Елена Ефремова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященное Дню Победы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель занятия : расширить и обобщить знания детей о Великой Отечественной Войне.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей ВОВ; пополнить знания детей о празднике «День Победы»; объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
Подвести детей к восприятию художественных произведений о ВОВ. Расширить знания детей о Героях Советского Союза – уроженцев Мордовии. Напомнить о памятных местах нашего города.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Никто не забыт, ничто не забыто“, посвященное Дню Победы» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Развивающие: развивать мыслительную и речевую деятельность, способности аргументировать свои высказывания; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; способствовать развитию мелкой моторики рук, внимания.
Воспитательные: воспитывать у детей патриотические чувства, уважение и благодарность ко всем, кто защищал Родину, на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживая; формировать чувство гордости и уважение к воинам – защитникам.
Материал и оборудование:
• интерактивная доска со слайдами о ВОВ;
• фонограммы песен: «День победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова, «Священная война» (музыка А. В. Александрова, слова В. И. Лебедева – Кумача);
• звезда, вырезанная из картона;
• корзина с цветами;
• схемы последовательности цветов и заготовки для них;
• клеёнка 4040, салфетки, стеки, деревянные шпажки, губка, пластилин, пластиковые подставки для пластилина, дощечки.
Методические приё мы:
• Организационный момент.
• Чтение стихотворения.
• Рассказ – беседа воспитателя с детьми о ВОВ.
• Прослушивание фрагмента песни «Священная война» (музыка А. В. Александрова, слова В. И. Лебедева – Кумача)
• Рассматривание плаката «Родина – мать зовёт» Ираклия Тоидзе.
• Дидактическая игра «Герой – какой он?».
• Физкультминутка «На горах высоких…».
• Показ слайдов о Героях Советского Союза – уроженцев Мордовии; монумента Славы на площади Победы.
• Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы».
• Рассматривание последовательности самостоятельного изготовления цветка.
• Работа детей.
• Итог занятия.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Сегодня у меня хорошее, солнечное настроение. И я хочу передать его частичку вам (В руках у воспитателя «солнышко», а вы его передайте друг другу (предавать поочередно «солнышко»). Я подарю своё солнечное настроение Ване, Ваня Маше и т. д. А теперь давайте подарим свое солнечное настроение гостям! (передать «солнышко» гостям, гости передают его друг другу). Если все люди будут радоваться друг другу, улыбаться, то у нас на Земле всегда будет мир, согласие и порядок.
Но не всегда, к сожалению, так бывает. Ребята, давайте присядем на стулья, а я вам прочитаю стихотворение ….
Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
В светлом доме, тихом и уютном,
Маленькая девочка спала.
Плыло небо в светлых звездных точках,
Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал, что этой ночью
На рассвете началась война.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём сегодня пойдет речь?
Ответы детей (о войне)
Воспитатель: Правильно, о войне. 22 июня 1941 года на нашу Родину напали враги. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, наш народ. Началась Великая Отечественная война.
Много песен и стихов было посвящено войне. Сегодня я предлагаю вам прослушать фрагмент песни композитора Александра Васильевича Александрова, на слова поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война» (прослушивание фрагмента)
Воспитатель: Ребята, что вы почувствовали, прослушав песню?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, песня тревожная. Она призывает всю нашу страну на борьбу с врагами.
Воспитатель: Художники тоже посвящали свои произведения теме войны. Ираклий Тоидзе создал плакат «Родина-мать зовет!» (показ плаката)
-Кого вы видите на плакате?
Ответы детей.
Воспитатель: Образ женщины-матери символизирует образ Родины, ведь недаром у русского народа есть такая пословица: «Одна у человека мать, одна у него и родина»
Что еще изображено на плакате?
Ответы детей (листовка, оружие)
Воспитатель: Для чего столько оружия? К чему она призывает?
Ответы детей.
Воспитатель: В руке у женщины – текст с военной присягой, и она призывает своих сыновей выполнить долг защиты Отечества.
-Ребята, очень скоро наступит долгожданный праздник, День Победы. Когда мы его отмечаем? Кого поздравляем в этот день?
Ответы детей.
Воспитатель: День Победы впервые отпраздновали в 9 мая 1945года. В этот день наша страна победила в страшной и долгой войне с фашистскими захватчиками. А поздравляем мы в этот день людей, которые воевали и защищали нашу родину. Их называют ветеранами.
К этому знаменательному празднику, дети приготовили стихотворения. (Дети читают стихи о Дне Победы)
Воспитатель: Во время войны совершено было много героических подвигов, за которые наших воинов награждали медалями и орденами, присваивали звания. Самое почетное звание «Герой советского Союза» (показать медали и ордена)
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Герой – какой он?». У меня в руках звезда, передавая звезду, друг другу, будем называть характерные качества, которыми должен обладать герой.
(Воспитатель начинает, дети передают звездочку друг другу, называя качества героя.)
Ответы детей : (смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, хитрый, мужественный, бесстрашный, могучий, крепкий и т. д.)
Воспитатель: Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны героям, чтобы победить любого врага.
- Ну а сейчас, давайте немного отдохнем (физкультминутка)
- повторяйте за мной движения:
На горах высоких (поднимаем руки вверх)
На степном просторе (руки перед собой, ладонями
вверх, разводим в стороны)
Охраняет нашу Родину солдат, (ходьба на месте)
Он взлетает в небо, (изображают самолеты)
Он уходит в море, (туловище наклонили вперед и
движение руками, как при плавании)
Не страшны защитнику (ходьба на месте)
Дождь и снегопад
Шелестят березы, (руки подняты над головой,
наклоны влево, вправо)
Распевают птицы, (присели, руки вниз,
Подрастают дети и медленно поднимаются)
У родной страны.
Скоро я в дозоре (встать ровно, напрячь мышцы
тела, рук, ног)
Встану на границе,
Чтобы только мирные (поднять руки вверх, протягивая
Снились людям сны. к солнцу)
Воспитатель: Молодцы, ребята, присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Дети, а сейчас рассмотрите внимательно картинки. Как вы думаете, какая из этих картинок лишняя и почему? (Игра «Четвертый лишний»)
Ответы детей : одна военная профессия и три мирных
Воспитатель: Молодцы, ребята. А какие военные профессии вы знаете?
(ответы детей : танкисты, пехотинцы, летчики)
Воспитатель: Ребята, вы очень внимательные, сильные и смелые! Такими же были и наши земляки, уроженцы Мордовии, которые за храбрость и мужество, проявленные в боях, были награждены орденами и медалями.
Одному из первых, в годы Великой Отечественной войны, высокое звание Героя Советского Союза было присвоено артиллеристу, Николаю Михайловичу Дмитриеву, который уничтожил 10 танков противника.
Александру Григорьевичу Котову – единственному летчику из Мордовии, сбившему в боях 16 самолетов противника.
Летчику Ивану Семеновичу Кудашкину, который бесстрашно направлял свои самолеты на противника.
Воспитатель: Минуло 70 лет с той поры, как окончилась война. Много людей погибло за нашу Родину. В Саранске, на площади Победы установлен Монумент Славы. На площадке памятника в обрамлении звезды горит огонь Вечной Славы.
- Ребята, почему этот огонь называют вечным?
Ответы детей.
Воспитатель: Вечный он потому, что горит днем и ночью, при любой погоде, и никогда не гаснет. Это символ благодарности и памяти о защитниках Отечества. К Монументу Славы люди приносят цветы в память о погибших воинах.
- Вот и мы сегодня с вами возложим цветы к этому Монументу, которые сделаем своими руками. Посмотрите, какие цветы сделали дети из нашего детского сада.
(показать корзину с цветами)
- Вам нравятся? Я предлагаю вам сделать такие же, и дополнить корзину. Но сначала давайте разомнем наши пальчики. Повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы».
Наши красные цветы (прижимаем локти друг к другу,
смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепестки (потом раскрываются в виде чаши,
перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против
часовой стрелки и потом по часовой
стрелке)
Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и
вправо)
Наши красные цветы (прижимаем локти друг к другу,
смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепестки (показать пальчиками, как
лепестки закрываются)
Они тихо засыпают,
И головкою кивают.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на цветок. Из чего он сделан?
Ответы детей : из пластилина и бумаги
- А из каких частей состоит цветок?
Ответы детей : Стебель, листья, цветок-бутон
Воспитатель: Молодцы ребята, а как делать цветок, я вам сейчас расскажу и покажу.
Сначала берем пластилин и греем в ладонях.
Из этого кусочка, раскатываем "колбаску" (жгутик, одинаковую по толщине на всем протяжении.
Большим и указательным пальчиками прищипываем "лепестки", по всей длине «колбаски»
Затем закручиваем в виде улитки лепестками вверх.
Формируем бутон, отгибая лепестки.
А теперь прикрепляем цветок к стебельку. Цветок готов!
(Повторить ход выполнения с детьми)
Воспитатель: Дети, а теперь и вы попробуйте сделать цветок. Давайте, вместе приступим к работе! (воспитатель совместно с детьми выполняет. Предложить засучить рукава и приступить к работе на фоне спокойной музыки)
Дети, кто закончил, возложите свой цветок в корзину (корзина на столе у воспитателя). Посмотрите, какие они красивые!
А теперь давайте возложим наши цветы к Монументу Славы, в память о Защитниках Отечества. Каждый ваш цветок сохранит память о погибших героях. (Корзину с цветами возлагают к интерактивной доске, на которой слайд с изображением Монумента Славы)
Воспитатель: Вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось, запомнилось? (ответы детей)
А теперь, ребята, возьмемся за руки и встанем в круг.
Есть такая поговорка – Будите друг за друга держаться – можете ничего не бояться. Наши дружные ребята будут защищать этот мир. (Дети читают стихи о мире)
Уважаемые гости, мы и вас хотим поздравить с наступающим праздником Победы! Хотим пожелать вам чистого неба над головой, здоровья и мирной жизни!
На этом наше занятие закончилось. До свидания!
(Дети уходят из зала под песню «День победы»)
Список используемой литературы
1. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. – Москва: Детство – пресс, 2011.
2. Мы в Мордовии живё м: примерный региональный модуль программы дошкольного образования / О. В. Бурляева и др. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2011.
3. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности / А. А. Остапец, Г. Н. Абросимова, М. Е. Трубачева. - Москва: АРКТИ, 2003.
4. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дощкольного возраста / М. Д. Маханёва. – Москва: АРКТИ, 2005.
5. Дошкольникам о защитниках Отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006.
6. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет : методическое пособие / И. Ф. Мулько. - Москва: Сфера, 2007.
7. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников : старшая и подготовительная группы / Т. А. Фалькович - Москва: ВАКО, 2008.
8. Роль экскурсий к памятным местам Великой Отечественной Войны в патриотическом воспитании дошкольников / Г. Е. Акуличева - Москва: АРКТИ, 2003.