Татьяна Кудряшова
Конспект занятия «Путешествие к Чуду» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Путешествие к Чуду.
Цель: Расширение поликультурной компетенции дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить с культурой и обычаями народов Дальнего Востока.
2. Расширять и обогащать словарный запас.
3. Развивать связную речь с опорой на интеллект - карту.
4. Совершенствовать навыки экспериментирования.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие к Чуду“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
5. Закреплять умение создавать фантазийные узоры, образы.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес.
2. Развивать исследовательские качества.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к Хабаровскому краю.
2. Формировать толерантное отношение к другим народам.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о Хабаровском крае.
Рассматривание карты Хабаровского края.
Экскурсия в мини-музей детского сада: экспозиция «Приамурье».
Д. и. «Узнай дерево».
Материал:
Диск с презентацией «Путешествие к Чуду».
Экран, проектор.
Мольберт, цветные маркеры, листы формат А-3.
Камни, краски, образцы петроглифов.
Набор картинок с изображениями петроглифов.
Ёмкости для воды, воронки, ткань, бумажные салфетки, ватные диски, клеёнка, мутная вода, фартуки, карточки – схемы.
Ход:
Воспитатель: Дети, посмотрите, какое необычное письмо пришло к нам в детский сад. В конверте диск. Давайте посмотрим его (включает диск)
Тигренок:
Я- тигренок Тимка.
Люблю безумно край родной.
Его безмолвные просторы
И бесконечный лес густой.
Поэтому хочу позвать вас
В дальний путь, мои друзья,
Чтобы рассказать о нашем крае,
Показать горы, озера, леса
И удивительные чудеса!
Эти чудеса вас ждут
В селе Сикачи-Алян
Туда я вас и приглашаю.
Напишите мне письмо о вашем путешествии.
Воспитатель: Дети, вы готовы к такому путешествию? Тогда за дело! Это карта нашего края. В каком крае мы живем?
Воспитатель: Как называется наш город?
Дети: Наш город называется Хабаровск!
(По ходу занятия составляется интелекткарта).
Воспитатель: Покажите, где он находится на карте. С этого места мы начнем путешествие в село Сикачи-Алян. Давайте найдем на карте это место.
Воспитатель: Как вы думаете, оно далеко или близко?
Дети: Мы думаем, что это село расположено рядом с городом Хабаровск.
Воспитатель: Это село находится недалеко от города Хабаровска. На чем же мы можем отправиться в путь?
Дети: Мы можем отправиться на машине, корабле, поезде.
Воспитатель: Давайте начнем наше путешествие на автобусе! (Дети садятся в «автобус»)
Воспитатель: Ребята, что мы видим в окнах нашего автобуса?
Дети: Мы видим лес!
Воспитатель: Хабаровский край – это лесной край. Лес – наше главное богатство. Какие леса бывают?
Дети: Хвойные, где растут сосны, ели. Лиственные, там можно встретить березу, дуб, осину, иву. Смешанные, в них растут хвойные и лиственные деревья. Тайга. Это густой, труднопроходимый лес.
Воспитатель: Чтобы вы в пути не заскучали, тигренок приготовил для вас кроссворд, в котором надо угадать деревья, растущие в нашем крае. (Дети заполняют кроссворд)
Воспитатель: Давайте сделаем остановку. Мы немножко устали, выйдем на полянку и подвигаемся (физкультминутка).
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, занимайте места в автобусе.
Воспитатель: Посмотрите в окошко автобуса, что вы видите?
Дети: Мы видим реку.
Воспитатель: Какие реки протекают недалеко от нашего города?
Воспитатель: Вы правы, Уссури, Тунгуска. А я хочу рассказать вам о реке Амур. Это великая река, недаром ее называют Амур-батюшка. Нанайское название реки Амур- Черный дракон. Согласно легенде, в давние времена добрый Черный Дракон победил злого Белого Дракона, который топил лодки на реке и мешал людям рыбачить. Победитель остался жить на дне реки. Поделен Амур между Китаем, Монголией и Россией. Говорят, что хвост Дракона находится в Монголии, туловище – в России, две левые лапы в России, а две правые – в Китае. Голова Дракона упирается в Охотское море. (Показывает реку Амур на карте)
Воспитатель: Ребята, очень хочется пить, но вода в реке грязная! Что делать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мы можем с вами поэкспериментировать и найти способ очистки воды. Я предлагаю вам отправиться в лабораторию. (дети выходят из «автобуса», подходят к столам, надевают фартуки)
Воспитатель: Ребята, у вас на столах баночки с грязной водой. Когда воду очищают, её фильтруют с помощью фильтров. В качестве фильтров мы будем использовать: ситечко, ватные диски, бумажные салфетки, марлю, ткань. Попробуем отфильтровать разными способами и посмотрим, что из этого лучше очистит воду. Карточки – схемы будут помогать выполнять все действия по порядку.
(Экспериментальная деятельность детей)
Воспитатель: Итак, наш эксперимент подошёл к концу. Какие фильтры лучше очистили воду?
Дети: Воду очистили ткань, салфетки, ватные диски. На них осталась грязь. Ситом можно убрать только крупные предметы.
Воспитатель: Мы очистили воду, но пить её нельзя. В ней остаются микробы, её надо вскипятить. Молодцы, вы справились с заданием. Занимайте места, отправляемся в путь.
Воспитатель: Мы подъехали к селу Сикачи – Алян (Дети выходят из «автобуса»). Посмотрите, где оно расположено?
Дети: Село расположено на берегу реки.
Воспитатель: Верно, дети! Расположено оно на берегу реки Амур, на месте древнего нанайского стойбища. Живут здесь нанайцы. Что вы можете рассказать о них?
Дети: Это коренной народ Дальнего Востока. Они занимаются охотой и рыбалкой, шьют одежду и обувь из шкур зверей, и рыб.
Воспитатель: Как вы думаете, почему в это село приезжают туристы?
Дети: Туристы приезжают чтобы узнать, как живут нанайцы. Увидеть красивые места: речку, лес, сопки.
Воспитатель: Сикачи – Алян привлекает внимание ученых и туристов своими рисунками на камнях. Называются они - петроглифы. На правом берегу Амура лежат каменные валуны. На их поверхности выдолблены разные изображения. Кого могли изображать на камнях?
Дети: Нанайцы могли изображать людей, птиц, зверей, солнце.
Воспитатель: Изображали людей, зверей, птиц, лодки, круги, маски шаманов. Существует древняя нанайская легенда о происхождении петроглифов. В ней говорится, что давным-давно на Земле было три солнца. Было так жарко, что вода в Амуре кипела. Камни те были мягки, как воск. Трудно жилось людям: зверей осталось мало, а рыба умирала от жары. И тогда охотник по имени Хадо взял лук и стрелы и погасил два солнца, а на небе осталось только одно. Пока камни остывали, нанайцы изображали на них птиц, зверей, шаманов. Потом камни стали твердыми. Вот так по старой легенде возникли удивительные рисунки на камнях.
Ученые же объясняют происхождение камней так: двести тысяч лет тому назад из жерла вулкана вылился поток раскалённой магмы. Затем он остыл, рассыпался на множество глыб. Среди древних людей были не только охотники и рыбаки, но и художники. Ударяя острым камнем о валуны, они изображали птиц, зверей, людей, охоту.
Всего в Сикачи-Алян ученые обнаружили триста наскальных изображений. Сейчас их осталось около двухсот. Что же произошло с остальными камнями?
Дети: Наверное, камни разрушены.
Воспитатель: Часть из них снесена льдинами и находится на дне реки. Часть петроглифов не видна, потому что валуны перевернуты изображением вниз. Некоторые петроглифы разрушены людьми. Подумайте, как можно сохранить петроглифы?
Дети: Чтобы сохранить петроглифы, можно перевести камни в музей.
Воспитатель: Вы правы. Для того, чтобы сохранить древние наскальные изображения, в селе Сикачи-Алян расположили этнографический музей. Сюда могут приехать туристы и увидеть это «чудо» Дальнего Востока. С некоторых петроглифов сняты копии и сделаны бетонные муляжи. Они находятся в музее Археологии г. Хабаровска.
Воспитатель: Давайте и мы сейчас изобразим петроглифы на камнях, как это делали когда-то нанайские охотники.
(Деятельность детей: изображение петроглифов на камнях)
Воспитатель: Молодцы! Какие интересные и необычные изображения получились на камнях, как настоящие петроглифы. Нам пора возвращаться в детский сад. Мы возьмем эти камни с собой, и поместим их в музее нашего детского сада.
(Дети садятся в «автобус» и возвращаются в детский сад).
Воспитатель: Наше путешествие закончилось. О нём мы расскажем Тигрёнку в письме. Давайте попробуем составить рассказ в «картинках».
(Дети заполняют интеллект – карты на листах)
Воспитатель: Интересно, о чём вы рассказали Тигрёнку в письме?
(Дети рассказывают о «путешествии» используя интеллект - карту).
Дети: Мы живем в Хабаровском крае. Наш город называется Хабаровск. В нашем крае есть леса. Здесь растут сосны, ели, березы, дубы, осины. В Хабаровском крае протекают реки: Амур, Уссури, Тунгуска, Черная речка. Недалеко от города Хабаровск находится село Сикачи-Алян. Здесь живут нанайцы. Они занимаются охотой, рыбалкой. В этом селе есть музей, в котором можно увидеть петроглифы. Это изображения на камнях. Нанайцы изображали птиц, зверей, людей.
Воспитатель: Дети, вам понравилось путешествие?
Дети: Было очень интересно.
Воспитатель: Наше путешествие было не только интересным, но и полезным. Вы знаете, что в детском саду есть музей. Камни, которые вы расписали, займут в его экспозиции своё место.