Людмила Соина
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»
▼ Скачать + Заказать документы
Фортепианный цикл «Картинки с выставки»
Модест Петрович Мусоргский.
Цель:
• Формировать основы музыкальной и художественной культуры.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с творчеством М. П. Мусоргского
• Вызывать эмоциональный отклик на классическую музыку.
• Развивать слуховое внимание и память.
• Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения
• Расширять музыкальные впечатления.
Дети входят в зал и занимают свои места.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „М, П, Мусоргский „Картинки с выставки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мусоргский М.П. Композитор
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Муз. руководитель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы познакомимся с русским композитором М. П. Мусоргским. И будем слушать его фортепианный цикл «Картинки с выставки».
Портрет композитора (слайд №1)
Мусоргский родился 16 марта 1839г в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Завтра у композитора день рождения. Ему исполнилось бы 180 лет. Он происходил из старинного дворянского рода. Первым педагогом будущего композитора была его мать - Юлия Ивановна Мусоргская. Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем возрасте он играл небольшие сочинения.
Дарование сына радовало и отца - Петра Григорьевича Мусоргского, также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части.
В 10 лет Модест становится учеником Петропавловской школы в Петербурге. В 17 лет Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк.
Портрет выпускника Преображенского полка (слайд №2)
В 19 лет он вышел в отставку. Благодаря этому он полностью мог посвятить себя творчеству, но остался без средств к существованию. Но он был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми. Одним из таких друзей был художник Виктор Гартман.
Портрет В. Гартмана (слайд №3)
Однажды Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, Мусоргского заинтересовало несколько сюжетов.
10 картин Виктора Гартмана вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, и зажили новой жизнью.
Сегодня мы с вами совершим экскурсию по выставке картин.
Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского
Муз. рук. : Итак, мы на выставке. А вот и первая картина. Она называется «Старый замок». Давайте послушаем, как композитор М. П. Мусоргский изобразил этот замок в музыке. Садитесь на стульчики.
Звучит пьеса «Старый замок»
Картина «Старый замок» (слайд №4)
Муз. рук: А как вы думаете, в этом замке кто-нибудь живет или он заброшенный, нежилой?
Дети: В нем никого нет, он заброшенный, пустой.
Муз. рук. : Почему вы так думаете, как музыка рассказала об этом?
Дети: Музыка застывшая, грустная, тихая, медленная, таинственная.
Муз. рук. : Да, музыка звучит загадочно, волшебно, будто все замерло, заснуло. Мелодия грустная. Вы знаете сказку о спящей красавице? В ней рассказывается как принцесса, уколов палец веретеном, заснула на много-много лет. Вместе с принцессой заснули все, кто был в замке на балу. Замок погрузился в оцепенение, все замерло на сотни лет. Может быть это и есть тот самый замок.
А нам пора идти дальше. Мы переходим в другой зал, к следующей картине.
Муз. рук: Эта картина называется «Балет невылупившиеся птенцов». Давайте послушаем как композитор М. П. Мусоргский изобразил это в музыке.
Звучит пьеса «Балет невылупившихся птенцов»
Картина «Балет невылупившихся птенцов» (слайд №5)
Муз. рук: Что изображает эта музыка?
Дети: Музыка изображает, как птенцы появляются на свет.
Муз. рук: Правильно. Они вылупляются из яиц, разламывают своими клювиками и крылышками скорлупу и выкарабкиваются из нее. Забавные, смешные, они делают неловкие движения. Птенчики такие маленькие, слабенькие, но очень любопытные. Им хочется поскорее выбраться на свет из скорлупки и осмотреться.
Какая это по характеру музыка? (Легкая, суетливая)
Сейчас музыка будет звучать еще раз. Давайте потанцуем под эту музыку, будто мы маленькие птенчики и хотим поскорее вылупиться из скорлупки, постучим своими клювиками, помашем крылышками (Звучит пьеса. Дети танцуют.)
Муз. рук. :А нам пора идти дальше. Мы переходим в другой зал, к следующей картине.
Муз. рук. : Ребята, здесь находиться картина название которой мы с вами попробуем придумать сами, после того как прослушаем музыкальную пьесу на фортепиано.
Звучит пьеса «Избушка на курьих ножках»
Дети высказываются о своих впечатлениях и придумывают название пьесе.
Муз. рук: На картине изображена избушка на курьих ножках. (слайд №6).
И все мы знаем, что живет в этой избушке…
Дети: баба Яга.
Слайд №7
Муз. рук: Какой изобразил ее композитор? (Злющая, свирепая)
Муз. рук. : А теперь давайте под музыку попробуем изобразить Бабу-Ягу.
Звучит музыка. Дети изображают бабу Ягу.
Муз. рук. : Сегодня мы с вами побывали на выставке художника Виктора Александровича Гартмана. А помог нам в этом русский композитор М. П. Мусоргский.
- Вам понравилась музыка, которую сегодня слушали?
-Какая картина больше всего вам понравился?
Сегодня мы увидели, что и картину можно изобразить с помощью музыки. Нужно уметь внимательно вслушиваться в музыку, и она разбудит вашу фантазию, расширит и обогатит ваш внутренний духовный мир.