алла ковтун
Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии «Зачем мы дышим»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии
«Зачем мы дышим»
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа)
Основные предметные задачи:
Формировать представления детей о строении и функциях дыхательной системы (нос, трахея, бронхи, лёгкие).
Закрепить умение проводить простейшие опыты и результаты переносить на человеческий организм.
Развивать умение делать простейшие умозаключения, обосновывать свою точку зрения.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии „Зачем мы дышим“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы дыхания, лёгкие
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
Обогащать активный словарь детей словами: кислород, легкие, трахея, газообмен, рёбра и грудная клетка.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Основные общеучебные задачи:
развивать организационные умения: называть тему НОД, понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;
развивать оценочные умения: оценить результат работы (получилось - не получилось, исправлять ошибки;
развивать память, внимание;
развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.
Материал: мнемотаблица с правилами поведения в лаборатории, стаканы с водой; трубочки для коктейля; воздушные шарики; схема проведения опыта; презентация: схема с изображением дыхательной системы человека, схема грудной клетки, анимационная картинка к сказке «Приключения кислородика и пылинки»,бейджики на каждого ребенка, поощрительные призы.
Круг радости «Улыбка» (эмоциональный настрой)
Дети стоят в кругу.
Восп: Какой сегодня хороший день. У меня с утра хорошее настроение и я хочу поделиться с вами. Давайте подарим друг другу улыбки.
(поворачиваясь, друг к другу, дети улыбаются).
Ход НОД:
Этапы НОД Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационный момент.
Стоя у столика.
На прошлом занятии мы с вами узнали, что вокруг нас есть воздух. Что ещё о нём мы узнали?
- Где можно найти воздух? Ответ: свойства воздуха (бесцветный, без запаха, лёгкий - неощутимый).
Ответ: Он есть везде – в помещении на улице.
Ответ: Воздухом дышат все живые существа на земле: растения, животные и человек.
Проблемный вопрос - Как вы думаете, внутри нас есть воздух? Почему вы так думаете? Может кто-то думает по-другому?
- Сейчас проверим, так ли это.
-Я хочу пригласить вас в одно очень интересное место. Именно там ученые экспериментируют, проводят различные исследования и опыты. Как вы думаете, как называется это место?
-это Лаборатория (химическая, биологическая, медицинская). Сегодня мы отправимся в медицинскую Лабораторию. И сейчас мы с вами тоже будем, как настоящие ученые проводить опыты, наблюдать, делать выводы (одеваем значки) Ответы детей (разные версии)
Ответы детей: лаборатория.
2. Основная часть.
Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с соломинкой и водой». - Проходите в Лабораторию. В каждой лаборатории есть правила (мнемотаблица).
- Кто запомнил правила?
Подходят к столам:
- чтобы найти первое доказательство мы проведём опыт в кабинете №1. Следуйте инструкции у вас на столе.
-Что произошло с водой? Может кто-то думает по-другому?
-Почему вода начала бурлить? Что привело ее в движение?
-Откуда взялся воздух внутри нас?
Ответ дети: внимательно слушать;
- точно выполнять все инструкции;
- аккуратно работать с оборудованием;
- в конце опыта делать выводы;
Дети проводят опыт.
(Вода забурлила, образовались пузырьки)
Воздух.
Мы его вдохнули.
Введение нового материала
Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с воздушным шаром»
Презентация
Опытно-экспериментальная деятельность
Презентация
Прослушивание сказки «Путешествие кислородика и пылинки». Анализ сказки.
Дыхательная гимнастика
-Ещё больше о дыхании мы узнаем в следующем кабинете №2 «Познавательном».
Переход к проектору.
-Какой самый главный орган, отвечающий за дыхание?
- На столе у вас лежит воздушный шар, он похож на наши легкие, а чем похож вы ответите сами.
-Возьмите воздушный шар и надуйте его.
-Что находится в шарике?
- Мы вдохнули воздух в шар, что с ним произошло?
-Постепенно выпускайте воздух из шарика? Что произошло с шариком теперь?
- Что мы с вами узнали с помощью опытов?
-Так работают и наши легкие. При вдохе они увеличиваются, наполняются воздухом, а при выдохе-уменьшаются.
Дышим мы все время, мы не можем не дышать. Попробуйте на несколько секунд задержать дыхание, а потом «пуф», мы должны вновь наполнить легкие воздухом. Это необходимо потому что в воздухе есть кислород, который необходим для нас, как пища и вода.
Схема дыхания
-Легкие похожи на мягкую губку, поэтому им нужна надежная защита.
-Как вы думаете, чем защищены легкие от внешнего мира?
-Правильно, лёгкие находятся за грудной клеткой, рёбрами, Но ведь ребро - кость твердая и несгибаемая, как же тогда легким вдыхать воздух и увеличиваться?
-Это легко можно проверить. Встали, поставили руки на бок и глубоко вдохнули. Что вы почувствовали?
-Теперь выдохнули как можно больше воздуха, что произошло с вашими ребрами?
Схема «Дыхательный процесс»
-Каким образом воздух попадает в легкие?
-Правильно. Воздух через ноздри попадает в носовую полость. Там он очищается и согревается.
- Что же дальше происходит с воздухом?
-Чтобы узнать ответ на этот вопрос послушаем сказку «Путешествие кислородика и пылинки».
-Что же происходит в легких?
- Кто запомнил? Кто может рассказать, как воздух попадает к нам в организм?
-Почему нужно дышать носом?
-Легкие -это орган, которому требуется гимнастика, как и нам, чтобы не болеть. Я хочу, чтобы кислородик совершил путешествие в ваши легкие. Для этого представим, что у вас в руках большой цветок, который благоухает ароматом.
1 упражнение –«Понюхай цветок»-вдох и вдох через нос, произнеси «ааааа».
2 упражнение-«На цветок прилетела оса»-дуть на цветок, чтобы прогнать осу один длительный выдох, потом три раза-короткие и резкие выдохи.
3 упражнение – «Ветерок – сдуй лепесток»-подул слабый ветерок - лепесток зашевелился, затем сильный порыв ветра и лепесток унесло.
А если у вас в руках не цветок, а воздушный шар…
4 упражнение - «Надуть шарик»-развести руки в стороны-вдох,свести руки –выдох с произнесением «шшшш».
-Если каждый день делать дыхательную гимнастику, то легкие будут снабжаться кислородом и станут хорошо работать. Дети переходят к проектору и садятся на стулья.
Легкие.
Воздух.
Он увеличился в объеме, стал большим.
он сдулся, уменьшился.
1. Что наши легкие при вдохе наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе – сжимаются;
2. Мы выдыхаем воздух, который виден в воде в виде пузырьков.
Рёбрами, грудной клеткой.
Ответы детей…
Рёбра расширились, приподнялись
(они уменьшились, опустились)
Через нос, рот.
(ответы детей)
Прослушивание сказки.
(газообмен)
Чтобы воздух попадал в легкие чистым.
Дети встают и выполняют по показу воспитателя.
3. Заключительная часть. Рефлексия. Наша экскурсия в Лаборатории подошла к концу. Мы с вами провели исследование и выяснили, что внутри нас есть воздух.
- Кто расскажет, что за опыты мы провели и какие выводы сделали?
-Почему вы так думаете? Может кто-то думает по-другому?
-Где находится воздух?
-Как нужно правильно дышать?
Почему?
-Для чего нужна дыхательная гимнастика?
-Какой самый главный орган дыхательной системы?
-Что происходит при попадании кислорода в легкие (газообмен)
-Чем защищены легкие от внешнего мира?
- Как можно назвать наше занятие? Почему?
- Теперь оцените свое участие на занятии, выберите смайлик.
- Я вам всем желаю крепкого здоровья, чтобы ваши щеки были румяными, ведь румянец это признак здоровья!
На память дарю схему дыхательной гимнастики, чтобы вы занимались каждый день и были здоровы. Опыт1: Вода забурлила, образовались пузырьки - мы выдохнули воздух.
Воздух есть и у нас внутри.
Опыт 2: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух - процесс газообмен.
Главный орган дыхания -лёгкие. Легкие расширяются при вдохе.
Лёгкие находятся за грудной клеткой (рёбрами, которые их защищают).
Воздух попадает внутрь через нос или рот.
Дышать лучше через нос - тогда воздух будет согрет и очищен от пыли.
Легкие нуждаются в гимнастике.
Дети выбирают смайлик и объясняют, почему они выбрали смайлик синего, зеленого,желтого цвета.