Алла Абраменко
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Посеешь привычку — пожнешь характер»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье, негативного отношения к вредным привычкам.
Задачи:
1) воспитательные:
Воспитание умения взаимодействия в группе
Воспитание умения слышать и слушать
2) развивающие:
Формирование полезных привычек
Развитие ответственности за своё здоровье
Развитие познавательных способностей воспитанников
3) образовательные:
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Посеешь привычку — пожнешь характер“» размещена в разделах
Ознакомление с понятиями «привычка», «характер», «черты характера»
Способствовать осознанию собственных черт характера
Закрепить понятия «вредные и полезные привычки».
Оборудование: цветные карандаши, мяч, игрушка, карточки – задания для групп, записи пословиц, мультимедиа, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
I. «Посеешь поступок – получишь привычку, посеешь привычку – получишь характер, посеешь характер – получишь судьбу» – так гласит народная мудрость.
Воспитатель: Ребята, что вы понимаете под словом «привычка»? (ответы детей) РЕБ. : Привычка – это такое действие, которое человек выполняет как – бы автоматически.
Воспитатель: У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к вам. Одни из них помогают нам. Действительно. Тому, кто привык вставать в 7 часов ежедневно, не нужен будильник, ведь внутри у него прозвенит весё лый колокольчик: «Динь, динь, пора вставать».
Если вы кладёте вещи на свои места, то не надо их долго искать, переворачивать вверх дном квартиру, где положил, там и взял. Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, помогать по дому, без напоминания убирать игрушки, а кому-то нравится долго нежиться в кровати, много есть сладостей, подолгу смотреть телевизор и часами сидеть за компьютером.
Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» сам в себе. Только «выращивание» полезных привычек – дело долгое и кропотливое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить плоды. Вредные же привычки, как сорняки, очень легко пускают корни, стоит лишь дать им небольшую поблажку. Один раз чуть-чуть обмануть, чуть-чуть опоздать, чуть-чуть пожалеть себя. Человек и сам не замечает, как быстро он становится их покорным рабом. Ведь привычка врать превращает своего подчиненного во вруна, привычка перекладывать все на плечи других – в эгоиста и лентяя, а привычка отступать перед трудностями и опасностями – в труса. И наоборот, полезные привычки награждают своего хозяина замечательными качествами: трудолюбием, смелостью, милосердием. А есть привычки очень опасные. Даже одна единственная встреча с ними грозит большой бедой.
Воспитатель: Какие полезные привычки вы знаете?
– Ответы детей (зарядка, правильное питание, уважение к окружающим).
Воспитатель: Какие вредные привычки вы знаете? (неправильное питание, лень, проявление грубости)
Воспитатель: А опасные привычки вы знаете?
– Ответы детей (алкоголь, курение, наркомания).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я узнаю, есть ли среди вас лентяи и грязнули. Для этого вы мне должны сдать экзамен.
Вопросы:
1. Почему надо умываться?
2. Зачем мыть руки перед едой?
3. Для чего необходимо чистить зубы?
4. Для чего надо регулярно стричь ногти?
5. Почему полезна утренняя гимнастика?
6. А ковыряться в носу хорошая привычка?
7. Можно ли грызть ногти?
8. Ребята, а дома или в детском саду вы делаете зарядку? Молодцы! На все вопросы вы ответили правильно и значит экзамен вы сдали. А сейчас немного отдохнём!
Физкультминутка.
На болоте две лягушки
Две зелёные подружки.
Рано утром просыпались
На зарядку поднимались:
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
Воспитатель: Как же можно «вырастить» привычку?
– Послушайте отрывок из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растёт на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь.
На планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки.
– Есть такое твёрдое правило, – сказал мне после Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.
Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую картинку, чтобы и у нас дети это хорошо поняли.
– Если им когда-нибудь придётся путешествовать, – сказал он, – это им пригодится. Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика…
– Расскажите о замечательной привычке, которую Маленький принц «вырастил» в себе.
– Почему Маленькому принцу нужно было бороться с баобабами каждый день?
– Можно ли эти баобабы сравнить с плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в самом себе? Почему?
– Какие «баобабы» приходится вычеркивать каждый день вам?
– Это и есть та вредная привычка, от которой с сегодняшнего дня вы будете стараться избавиться.
– Почему человека называют хозяином полезных привычек и рабом вредных?
– Ответы детей.
Игра м/п с мячом. «ЗАМЕНИ» Взрослый называет какую-то из вредных привычек, а дети должны подобрать ей замену на полезную привычку.
Лень – трудолюбие
Трусость – храбрость,
Жадность – щедрость,
Грубость – вежливость,
Лживость – правдивость, честность
Хвастливость – скромность,
Неуверенность – решительность
Безразличие – отзывчивость
Замкнутость – общительность
Воспитатель: Один итальянский писатель говорил: «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала их великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной».
– Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя любят и уважают, ценят и понимают. Именно в семье ты получаешь воспитание, формируешь свое «Я».
Ситуация 1
Максу подарили щенка. Щенок был чёрный, с мягкой шерстью и голубыми глазами. Он радостно бегал по комнате, смешно тявкал и повизгивал.
- Совсем не воспитан,- подумал Макс, глядя, как щенок грызёт ножку стула.
Максим занялся воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не исполнял их, бил его верёвкой… Время шло… Щенок превратился в большую злую собаку. Максим смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал. Почему собака выросла злой?
Ситуация 2
Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза.
- Мама, купи мне Деда Мороза.
-Не могу, сынок, осталось мало денег.
- Какая же ты недобрая, мама,- сказал Саша маме и очень сильно обиделся.
Как вы оцениваете поступки мамы и Саши? Как им нужно поступить?
Ситуация 3
Ваня и Петя – друзья. Они вместе ходят в школу и обратно. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Ваня учится хорошо. Петя – не очень. Ваня по-доброму относится к Пете, регулярно даёт ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая доброта.
Как вы думаете, ребята?
Чем отличается «добрый» человек от «добренького»?
Игра – проблема «Да - нет – может быть» (у детей карточки со словами «Да - нет – может быть»
• Можете ли вы взять чужую ценную вещь, которую вам очень хочется иметь, при условии, что об этом никто не узнает?
• Вы идете по парку и едите из пакета жареный картофель. Пакет опустел. Вы его бросаете тут же.
• Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
• Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
• Вам подарили две одинаковых игрушки. Вы недовольны.
Воспитатель: Постарайтесь определить достоинства и недостатки человека. Я буду назвать качества, а вы хлопайте на те качества, которые, на ваш взгляд, мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми людьми.
Справедливость, эгоизм, злость, милосердие, болтливость, правдивость, бестактность, искренность, уважительность, хвастливость, жадность, выдержка, честность, жестокость, мужество, скромность, хитрость, тактичность, застенчивость, зависть, трусость.
– Какие качества человека отнесли к недостаткам?
Ответьте пословицами.
Гнев – враг человеку, а разум его друг.
Зависть – это худший из людских пороков.
Пчела жалит жалом, а человек – словом.
Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – себя и другого.
Человек – хозяин своих настроений.
От сабельной раны поправишься, а от раны, нанесенной ложью, – никогда.
Недоброе слово больней огня жжет.
Сочувствовать – значит чувствовать вместе с другими.
– Какие качества вы оставили? Почему? Есть ли они у вас?
Итог занятия.
Воспитатель: Продолжите фразу, что вам на занятие
Нам понравилось…
Нас удивило…
Нас поразило…
Нас расстроило…
Мы восхищены…
Нам интересно…
Нам не удалось…
Используемые материалы.
1. А. Г. Макеева, И. А. Лысенко «Долго ли до беды» Линка-пресс, Москва, 2000г.
2. Интернет - ресурсы :
https://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie26.htm
https://collegy.ucoz.ru/publ/41-1-0-6453
https://www.myshared.ru/slide/565004/
Подготовила Абраменко Алла Александровна,
Воспитатель МАДОУ д/с «Теремок»
Г. Светлогорск
26.03.2015