Светлана Беленовская
Конспект занятия «День и ночь» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДАОУ «Детский сад №201» города Оренбурга
Конспект занятия «День и ночь» в старшей группе
Цель: расширение представлений о Солнечной системе
Задачи:
- формировать представление детей о строении Солнечной системы, - совершенствовать представления детей о частях суток,
- развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать,
- развивать интерес к экспериментированию.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
Материал и оборудование: 2 глобуса, фонарик, настольная лампа, фильмоскоп, юла, игра «Планеты», карточки с заданиями.
Методические приемы: работа с познавательной литературой, со схемой, экспериментирование в подгруппе, вопросы на активизацию знаний.
Ход занятия:
Воспитатель: - А знаете ли вы? А знаете ли что?
А знаете ли вы, что такое наука астрономия, и что изучает эта наука? Ответы детей.
- Не знаете? А хотите узнать? Тогда присаживайтесь! (дети садятся полукругом) Кто знает, как и где мы вообще можем об этом узнать? (из энциклопедий, спросить у взрослых, услышать или посмотреть по телевизору и т. д.)
Воспитатель: - Ребята, астрономия - это наука, которая изучает явления и законы, которые происходят в космосе. Но что же можно изучать в космосе? Ответы детей.
- Ученые-астрономы отвечают на многие вопросы, интересующие людей. А о чем бы вам хотелось у них спросить? Ответы детей.
Воспитатель: - Я вот я бы спросила, какая самая яркая звезда на небосклоне? А вы знаете, кстати? Дети рассуждают, приходят к выводу, что эта звезда-солнце.
- А что вы знаете о солнце? Как влияет солнце на жизнь всего живого и неживого на нашей планете? Ответы детей.
- Представьте себе, вот не стало бы солнца, что б тогда произошло? Ответы детей.
- А есть ли в космосе другие планеты? Как называется все, что находится в космосе? Ответы детей.
Воспитатель обращает внимание детей на полочку «Умных книг» и предлагает открыть те страницы, где есть закладки. Дети рассматривают познавательную литературу, отмечают созвездия, кометы, планеты, млечный путь и многое другое.
Воспитатель:
- Какая планета известна нам больше, чем другие? Что вы о ней знаете? Что находится на планете Земля? Ответы детей.
Физкультминутка, повторяется 2-3 раза.
Воспитатель:- А давайте мы с вами, ребята,
Полетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
1-2-3-4!
Вот летит ракета ввысь!
Воспитатель рассыпает модели планет и предлагает разместить их на космической карте.
Игра «Найди орбиту»
Воспитатель: - Астрономы первыми ответили на вопрос, что такое день и что такое ночь. А вы вообще знаете, как происходит смена дня и ночи? Ответы детей.
Экспериментирование на специально подготовленном оборудовании.
Воспитатель:
- Давайте подумаем, ребята, чем нам могут послужить наши осветительные приборы: лампа, фонарик, фильмоскоп? (солнцем) Глобусы? Мячик? (планетой Земля)
Дети выбирают оборудование, действуют с ним, совершая движение «Земли» вокруг «Солнца». Воспитатель напоминает, что «Земля» вращается вокруг своей оси. Далее – обсуждение детей.
Воспитатель:
- Земля, как юла. Она вращается и вращается, но не останавливается, в отличие от юлы. Мы – жители Земли - земляне находимся на ней и крутимся, как на карусели.
- Ребята, а может ли солнце осветить планету Земля одновременно со всех сторон? Давайте проверим. Если сторона Земли, на которой живем мы, поворачивается к солнцу, то наступает день, посмотрите. Если отворачивается, то наступает ночь. И так происходит постоянно.
- Друг за другом чередой
Тихо ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра наоборот –
Спать немедленно зовет.
- Что это за братец? А кто же сестра? Ответы детей
Подведение итогов:
Воспитатель предлагает карточки с заданием.
- На этих карточках необходимо заштриховать ту часть земли, где ночь, и раскрасить желтым цветом, где день.
- Что происходит, когда Земля поворачивается к солнцу? Может ли солнце осветить Землю со всех сторон?
Воспитатель собирает детей:
- Идите ко мне, мои юные астрономы! О чем вы сегодня узнали? А вам это может пригодится? Расскажите, ребята, а о чем еще хотели бы узнать?