Анастасия Спицина
Конспект занятия «Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда» с детьми младшего школьного возраста (4 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.
Задачи:
Образовательная:
• Закрепление знаний о механизме написания букв "а" и "я", их графических особенностях;
• Формирование понятия различия букв "а" и "я";
• Закрепление и уточнение словаря;
Коррекционно-развивающая:
• Развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);
• Развитие пространственных представлений;
• Развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда“ с детьми младшего школьного возраста (4 класс)» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Гласные и согласные
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "а" и "я";
• Закрепление навыка синтеза букв "а" и "я" из их элементов;
• Закрепление правильного написания букв "а"-"я" на письме (словах, предложениях);
• Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
• Развитие лексики.
Воспитательная:
• Воспитывать культуру устной и письменной речи;
• Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.
Ход занятия
I. Организационный этап
РАЗМИНКА ДЛЯ УМА
• Какое сегодня число?
• Какой день недели?
• Какой месяц?
• Какое время года?
• Какой сейчас урок?
• Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке это (алфавит)
• Сколько букв в русском алфавите? (33)
• Буквы мы (пишем)
• Звуки мы (произносим)
• Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ, е, ё, ю, я)
• Сколько гласных букв? (10) Я,Е,Ё,Ю,А,О,У,Э,Ы,И.
• Сколько гласных звуков? (6) А,О,У,Э,Ы,И.
II. Основной этап
Подготовка к изучению нового материала (обучающиеся опускают голову на сложенные на парте или конторке руки, закрывают глаза и слушают учителя)
Педагог читает сказку «Хвастун»
Живёт в стране Грамматики известный фокусник. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ЕЛ превратилось в слово ЕЛЬ, а консервная БАНКА стала тёплой БАНЬКОЙ. Кто этот фокусник? Расхвастался мягкий знак: я дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы тоже умеем показывать фокусы» Смотрите ЛУК стал ЛЮК, был МАЛ стал МЯЛ.
Обучающиеся открывают глаза, поднимают голову.
Беседа по прочитанному тексту:
- Кто поставил хвастунишку на место?
- Почему согласные и без него стали мягкими?
- Какая тема урока?
- Давай посмотрим на домик, в котором живут гласные буквы (на доску вывешивается плакат с изображением гласных). Их 10, в отличие от гласных звуков. На первом этаже живут гласные первого ряда. Это буквы А, О, У, Ы, Э. А вот на втором этаже живут гласные второго ряда. Прочитаем эти буквы: Я, Ё, Ю, Е, И. Эти буквы волшебные. Они дружат только с мягкими («ласковыми») согласными. Это буквы-маячки, они показывают нам, что перед ними стоят мягкие согласные звуки, которые надо читать ласково. Сейчас мы это проверим.
Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.
МЯ, МЁ, МЮ, МЕ, МИ
МА, МО, МУ, МЭ, МЭ
Заметил, что с гласными первого ряда согласные читаются твердо (звучат «строго», а с гласными второго ряда согласные читаются мягко (звучат «ласково»). Обращаем внимание детей на то, что при произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, а при произнесении твердых согласных такого не происходит.
- Отлично, а сейчас мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Если я произнесу слог с мягким согласным («ласковый», то вы поднимите зеленую карточку. Если я произнесу слог с твердым согласным («строгий», то вы поднимите синюю карточку.
Логопед произносит слоги: ЛА, РО, ЛЯ, МЫ, МИ, ЗЕ, ГУ, ГИ, СО, ДЭ, ТИ, СЁ, НИ, ЛЕ, ДЫ, КО, ДА… и т. д.
А теперь я буду произносить слова. А ты будешь определять первый звук в слове: Кит, конь, гора, гиря, сон, синь, лук, люк, мил, мил, рот, ряд.
- Открываем тетрадь и записываем сегодняшнее число
Игра «ШАРЫ РАЗЛЕТЕЛИСЬ»
На столе дидактическая карточка разными по величине буквами:
Р…чка, м…шка, б…лка, ф…кус, л…стра,
ЗАДАНИЕ: отыскать улетевшие на воздушных шарах буквы, зная, что впереди стоящий согласный звук мягкий и записать полученные слова в тетрадь. Самостоятельная работа.
Физминутка.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Прыг-прыг, прыг-прыг.
Игра «Буквы рассыпались» (восстановить слова)
е Л н а Л ё а ш Л д а и д а Л ю ялО
Запись в тетрадях
Лена Лёша Лида Люда Оля
-Что общего в этих словах? (Имена, имеют букву л)
-Какое слово лишнее? Почему?
Подчеркните согласную букву, у которой мягкий звук.
Проверка: -Почему согл. Л мягкий? (буква е)
-Какую функцию выполняет буква Е? (Обозначает мягкость согласного и превращается в звук Э)
Аналогично характеризуются остальные буквы
Вывод: выпишем буквы, которые обозначают мягкость согласных.
Е ё и ю я
III. Итоговый этап
– Какие буквы мы сегодня с вами учились различать?
– Что у них общего? (Гласные)
– Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «а» и «я».