотворений;
- проявление повышенного интереса к содержанию изучаемой лексической темы;
- проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;
- проявление интереса со стороны родителей.
При изготовлении лэпбука ребёнок являлся полноценным участником творческого проекта. Вместе с ребятами мы продумывали оформление
и расположение материала. Дети принимали активное участие в изготовлении кармашков, книжек: мастерили их, складывали, наклеивали,
разрезали и раскладывали материал по кармашкам. Вместе мастерили игры-ходилки, продумывали к ним правила.
После совместного изготовления лэпбука, дети с удовольствием выполняли определённые задания, способствующие развитию речи детей (отгадать загадки, выучить стихи, скороговорки, пословицы, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать сказку, провести наблюдения (наблюдения за погодой, за птицами, за трудом взрослых, провести эксперименты с водой и льдом, и т. д. В ходе работы с папками дети получили много новых знаний по темам, много новых слов узнали, а в дальнейшем работа с лэпбуком позволит им повторить и еще раз освежить в памяти пройденные темы.
Конечно, активное участие при создании лэпбуков принимают родители. В начале работы им предлагалось выбрать, принести наглядный материал для одного из кармашков. Теперь мы предлагаем родителям самостоятельно, вместе со своим ребёнком, изготовить лэпбук.