Ирина Артамошкина
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Речевая тропинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 239
г. Челябинск
Конспект логопедического занятия
в подготовительной группе для детей с ТНР.
Тема: «Речевая тропинка»
подготовила: Артамошкина И. Н.
учитель- логопед
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР „Речевая тропинка“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Вид: занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи
Тема: «Речевая тропинка в осень»
Программное содержание:
Образовательные.
- закреплять умение выделять отличительные признаки осени, овощей, фруктов.
- расширять лексический запас детей, обогащая его прилагательными, сравнениями
- совершенствовать навык составления короткого рассказа на заданную тему.
Формирующие.
- формировать культуру устной речи:
• совершенствовать у детей четкие энергичные движения губ, языка, нижней челюсти
• формировать умения и навыки совмещать движения артикуляционного аппарата и кисти рук
• развивать речевое дыхание
• учить выделять ударный слог, правильно ставить словесное ударение
Развивающие.
- развивать понимание и умение объяснить переносное значение пословиц
- развивать и тренировать умение и навыки детей пользоваться мимическими
мышцами
Воспитательная.
- воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.
Индивидуальная работа.
Контролировать правильное звукопроизношение у Максима Т., Владика Г. Кати Р.
Работать над проговариванием полного развёрнутого предложения с Женей. Б.
Предварительная работа.
Беседа воспитателя об осени, заучивание пословиц, изготовление плана группы.
Оборудование.
Зеркала, картинки, корзинка, осенние украшения, магнитная доска.
Ход занятия (30 мин)
Организационный момент. Предлагаю детям посмотреть на изготовленный заранее план группы и определить, куда зовёт нас речевая тропинка (рабочие столы).
1 часть - логоритмические упражнения (3 мин)
(выполняются с движениями рук с использованием зеркал)
2 часть - развитие мимической выразительности (грусть- радость) (5 мин)
Вот и закончилось лето…. Нам грустно расставаться с летом. Но вслед за ним приходит другое время года. Какое? Наша тропинка указывает нам путь дальше
(уголок природы) Обратить внимание на убранство группы и уголка природы.
Осень приносит нам разное настроение, то грустное, то весёлое.
-Какая осень заставляет нас грустить? (пасмурная, дождливая, хмурая, тоскливая, холодная, унылая). Покажите, какое у вас настроение, когда наступает поздняя осень, идёт дождь. Вокруг - большие лужи. На улице холодно. Дома сидеть грустно.
А какая осень нас радует? (золотая, солнечная, светлая, разноцветная, яркая).
Вот и наше настроение изменилось. Мы стали улыбаться, нам стало весело.
3 часть - развитие речевого дыхания (2 мин)
Упражнение «Ветер».
Осенью дует сильный ветер. Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у», подражая завыванию ветра. (Контроль над диафрагмальным дыханием - рука на животе).
Ветер дул так сильно, что оставшиеся листья облетели (на листочках - картинки по признакам осени).
4 часть - воспитание интонационной выразительности, составление предложений и рассказа об осени. (7 мин)
Предлагаю детям вспомнить признаки осени, (контроль за проговариванием полными предложениями и с разной интонацией, при необходимости образец педагога)
- Осенью люди собирают урожай (грустно и весело) - показ направления голоса рукой.
- Осенью желтеют литья.
Предлагаю 1 ребёнку составить рассказ об осени.
Куда зовёт нас наша тропинка? (ковёр - осенняя полянка)
Ф/М. «Листья» (координация речи с движениями) (2 мин)
Листья осенние тихо кружатся, - кружатся на цыпочках, руки в стороны
Листья нам под ноги тихо ложатся - приседают
И под ногами шуршат, шелестят, - движения руками вправо-влево
Будто опять закружиться хотят. - поднимаются, кружатся.
5 часть - Дикция (5 мин)
Предлагаю детям сесть на полянке по-турецки.
Осень дарит нам не только разное настроение. У осени много разных слов, которые мы можем собрать в корзинку.
«Я найду слова везде
И на небе и в воде
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!»
Назвать слова, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог выполняется хлопок, на ударный - хлопок по коленям.
Слова: осень, дождик, лужи, ветер, золотая, поздняя, грибы, урожай, туча, щедрая.
А тропинка зовёт нас дальше (театральный уголок).
6 часть - игра «Узнай по вкусу» (5 мин)
Дети об осени есть много пословиц. Какие пословицы вы знаете?
Одна из них такая: «Осень - запасиха, зима - подбериха.». Предлагаю детям объяснить значение этой пословицы.
Вот и нас осень захотела порадовать, передала свои запасы. Предлагаю детям с закрытыми глазами попробовать и назвать овощи или фрукты.
Итог (1 мин) Шагая по нашей тропинке мы ещё раз вспомнили об осени. Что вспомнили вы? (ответы детей) Молодцы!
Список использованной литературы:
1. Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. - СПб. : КАРО, 2007.
2. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу. - М. : АРКТИ, 1999.