Людмила Власова
Конспект занятия «Автоматизация звука [P]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Автоматизация звука [р].
Цель: Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильное произношение звука [р] в слогах, словах и предложениях;
- закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- продолжать учить образовывать существительные, обозначающие название профессий;
- закрепить умение определять наличие и место звука [р] в словах;
- формировать навык самоконтроля за собственной речью.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [P]“» размещена в разделах
- развивать речевое дыхание, фонематический слух, общую, мелкую и артикуляционную моторику, целостное восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать логопеда, усидчивость и интерес к занятию, коммуникативные навыки.
Оборудование:
Воздушные шары «Письмо» от артистов цирка; картинки для артикуляционной гимнастики; звуковая дорожка; разрезная картинка «Паровоз» из 6 – 7 частей; карточки с цифрами 2 и 3; «Сухой бассейн»(игрушки со звуком [р]); картинка слон, три «тумбы» (разноцветные кубики); картинки со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова; компьютер; зеркало; мяч, счетные палочки, умное зеркало «Artik Me».
Предварительная работа:
С родителями: повторение упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата;
С воспитателями: беседа с детьми о профессиях людей.
Логопед: упражнения на развитие дыхания, артикуляции, постановка звука[р]; автоматизация изолированного звука – звуковая дорожка, упражнение на развитие фонематического слуха «Улови звук».
Словарная работа: дрессировщик, барабанщик, трубач, гармонист.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический; сюрпризный момент – письмо от артистов цирка, создание проблемно – игровой ситуации, художественное слово, показ практического действия с использованием иформационно – компьютерных технологий, дидактические игры и упражнения: «Сложи картинку», «Звуковая дорожка», «Сухой бассейн», «Большой – маленький», «Бывает - не бывает», «Определи место звука в слове».
Форма организации занятия : (подгрупповое, дети сидят за столом, на стульчике перед зеркалом, передвигаются по кабинету).
Ход занятия:
I. Вводная часть
Эмоциональный настрой
1. Сюрпризный момент:
Логопед: Здравствуйте гости! Мы рады вас видеть.
Логопед: Ребята обратите внимание, как много здесь воздушных шариков. Они яркие, красивые.
Посмотрите, один шарик не простой – волшебный. Что же на нем? (письмо)
Так, а на ниточке письмо
Интересно от кого?
Нет здесь адреса на нем?
Давайте посмотрим, что же в нем?
Логопед открывает письмо:
Гости цирка приглашают,
Видеть нас, с вами желают!
Будет скоро представление,
Нам с вами на удивление!
Логопед: Ну, что, ребята, пойдем в цирк на представление?
II.Основная часть
Артикуляционная гимнастика:
Развитие артикуляционной моторики.
Логопед: Ребята, какие животные выступают в цирке?
Дети: В цирке выступают лошади, носороги, коровы, тигры, кенгуру.
Давайте, вместе с ними выполним гимнастику для язычка.
(Дети смотрят на картинку и выполняют упражнения).
А, для чего нам с вами гимнастика?
Упражнение «Бегемотик»
Бегемотик рот раскрыл, подержал, потом закрыл.
Упражнение «Хоботок»
Хоботок слонёнок тянет, он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи и слоненку покажи.
Упражнение «Лошадка»
- «Лошадка» (трубочка – улыбка)
- «Лошадка фыркает»
- «Лошадка фыркает с язычком»
Логопед: Молодцы, вы правильно выполняли все упражнения.
Упражнения для выработки воздушной струи (умное зеркало ArtikMe) :
- «Цветы»
- «Калитка»
- «Одуванчик»
- «Паровоз»
2. Дидактическое упражнение «Сложи картинку»
Развитие целостного восприятия
Логопед: Ребята, мы с вами отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.
Логопед: Как вы думаете, на чём мы с вами поедем в цирк?
Нам с вами нужно собрать картинку, и мы узнаем, на чём мы поедем в цирк. (Дети собирают из частей картинки - паровоз).
- Так на чём мы поедем?
Дети: На паровозе.
3. Изолированное произнесение звука. Развитие речевого дыхания.
Логопед: Завели мотор! Поехали! (ТРРРР)
1) Использование «звуковой дорожки». (Ребенок громко произносит звук [р].
2) Вторая дорожка: ТРРР
3) Третья дорожка: Повторяем гласные звуки, которые нам встретились, теперь произносит по дорожке слоги.
Поехали
Вот мы и доехали с вами до цирка.
Молодцы! С заданием справились.
4. Характеристика звука [р] по акустическим признакам.
Логопед: Какой звук вы произнесли? (р).
Дайте характеристику этому звуку, какой он?
Дети: Согласный, твердый, звонкий, обозначается, синим цветом, буквой «Р».
5. Автоматизация звука.
1) в слогах
Логопед: Дети мы с вами в цирке.
Как вы думаете, какие артисты работают в цирке?
Представление начинается.
Первыми на арену выходят дрессированные собачки.
Они вам приготовили задание.
Логопед: Я вам показываю цифру. Какая цыфра? (3)
Я произнесу слог. Сколько раз, вы произнесете слог? (3 раза)
Значит вам нужно будет произнести слог 3 раза.
Я называю:
пра - 3 дры – 3 бро – 3 тро – 3
пру - 3 дро - 3 бра - 3 тру – 3
- Молодцы!
2) в словах
Упражнение «Сухой бассейн»
Логопед: Представление продолжается.
На арену цирка выходит кто? (дрессировщик).
Ребята, но животные от него спрятались.
Давайте поможем найти их. В сухом бассейне вам нужно найти все игрушки, которые спрятались.
Найдя игрушки, называете ее, четко произнося звук [р].
Дети: тигр, корова, поросенок, жираф, носорог, зебра.
3) в предложениях
Логопед: Представление продолжается. На арену цирка выходит клоун.
Как вы думаете, что делает клоун в цирке? (Ответ детей).
Клоун смешит в цирке детей, вот и вас он тоже хочет рассмешить.
Он приготовил вам задание.
Послушайте внимательно предложения.
Вам нужно найти ошибки и их исправить.
Игра «Бывает, не бывает» :
– Дровами рубят топор.
– Сахар грызёт Иру.
– Дорога едет по грузовику.
– Забор красит Рому.
Дети исправляют деформированные предложения, выделяя в словах звук [р].
Логопед: Как вы думаете, получилось исправить ошибки.
Дети: да, получилось.
6. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающих названия профессий.
Логопед: Переходим к следующему заданию:
- Во время представления громко играет цирковой оркестр.
Давайте посмотрим, на каких инструментах играет цирковой оркестр.
Дидактическое упражнение «Назови слова со звуком [р]».
- Назовите инструменты, в названиях которых есть звук [р] : барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.
- Дети: Барабан, труба, гитара, гармошка.
Логопед:- Почему вы не назвали инструменты пианино и бубен?
- Молодцы! Вы все сделали правильно!
- Но это еще не все.
ВОЛШЕБНАЯ МАТРЕШКА
Логопед: Посмотрите, внимательно, и скажите, что вы здесь видите?
Конечно, же это волшебная матрешка. Что же в ней находится?
Сейчас мы с вами посмотрим. (Смотрят)
- Четко называем музыкальные инструменты по цепочке, выделяя звук Р. Начинаем (называем по очереди)
- Следующее задание.
- А сейчас, мы назовем людей, которые играют на этих инструментах.
Логопед: Как назовем человека, который играет на барабане? (барабанщик).
- Как назовем человека, который играет на трубе? (трубач).
- Играет на гитаре? (гитарист).
- Как назовём человека, который играет на гармошке? Скажите, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)
7. Динамическая пауза.
- А сейчас, мы немного отдохнем, и побудем гармонистами и сыграем на гармошке:
Согласование речи и движений «Гармонист»
Логопед: Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!
А потом их опускаем.
На гармошке мы играем!
(Имитация движений)
8. Развитие звукового анализа.
Дидактическая игра «Определи место звука в слове»
Логопед: Наше представление продолжается. На арену выходит дрессированный слон.
Логопед: - Посмотрите, внимательно, что же здесь вы видите на тумбах у слонов? (схемы)
- Что же они обозначают? (место звука в слове)
- Молодцы!
В этом задании нам поможет наша волшебная матрешка.
Дети достают картинку, называют, определяют место звука в слове и помещают картинку к нужному слону на нужную тумбу. ( картинки: ромашка, роза, и т. д).
9. Упражнение в правильном произнесении звука [р].
Логопед: На этом наше Представление заканчивается.
Артисты прощаются со зрителями и с нами ребята. Но они и здесь нам приготовили задание:
Дети повторяют чистоговорки.
Ра – ра – ра – радуется детвора.
Ры – ры – ры – шары в руках у детворы.
Ру – ру – ру – в цирке тигры, кенгуру.
Ра – ра – ра – до свидания, детвора.
Вместе: Ра – ра – ра – артистам отдыхать пора.
Дети проговаривают чистоговорки за логопедом.
10. Развитие мелкой моторики
Упражнение «Выложи букву Р»
Логопед:
-Прощаясь, артисты подарили нам счетные палочки, давайте с вами выложим букву Р.
Дети выкладывает из счетных палочек букву Р. (счетные палочки)
III.Заключительная часть
Итог занятия :
Логопед: Пора возвращаться в детский сад.
Паровоз нас ждет, заводи мотор, ТРРРР мы отправляемся в путь (звуковая дорожка). Изолированное произношение звука [р].
Логопед: Вот мы и на месте.
- Ребята, скажи, выступление каких артистов вам понравилось? Отвечайте, пожалуйста, полным ответом.
Дети: Мне понравилось выступление слона, клоуна.
- А какой звук мы брали с собой в цирк?
Дети: Брали с собой звук [р].
Логопед: Правильно звук [р].
Артисты цирка на память подарили вам по большому киндер-сюрпризу.
-Молодцы, ребята вы сегодня старались на занятии, четко произносили звук [р].
Чтобы вы не забыли как правильно произносится звук [р], я для вас приготовила домашнее задание.
Домашнее задание:
1. Чтобы, ваши язычок, губы и зубы не забыли свое место, когда вы произносите звук [р], дома покажи родителям, упражнения которые мы выполняли.
2. Принеси на следующее занятие картинки со звуком [р].
3. Выучи чистоговорки:
Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.
Тры – тры – тры – шары в руках у детворы
Тра – тра – тра – до свидания, детвора.
Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.