Ольга Ивашкевич
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «Прямоугольник»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений для детей средней группы
Тема: «Прямоугольник»
Цель:
1. Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы;
Публикация «Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста „Прямоугольник“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прямоугольник. Геометрическая фигура
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3. Закрепить геометрические и пространственные представления, счёт до пяти, умение соотносить цифру с количеством, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;
4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук, фантазию, воображение, смекалку, логическое мышление, творческие способности.
5.
Материалы к занятию :
Демонстрационный материал: квадрат, прямоугольник, изображение дерева, человечка, карточки с цифрами 1-5, карточек с геометрическими фигурами, картинки с предметами прямоугольной и непрямоугольной формы.
Раздаточный: квадрат, прямоугольник, карточка с нарисованной на ней речкой, кубики, лодочка.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Дети собираются около воспитателя.
- ребята, путешествовали вы когда-нибудь с родителями на самолёте или поезде в другие города и страны?
- хотите сегодня отправиться все вместе в путешествие?
На чём сегодня отправимся в наше интересное путешествие? (на самолёте или поезде)
- дети решают отправится на поезде.
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Билеты на поезд»
Дидактические задачи:
1. Актуализировать представления о круге, квадрате, треугольнике, овале, умение их рапознавать среди геометрических фигур;
2. Закрепить счётные умения, умение соотносить цифру с количеством;
3. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь.
- Что нужно сделать, прежде, чем отправиться в путешествие на поезде? (купить билеты на поезд).
Дети подходят к кассе и кассир-воспитатель продаёт им билеты – карточки, на которых изображено разное (от 1 до 5) количество одинаковых геометрических фигур – кругов, треугольников, квадратов, овалов. Наборов карточек должно быть 3-4 (зависит от количества детей в группе). Все наборы разного цвета.
Стулья в группе расставлены как места в поезде. На стульях лежат карточки с цифрами разных цветов, которые соответствуют цвету фигур на карточках детей.
Детям нужно занять место, на котором записана цифра, показывающая количество фигур на билете, и соответствующая им поцвету.
После того как дети рассаживаются, воспитатель-кассир проверяет билеты.
- Сколько фигур на твоём билете?
Дети отвечают.
Первая остановка. Игра.
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Прямоугольник и квадрат»
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о прямоугольнике;
2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3. Закрепить представления о квадрате, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.
Дети встают полукругом. Воспитатель выставляет на доске квадрат и прямоугольник. Короткая сторона прямоугольника и сторона квадрата одинаковы.
- Жили-были два друга. Один из них вам знаком. Его зовут? (квадрат)
- Пошли они как-то в лес прогуляться.
- Вдруг слышат друзья, что кто-то жалобно пищит. Как вы думаете, кто в лесу может жалобно пищать?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит детей к тому, что это птенец. Он выпал из гнезда. Воспитатель выкладывает на доску дерево с дуплом и птенчика, который сидит под деревом.
Друзья решили помочь птенчику. Прислониться к дереву, что бы птенчик, как по лесенке забрался обратно в гнездо. Воспитатель ставит квадрат к дереву. Квадрат не достаёт до гнезда.
- Смог птенчик забраться в гнездо?
- Почему он не смог этого сделать? (Потому что гнездо выше, чем сторона квадрата).
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Прямоугольник и квадрат» (продолжение)
Дидактические задачи:
1. Сформировать представление о прямоугольнике как общей форме некоторых предметов, познакомить с некоторыми свойствами прямоугольника;
2. Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия
3. Закрепить пространственные отношения «выше» - «ниже», «длиннее» - «короче», умение определять, называть и сравнивать свойства предметов;
4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.
– Что делать?
Воспитатель заинтересованно выслушивает все ответы, поддерживает их, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Он подводит детей к тому, что надо повернуть прямоугольник на бок. Если дети сами не выскажут такого предложения, задаё т им наводящие вопросы:
- Давайте попробуем повернуть квадрат (переворачивает). Что-то изменилось? (нет)
- Жаль, что у квадрата все стороны одинаковые! А у второй фигуры тоже одинаковые? (нет)
- Что же получится, если её перевернуть?
- Чем это поможет?
Воспитатель переворачивает прямоугольник и прислоняет его к дереву.
- Молодцы! Вот вы как замечательно придумали.
Воспитатель просит сравнить две фигуры:
- Чем похожи обе фигуры? Сколько у них сторон, сколько углов?
Вместе с воспитателем дети приходят к выводу: у обеих фигур по 4 угла и 4 стороны.
- Почему же вторая фигура смогла помочь птенцу? (У неё две стороны короткие, а две – длинные)
5. Затруднение в игровой ситуации.
5.1. Игра «Прямоугольник и квадрат» (продолжение)
Дидактические задачи.
1. Создать мотивационную ситуацию для знакомства детей с названием прямоугольника;
2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Прилетела мама птенца. «Кто же тебе помог вернуться в гнездо?»
Птенец не знает имени помощника и обращается к детям.
Возникает затруднение, так как дети не знают названия прямоугольника.
- Смогли вы помочь птенцу? (нет)
- Почему не смогли? (Мы не знаем, как зовут вторую фигуру)
6. Преодоление затруднения.
6.1. Игра «Прямоугольник и квадрат» (окончание)
Дидактические задачи:
1. Познакомить с названием новой геометрической фигуры – прямоугольник;
2. Закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать логическое мышление, речь.
- Как надо поступить, если не знаешь чьего-либо имени? (Надо у него спросить).
Дети спрашивают у прямоугольника, как его зовут, а затем под руководством воспитателя повторяют новое слово.
- Кто помог птенцу вернуться в гнездо? (Прямоугольник)
Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что они познакомились с новой фигурой – прямоугольником.
7. Включение нового знания в систему знаний.
7.1. А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Найди свой домик».
На полу два обруча. В нутрии одного квадрат, а в другом - прямоугольник.
Дети разделены на две группы: у одних квадраты, у других прямоугольники.
Воспитатель: вы будите бегать. А когда я ударю в бубен, каждый из вас должен найти свой домик: те, у кого квадрат бежит к обручу, где лежит квадрат, а те, у кого прямоугольник - к обручу с прямоугольником.
Поиграли мы друзья, Заниматься нам пора.
7.2. Игра Мост
Дидактические задачи
1. Закрепить представления о прямоугольнике и его свойствах, умение использовать свойства сторон прямоугольника, пользоваться словами «широкий», «узкий» (шире, уже)
2. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, речь.
Дети садятся за столы
7.3. Игра «На что похоже?»
Посмотрите вокруг и назовите предметы похожие на прямоугольник. У вас на столах листочки с изображением прямоугольника. Закончите рисунок так, чтобы получился какой-нибудь предмет прямоугольной формы.
Ребята, давайте ещё раз скажем, как называется эта геометрическая фигура.
- Прямоугольник.
- Чем отличается прямоугольник от квадрата?
- У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две длинные, а две короткие.