Алла Черномурова
Конспект занятия «Что такое этикет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Что такое этикет?»
Цель: Формирование навыков культурного поведения детей в повседневной жизни.
Формирование коммуникативных навыков.
Развитие социальной компетенции.
Задачи:
- Продолжать формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
- Прививать культуру общения.
- Развивать навыки самопознания. Мотивировать ребят к самопознанию, раскрытию себя и своих нравственных ценностей.
- Показать ребятам, как важно знать особенности общения и речевого этикета, уметь быть терпимым и толерантным.
Публикация «Конспект занятия „Что такое этикет?“» размещена в разделах
- Закрепить средства и виды общения, навыки вербального и невербального общения, провести самоанализ своих коммуникативных навыков, прививать культуру общения, обогащать словарный запас ребят.
Ход занятия:
Вводная часть:
Чтение стихотворения Н. Дик «У сеньора Этикета».
Сообщение темы и цели занятия.
Актуализация имеющихся представлений об этикете.
Основная часть:
Дать понятие об этикете.
Познакомить с видами этикета.
Познакомить с правилами речевого этикета.
Игра «Азбука красивых слов».
Разбор ситуаций.
Игра- упражнение «Интонация».
Рефлексия «Ладошка».
Заключительная часть:
Подведение итогов занятия. Вывод.
Сюрпризный момент «Волшебный мешочек»
Материал к занятию :
Воспитатель:
У сеньора Этикета
Есть всегда на все ответы:
Как входить и где стоять.
Кому место уступать.
Как прилично одеваться,
Где молчать,а где смеяться,
Как к обеду пригласить,
Что подруге подарить.
В школе, в доме, на работе,
И в трамвае, в самолете,
И в театре, и в кафе
Пригодиться он тебе.
И пора нам всем понять-
Чтоб воспитанными стать,
Чаще надо к Этикету
Обращаться за советом.
Воспитатель: Ребята, я приветствую вас и наших гостей! Давайте поздороваемся.
Воспитатель: «Что означает, по вашему мнению, слово «этикет»?» Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно, ребята. Этикет – правила поведения людей в обществе. Слово «этикет» было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV. Гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться, как должны были быть одеты. - это установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.
Понять насколько человек доброжелателен, можно даже по тому как он приветствует другого человека. Давайте поприветствуем друг друга так, как это делают люди в разных странах.
Вызвать 2-х детей и предложить выполнить задания:
• Великобритания- стоя на большом расстоянии, пожать друг другу руки;
• Япония- сложить руки на уровне груди и поклонится;
• Россия- крепко обняться;
• Новая Зеландия- потереться носами;
• Тибет- показать друг другу язык.
•
Существуют различные виды этикета :
• Общегражданский- совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами.
• Присутственный этикет- нормы поведения в общественных местах, театре, ресторане, музее, в государственных учреждениях.
• Религиозный этикет- правила общения с представителями культа той или иной конфессии и нахождения в храмах. Предложить привести примеры.
• Брачный этикет- это свод предписаний и правил праздничной свадебной церемонии. Этикетные нормы касаются приглашений, одежды, подарков, цветов, самой праздничной церемонии, а так же праздничного ужина.
• Семейный этикет- правила и нормы отношений внутри семьи между супругами, их детьми и близкими родственниками.
• Печальный этикет- совокупность правил, традиций и условностей, которые соблюдаются в церемонии прощания с умершим.
• Спортивный этикет- правила поведения между спортсменами, игроками в команде, спортивными командами и спортивными болельщиками.
• Этикет путешествий- правила передвижения на дальние расстояния, в которых проявляется забота о безопасности путешественника и уважение к месту, населению страны пребывания.
• Светский этикет- это свод правил вежливости, демонстрирующих достоинство человека, его уважение к собеседнику и к обществу.
- служебный (деловой);
- дипломатический;
- военный;
- педагогический;
- врачебный;
- этикет в общественных местах.
Сегодня мы с вами поговорим о речевом этикете. В народе существует много пословиц на эту тему. Давайте с вами вспомним пословицы о речевом этикете.
Язык мой- враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Каков разум, таковы речи.
Доброе слово и кошке приятно.
Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.
От одного слова да век ссора.
Доброе слово человеку- что дождь в засуху.
Не бросай слова на ветер.
Хорошая речь слаще меда.
(Обсуждение пословиц).
Речь — это основное средство общения людей, поэтому с самого раннего детства родители учат детей соблюдать правила речевого этикета. Давайте с вами вспомним какие же это правила. (Ответы детей) .Воспитатель обобщает и фиксирует на цветах – заготовках понятия, раскрываем каждое понятие в ходе занятия :
- правильное употребление слов;
- умение слушать;
- употреблять волшебные слова;
- культура речи;
- интонация;
- настроение.
На доске наглядность – ваза пустая, без цветов.
Воспитатель: «Ребята, на доске вы видите вазу. Наша задача – собрать в эту вазу цветы, с раскрытием понятия «речевой этикет». Как вы думаете, в чем заключается речевой этикет?» Ответы детей. Например: соблюдение правил в общении, не грубить, не говорить плохо о ком-либо, не «сплетничать», осуждать «слухи», стараться не употреблять «слова-паразиты», употреблять «вежливые слова». Воспитатель: «Сейчас мы с вами постараемся разобраться подробнее и понять, что же это такое – речевой этикет. Итак, для начала я хочу остановиться на первом понятии «правильное употребление слов».
Воспитатель: Вы наверное замечали, что в речи некоторых людей часто присутствуют «лишние слова».Это слова-паразиты. Они могут попадать в речь, когда человек находится в состоянии стресса, чаще из-за бедности словарного запаса. На возникновение в речи слов-паразитов может влиять «мода на слова». Многие слова используют в речи оттого, что все вокруг так говорят. Сквернословие- один из видов слов-паразитов, серьезная болезнь современного разговорного языка.
Ребята, а в вашей речи присутствуют слова- паразиты? Надо постараться от них избавляться.
Итак, первое правило: «Правильное употребление слов».(крепим к вазе первый цветок).
Воспитатель: «Итак, ребята следующее правило: «умение слушать». Вы знаете, от чего зависит то, насколько мы интересны собеседнику?» Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно от богатства нашего словарного запаса. А знаете ли вы что, различают два вида словарного запаса: активный и пассивный.
Активный словарный запас включает слова, которые человек использует в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении или на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас обычно больше активного в несколько раз.
Почему, мы считаем, что у одного человека «бедный» язык, а у другого «богатый»? Ребята, как вы думаете, от чего это зависит? И вообще, сколько может знать человек слов?» Ответы детей.
Например, словарный запас обогащается, когда мы:
- посещаем театр, музей;
- путешествуем;
- общаемся с интеллигентными, умными людьми;
- учимся;
- читаем;
- разгадываем кроссворды;
- учим иностранные языки;
- смотрим развивающие телепередачи.
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску картинки для каждого понятия изображения (театра, музея, путешествия, книг, библиотеки, иностранный словарь).
Воспитатель: «Словарный запас растет с практически постоянной скоростью до примерно 20 лет, после чего скорость его набора уменьшается, сходя на нет к 45 годам. После этого возраста словарный запас уже практически не меняется. Во время обучения в школе подросток учит по 10 слов в день. К моменту выпуска из школы подросток в среднем знает 51 тысячу слов. За время обучения в школе словарный запас увеличивается примерно в 2.5 раза. После выпуска из школы и до достижения среднего возраста человек в среднем узнаёт 3 новых слова а день. После достижения 55 лет словарный запас начинает несколько снижаться. Это может быть связано с забыванием слов, которые не используются достаточно долго.
Словарный запас современного образованного человека составляет примерно 10 000 – 30 000 слов. Пушкин А. С. в своих произведениях и письмах использовал более 21 000 слов. В словаре Ожегова 73 000 слов, Словарь Даля, богатейшая сокровищница русского слова и народной мудрости, содержит более 200 000. А в романе Ильфа и Петрова есть персонаж – Эллочка Щукина, - словарный запас которой ограничивался всего 3 словами».
Воспитатель: «А сейчас, ребята, давайте перейдём к раскрытию следующего понятия «употребление волшебных слов» и поиграем в игру «Азбука красивых слов»». На доске висит наглядность. Дети по кругу называют по несколько вежливых слов. Воспитатель: «Молодцы, ребята, я хочу пожелать, чтоб нашу речь каждый день украшали эти волшебные слова».
Вот ещё один цветок мы собрали в нашу вазу – «употребление волшебных слов»». Прикрепляем к вазе цветок с надписью «употребление вежливых, волшебных слов».
Воспитатель: «Не маловажным качеством в общении и речевом этикете играет интонация. А также мы можем понять смысл сказанного. Для примера сейчас предлагаю поиграть в игру».
Ход. Каждый участник получает карточку. Дается следующее задание – нужно произнести слово «молодец», с определенной интонацией, которая написана на карточках: - тихо, - громко, - нежно - удивленно, - иронично, - восторженно,- ласково, - требовательно, - таинственно, - сердито.
Воспитатель крепит наглядность к магнитной доске.
Интонация (лат. inton? «громко произношу») — совокупность характеристик предложения: тона (мелодики речи, громкости, темпа речи и её отдельных отрезков. От неё зависит яркость и выразительность речи.
Воспитатель: «Дети, и с этим заданием мы справились удачно. Ещё один волшебный цветок мы собрали в вазу». Прикрепляем к вазе цветок с надписью «интонация».
Воспитатель: «А сейчас, ребята, мы с вами разберё м следующее понятие более подробно: «Культура речи». Давайте с вами разберем несколько ситуаций, которые относятся к понятию культуры речи».
(Разбор предложенных ситуаций).
Воспитатель: «Ребята, сейчас мы остановимся ещё на одном важном факторе. Как вы считаете, с чего начинается любое общение?» Ответы детей. Например: улыбка, хорошее настроение.
Воспитатель: «Всё верно, ребята. Безусловно, наше настроение влияет на речевой этикет. Я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая помогает понять настроение собеседника».
«Важно ли уметь чувствовать своего партнера по общению: его настроение и самочувствие? Как это влияет на процесс общения? Что может поднять человеку настроение?» Ответы детей (комплимент, вежливые слова, похвала, шутка, анекдот).
Наглядность на доске (значение слова комплимент).
Комплимент (фр. compliment) – это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв.
Воспитатель: «Комплименты доставляют удовольствие и поднимают вашу самооценку. Вовремя прозвучавший комплимент может разрядить обстановку, переломить напряженную ситуацию и даже повлиять на личную жизнь и карьеру. Неудивительно, что искусство делать комплименты давно уже стало неотъемлемой частью бизнесс-культуры. Kомплимент сам по себе, какой бы он ни был точный, изящный или цветистый, не имеет никакой силы. Важна интонация, с которой вы его произнесете: она может быть проникновенной, кокетливой, непринужденной, но никогда – ироничной.
Комплимент сработает, только если вы искренне расположены к человеку. Говоря комплимент, вы должны быть по возможности честны и откровенны, ваши слова не должны содержать в себе ярко выраженной лести. Когда вы произносите искренний комплимент, вы сосредотачиваетесь на другом человеке, вы ищете в нем положительные качества, и ваше мнение о нем растет. Считается, что когда человек говорит другому приятные слова, он поднимает собственную самооценку, потому что нужна определенная доля уверенности в себе, чтобы замечать хорошее в других людях и озвучивать эти мысли. Кроме того, внимательность и умение подмечать положительные качества в других поможет вам замечать больше хорошего в вас самих».
Рефлексия «Ладошка»
Каждый участник получает лист бумаги А-4, на котором рисует свою ладошку (обводит контур ладошки) и подписывает ее в центре. На пальцах пишет местоимение «Ты». После этого участники по кругу передают свои ладошки, где по очереди пишут комплименты. Один участник пишет один комплимент. Когда все пять пальцев заполняются комплиментами, ладошки возвращаются хозяевам.
Воспитатель приклеивает ладошки под вазу с букетом из составляющих речевого этикета, и подводит итог, чтоб наше общение было эффективным, в первую очередь важно хорошее настроение и позитивные эмоции. Пусть ладошки будут символизировать наше хорошее дружное настроение, которое поддерживает вазу с нашим речевым этикетом.
Проблемный вопрос: «Ребята, как вы считаете, помимо чувства юмора, приятной речи, опрятности внешнего вида, что может нам помочь наладить контакт и доброжелательную беседу с собеседником?» Ответы детей.
Воспитатель: «Важно уметь входить и умение выходить из контакта, тогда, когда вы пожелаете. Повторим правила, которые важны для успешного вхождения в контакт и соблюдения речевого этикета :
1. Желательно выглядеть ухоженно, одетым со вкусом, уместно времени, погоде и мероприятию;
2. Чистоплотность;
3. Улыбка и позитивный настрой;
4. Ухоженный вид - ногти, волосы, одежда;
5. Продумайте заранее темы, на которые можно поговорить с малознакомыми и незнакомыми людьми, помните, исключить две конфликтные темы: политика и спорт;
6. Настройтесь на то, что вы будете слушать, люди считают великолепными собеседниками тех, кто умеет их слушать;
7. Составьте свой короткий рассказ о себе, кто вы, чем занимаетесь, хобби, все те яркие моменты, которые есть в вас, и которые можно продемонстрировать, помните, важно, чтобы вас запомнили, чтобы вы выделились;
8. Беседу хорошо начинать с комплимента, но делать это нужно искренне, лесть всегда чувствуется».
Подведение итогов занятия. «Итак, подведём итоги.», «Давайте, ещё раз определим, что мы обсуждали.». Ответы детей. Воспитатель: Ребята, что уносите с собой в багаж опыта? Ответы детей по кругу. «Что на занятии было главным? Что было интересным? Что нового узнали? Чему научились? Как использовать полученные знания в жизни?»
Ритуал прощания. Воспитатель: «Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Я попрошу вас встать в круг и взяться за руки. А пока мы все вместе, давайте подумаем, что бы мы хотели подарить друг другу, что бы наша жизнь была интереснее красочнее и богаче, легче и успешнее, креативнее. Давайте по кругу скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм, уверенность в себе, радость и любовь! И так по кругу.
Сюрпризный момент. Игра «Волшебный мешочек».
Участникам предлагается достать по одной бумажке из волшебного мешочка, послание, которое написано на ней подскажет что их ждет сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. Такие пожелания волшебным образом позитивно влияют на настроение людей, подбадривают их, придают уверенности в себе и своих силах.