лилия киселева
Конспект занятия «Дети Войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог: Киселева Лилия Викторовна
Тема ООД «Маленькие герои большой войны»
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: создать условия для патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы посредством знакомства с героическими поступками детей в годы ВОВ.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о том, как защищали свою страну русские дети в годы Великой Отечественной войны
Развивающие:
- развивать внимание, память, речь, мышление.
Темочки:
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Воспитательные задачи:
- воспитывать гражданственность и патриотизм, духовно-нравственные ценности у детей старшего дошкольного возраста
Предварительная работа с детьми:
рассматривание иллюстраций, книг о Великой Отечественной войне; чтение стихотворений и рассказов о войне, прослушивание музыкальных произведений о Великой Отечественной войне; заучивание стихотворений и песен.
Словарная работа: Великая Отечественная война, дети-герои, фронт.
Ход работы
I часть. Организационный момент.
Звоню в колокольчик, прошу детей встать в круг.
- Ребята, давайте поиграем в игру «Как живете?».
Повторяйте со мной движения и слова. (повторят действия согласно словам)
- Как живете?
- Как идете?
- Как бежите?
- Как берете?
- Как даете?
- Как слушаете?
- Сегодня нам предстоит интересная деятельность, присаживайтесь на стулья.
- Для начала отгадайте загадку.
- О чем в ней говорится?
В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Все узнали этот день?
II Основная часть
- Совсем скоро 9 мая наша страна будет отмечать великий праздник - День Победы.
- Что это за праздник, кто знает (ответы детей)
- Правильно, молодцы.
- За многолетнюю историю нашей России произошло много событий. На нашу Родину не раз нападали враги. 22 июня 1941 года на нашу страну напал враг - фашистская Германия, фашисты пытались лишить нас свободы, пытались захватить наши земли, деревни, села и города. Началась Великая Отечественная война.
- Ребята, что такое война (ответы детей)
- Правильно.
- Дети в 1941 году не хотели войны.
Они хотели учиться, хотели быть рядом с мамой и папой. Война и дети - это очень страшное сочетание слов.
Война обрушилась на детей, так же как и на взрослых: бомбами, голодом, разлуками, смертью.
- Конечно, берегла. Хранила, спасала, как могла. Детей старались увезти подальше от фронта, в тыл.
- Почему детей берегли, как вы думаете (ответы детей)
- Дети – будущее страны. Не будет детей - не будет и страны. И мамы, и Родина берегли своих детей, прятали, укрывали, спасали.
- Но война распорядилась по-своему. Не смотря на все усилия взрослых, дети все-таки оказывались в пекле войны. Говорят, на войне маленьких не бывает. Да, дети военной поры быстро взрослели.
Многие из тех, кто постарше, уходили на фронт. Еще вчера они были школьниками, сидели за партами, гоняли мячик, ловили рыбу, вышивали крестиком.
А теперь эти дети надели солдатскую форму. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством. Они помогали разбрасывать листовки, ходили на задания со взрослыми, взрывали немецкие эшелоны.
Даша А. рассказывает стихотворение
Дети войны в развалинах играют
Дети войны с надеждой ждут солдат
Дети войны победу приближают
Держа в руках тяжёлый автомат!
Семен К. рассказывает стихотворение
Мамины прекрасные глаза,
Сердцу милый старенький их дом,
В кружевных салфетках образа,
Хлеб ржаной с топлёным молоком.
Девочка с соседнего двора,
За которой он носил портфель.
На параде громкое: «Ура!»
И в шкафу отцовская шинель.
У войны не детское лицо,
Но в бою не разглядеть лица…
Щедро начиняла смерть свинцом
Юные, мальчишечьи сердца.
- Думаете, им было не страшно (ответы детей)
- Конечно, страшно. Страшно слушать вой немецких самолетов, страшно стоять под дулом вражеского автомата. Но маленькое детское сердце ненавидело врагов, которые разрушили их мирную жизнь, которые разлучили их с родными.
Физминутка
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой-раз, левой- раз,
Посмотрите все на нас
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
- А теперь давайте, я вам покажу и расскажу о детях-героях войны.
(Показ презентации «Дети-герои войны»)
Рассказ Мирона В.
- Валя Котик. Осенью 1941 года он гранатой подорвал машину с гитлеровцами, уничтожив нескольких солдат и командира отряда полевой жандармерии. За подрыв 6 эшелонов, системы связи, был награжден орденом Отечественной войны I степени и медалью «Партизану Отечественной войны II степени»
Рассказ Вики Б.
- Зина Портнова. Стоял декабрь 1943 года. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее. Отважная юная пионерка была замучена. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием Героя Советского Союза.
Рассказ Андрея К.
- Леня Голиков. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Рассказ Матвея П.
- Марат Казей. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Погиб в бою. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.
- Ребята, теперь вы узнали какими смелыми и отважными были дети в годы Великой Отечественной войны!
- Как справлялись с тяжелыми испытаниями дети во время Великой Отечественной войны?
- Каким образом они помогли приблизить Победу?
- Давайте почтим память погибших детей минутой молчания
- А какие отважные поступки совершали вы?
III. Заключительная часть.
- Ребята, в заключение нашей деятельности послушайте отрывок из стихотворения нашего земляка Р. Рождественского, которое прочтет Вася П.
- Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
- Ребята, сегодня мы говорили о детях войны.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Важно ли для вас то, что вы сегодня узнали?
- Что бы вы хотели еще узнать о празднике Победы?
- У кого ты просил помощи?
- Кому помог сам?
- Ребята, перед вами коллаж, на котором изображены дети, которые идут на парад, но к сожалению у них в руках одни ниточки, без шариков. Если вам было интересно, занимательно то привяжите к ниточке шарик зеленого цвета, а если неинтересно, трудно, то красного.
- Мне понравилось с вами заниматься, вы были внимательные, отвечали на вопросы полным ответом, спасибо за работу.
Приложение № 1
Консультация «Дети войны»
Дети войны… Кто они? Какие они? У целого поколения, рожденного с 1928 по 1941 год, украли детство. Условно все поколение детей войны можно разделить на такие группы:
• Дети на фронте и в оккупации.
• Дети блокадного Ленинграда.
• Дети в фашистских концлагерях, дети-узники.
• Дети в тылу.
«Дети Великой Отечественной войны» - так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Дети на фронте и в оккупации
В годы Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах. В те суровые годы погибло около четырех миллионов детей. 28 мая 1990 года Совет Министров СССР принял решение о сооружении в Москве мемориального комплекса памяти погибших детей. Но оно, к сожалению, осталось лишь на бумаге. Звание «сын полка», не предусмотренное никакими воинскими уставами, носили те, кому по возрасту следовало бы играть в солдатики. А им довелось быть разведчиками, связистами, ординарцами, а также сапожниками, портными, поварами, подпольщиками.
Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и другие.
Поколению наших родителей и некоторых учителей, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги, и едва ли не любой пионер, не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова. Тогда как для поколения детей 70- 80 годов они были образцом для подражания.
Традиция почитания пионеров-героев складывалась постепенно. Издавались книги, проводились пионерское сборы, пионерские отряды боролись за право носить имя героя, пионеры писали письма родным погибших, организовывали музеи. Излишне говорить, что на страницах популярной книжной серии пионеры-герои были образцовыми девочками и мальчиками. Постепенно оформился четкий список, который был закреплен в специально созданной Книге почета пионерской организации.
Дети блокадного Ленинграда
Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск. Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах. Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали как защитники города.
140 ленинградских детей привезли в августе 1942 года в село Красный Бор Горьковской области. Встречать вышли их все красноборцы. Несли детям кто что мог: пяток яиц, тарелку творога, теплую одежду. А дети были - страшно смотреть - изнеможенные, больные. В первый раз в баню многих несли на одеялах. Но человеческая доброта, целебный воздух сделали свое дело. Дети крепли, поднимались на ноги. Все они остались жить, кроме Тани Савичевой. Истощенная голодом и страданиями девочка не смогла уже подняться. Таню отвезли в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с его «санаторным» по тем временам питанием и более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была не излечима. Расстроилась координация движения, мучили страшные головные боли. 24 мая Таню увезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она умерла.
Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней.
Дети в фашистских концлагерях, дети-узники.
В фашистских концлагерях содержалось более 20 млн. человек из 30 стран мира. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них, конечно же, были и дети – около 2 млн. человек.
Заключенных избивали дубинками внутри, которых были железные болты. Каждый день ранним утром эсэсовцы всех выгоняли на работу, заканчивался рабочий день с наступлением сумерек. Ходить по территории лагеря запрещалось, можно было передвигаться только бегом. В зимний период заключенные просто замерзали, так как были одеты только в полосатую униформу, да ещё натягивали на себя мешки из-под овощей, прорезав дыры для рук и головы.
Суточный рацион состоял из баланды, в которой плавали кусочки брюквы или кормового картофеля. Хлеб – это маленький кусочек в смеси с опилками, присыпанный какими- то семенами. Естественно многие не выдерживали и через определенное время умирали от истощения.
Фашисты использовали малолетних узников в качестве рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров.
Большинство маленьких узников не выдерживали пресса чудовищной машины переламывания человека, а те, кому удалось выжить, впоследствии становились хрупкими, словно хрусталь. Факты говорят сами за себя: из каждых 12 детей, возвращенных из Освенцима в марте 1945-го, в больницах выживали один-два. А принимали их из эшелонов в виде скелетов, обтянутых кожей, со следами побоев, анемичных, с изъеденными трахомой глазами, запавшими ртами, пораженных чесоткой.
Некоторые дети были отобраны во время войны сортировочным расовым аппаратом нацистов для медицинских экспериментов, для выполнения роли пополнителей биологического материала, который так и таял в агонии войны. Это были чаще всего дети Белоруссии. Выбор не случайно пал на «белую ветвь» славянской крови; он продуман, выверен, а значит, жесток, ибо целенаправленно использовал научные достижения во зло. Отловленные фашистскими карательными отрядами в белорусских лесах женщины с детьми отправлялись в концлагерь в западной части г. Витебска на территорию бывшего «5-го железнодорожного полка», а оттуда в Освенцим, Майданек. Из освобожденного Освенцима было вывезено 165 — 175 малолетних узников. Куда пропали тысячи детей?.
Как свидетельствуют бывшие узники, дети нередко становились донорами. Заборы крови делали прямо в бараках. Заходил врач, указывал пальцем на ребенка. Никто и не думал сопротивляться, ибо били сильно, да и просто особых сил не было (скудное питание, истощение). Цинично, систематически, пунктуально высасывались тельца белорусских, русских детей, спасая и омолаживая высших офицеров фашистской армии.
В Белевском районе в настоящее проживают около 300 несовершеннолетних узников фашистских концентрационных лагерей. В деревне Ровно проживают Пасхин Николай Фомич, Филина Наталья Борисовна, Чуприкова Александра Сергеевна.
С января 1994 года несовершеннолетних узников приравняли в правах к инвалидам войны на основании предоставления соответствующих документов. Однако доказать эти права не очень-то и реально. Ведь в Освенциме или Майданеке никто детям справок не выдавал и вообще при освобождении данные о детях записывались часто со слов самих детей или по внешним признакам. Они, бывшие малолетние узники, продолжают жить с истерзанным сердцем, воспаленными почками, дышать одним легким. Здоровье осталось в концлагерях.
Дети в тылу.
С первых месяцев войны численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. Подростки старались работать за себя и старшего товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы.
Тысячи школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт рабочих, встали за станки вместо ушедших в действующую армию. В стране возникло и ширилось движение “Молодёжь - на производство!”. В это движение быстро включились дети и подростки.
Нам показалась интересной история, как фашисты попробовали «тульских пряников». Трудился в Туле на кондитерской фабрике Ваня Колосов. Изобретательный он был паренек. Как-то явился Ваня в цех, где теперь производили мины. Под мышкой у него была папка. Раскрыл он ее, а в ней наклейки от коробок, в которые упаковывали на фабрике тульские пряники. Подошел Ваня к готовым минам и прилепил к ним наклейки. На каждой мине теперь было написано «Тульский пряник». Ушли мины на передовую к защитникам города. Смеются красноармейцы: «Ай да сюрприз фашистам! Ай да «гостинец» фрицам!» Понравилось советским солдатам выражение «тульский пряник». Все, что из Тулы приходило теперь на фронт, - снаряды, патроны, минометы, мины – стали называть тульским пряником.
Отдавая большую дань рабочему классу в обеспечении победы над немецко-фашистскими захватчиками, нельзя хотя бы кратко не рассказать об огромном вкладе в общую победу советского крестьянства. Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. А обстановка сложилась тяжелейшая уже в первые месяцы войны. Значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам. Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.
В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки клубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания.
Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно – Морского Флота проявили пионеры и школьники. На собранные по копейке деньги подростки помогали приобретать танки, самолёты, “катюши” и другое оружие и передавали их воинам действующей армии.
Когда в стране развернулось движение по заготовке подарков, по сбору теплых вещей для воинов – фронтовиков, пионеры и школьники в нём приняли самое активное участие. Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам–фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком “Мсти за папу!”. Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.
Частыми гостями пионеры и школьники, дети из детдомов и детсадов были в госпиталях. Там они тяжелораненым читали книги, письма, писали письма их родным и друзьям – фронтовикам, дежурили у их постели, выступали с концертами. Серьёзность, старательность детей вызывали у раненых не только волнение, но и уважение и ним.
Яркой страницей в летопись патриотических движений Великой Отечественной войны вошло тимуровское движение пионеров и школьников. Дети и подростки многих городов и сёл страны не ограничивались только поддержкой начинаний своих родителей в оказании помощи, раненым бойцам и командирам, но и проявляли собственную инициативу, которая выходила за рамки существовавших движений. Советские школьники берут на себя заботу о семьях бойцов, сражающихся с гитлеровскими бандами. Они – частые гости в семьях красногвардейцев, ухаживают за детьми, когда матери уходят на работу, следят за порядком и чистотой в квартирах, работают на огородах.