Альфия Сапрыкина
Конспект занятия «Признаки времен года»
▼ Скачать +Заказ
ТЕМА: «ПРИЗНАКИ ВРЕМЕН ГОДА»
Цель: формирование представлений о причинах смены времен года.
Задачи:
1. Формировать умение описывать на основе практического опыта причинно-следственные связи между объектами природы (вращения Земли вокруг Солнца и сменой времен года и месяцев в году, связи солнечной активности и примет каждого месяца).
Публикация «Конспект занятия „Признаки времен года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
2. Развивать умение определять цель образовательной деятельности, выделять существенные признаки времен года, сравнивать, анализировать информацию, мышление.
3. Воспитывать интерес к природе, чувство коллективизма.
Тип занятия : открытие новых знаний.
Оборудование: карточки с названиями месяцев, карточки с характерными приметами месяца на одной стороне и слогами на другой стороне для составления высказывания «Все месяцы всегда идут друг за другом», глобус, карточка «Солнце».
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
КРУГ РАДОСТИ.
Настроенье, каково! - Во!
Все такого мнения! - Все без исключения!
Может Вы уже устали? - Мы с собой таких не брали!
Может, ляжем, отдохнём? - Лучше мы занятие начнем!
Я желаю вам удачи и хорошего настроения
II. Мотивационный
Ребята, чтобы понять, о чем мы будем сегодня говорить, послушайте отрывок из поэмы С. Я. Маршака:
Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
Слушают отрывок, проводят анализ услышанной информации.
Скажите, может ли такое случится в жизни?
Сделайте предположения, о чем будем сегодня говорить?
III. Изучение нового материала
Работа с карточками (на партах у некоторых учеников)
Выйдите те, у кого карточки с временами года.
Выйдите те, у кого карточки с названиями месяцев.
Расположите их на доске соответственно временам года.
Ход ЗАНЯТИЯ
Сколько месяцев в году? Возьмите карточки, на которых написаны приметы и соотнесите их с тем месяцем, признак которого указан в карточке.
На доске цепочка названий месяцев, учащиеся получают 12 карточек с приметами. На оборотной стороне написаны слоги, которые в итоге сложатся в высказывание «Все ме-ся-цы всег-да и-дут друг за дру-гом». Каждая карточка с приметами соотносится с определенным месяцем.
Январь – трещат морозы, стоят высокие сугробы, кругом много снега («все»)
Февраль – сильные ветры, по земле снежная поземка, но иногда начинает пригревать солнце («ме»)
Март – снег становится рыхлым, метель чередуется с оттепелью, в солнечные дни начинают таять сосульки («ся»)
Апрель – тает снег, кругом бегут ручьи, на реках начинается ледоход, на лесных проталинах появляются подснежники («цы»)
Май – снег растаял, в лесу появляются ландыши, на деревьях набухают почки и появляются первые нежные листочки («всег»)
Июнь – все покрывается травами и цветами, листья на деревьях становятся темно-зелеными, появляется земляника («да»)
Июль – поспевают ягоды (малина, черника, цветут васильки, ромашки, появляются первые грибы («и»)
Август – созревают яблоки, груши, сливы, поспевает рожь и пшеница, в лесах много грибов и орехов («дут»)
Сентябрь – верхушки деревьев постепенно желтеют и краснеют, созревают ягоды рябины, на дубах созревают желуди, птицы собираются в стаи («друг»)
Октябрь – начинается листопад, трава теряет зеленый цвет, вянут цветы, птицы улетают в теплые страны («за»)
Ноябрь – вся листва с деревьев облетела, цветы завяли, трава потемнела и пожухла («дру»)
Декабрь – уже идет снег, солнце светит редко, небо серое и низкое, самые короткие дни («гом»)
А теперь переверните карточки с признаками и посмотрите, какое высказывание получилось. («Все месяцы всегда идут друг за другом»)
Что составляют 12 месяцев? (год)
На какие времена года можно разделить 12 месяцев?
Возьмите карточки с названиями месяцев и их признаками и поделитесь на группы «Времена года».
Учащиеся делятся на 4 группы
Назовите свое время года, месяцы, которые относятся к нему. Какие признаки есть у каждого месяца этого времени года?
Педагог опрашивает все группы.
Как вы думаете, может ли после января наступить сентябрь? Почему времена года всегда следуют друг за другом в определенной последовательности? От чего это зависит?
Давайте создадим модель движения Земли вокруг Солнца и посмотрим, какие изменения происходят на земле.
Ученик «Солнце» стоит в середине, педагог демонстрирует глобус и объясняет:
Земля имеет наклон оси и движется вокруг Солнца.
Сейчас Земля здесь (держит глобус так, чтобы Северное полушарие было повернуто к Солнцу и задает проблемный вопрос) :
Посмотрите, какая часть глобуса сейчас ближе к Солнцу? А какая дальше? Сравните эти две части и выскажите, свое предположение, какое время года сейчас в Северном полушарии? Какое в Южном полушарии? Докажите.
Теперь Земля здесь (держит глобус так, чтобы Южное полушарие было повернуто к Солнцу)
Что изменилось? Какое время года теперь в Южном полушарии?
Вывод: время года, а значит и следование месяцев, происходит из-за движения Земли вокруг Солнца. Земля имеет наклон оси и оказывается повернутой к Солнцу то одним, то другим боком.
IV. Первичное закрепление нового материала
Дидактическое упражнение «Узнай по описанию».
1. «С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи – и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть.» (Весна. В. Бианки «Март»)
2. «В эту пору – в самую пору солнечного рассвета – собирают люди целебные цветы, стебли, коренья себе про запас, чтобы, вдруг занедужив, передать себе собранную в них живительную силу солнца.» (Лето. В. Бианки «Первый месяц лета- месяц гнёзд»)
3. «Кроме жёлтого цвета этому времени года для своих пейзажей нужен серый и малиновый цвета. До чего увлекательно наблюдать, как природа всего тремя красками пишет сначала радостный, яркий, сочный пейзаж, затем грустный и нежный и, наконец, тусклый, мрачный, унылый!» (Осень. По В. Корабельникову)
4. «Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги.» (Зима. В. Бианки «Книга зимы»)
5. «Свет убывает. Рано опускаются сумерки, но и засветло уже занимаются седые туманы. Ночи пока безморозные, и предутренняя свежесть ещё не покрывает лужи молодым ледком.» (Осень. Н. Заболоцкий «Октябрь…»)
6. «На берегу трава выше колен. Звенят по ветру лиловые колокольчики, встряхивается белая кашка, и качаются пушистые одуванчики. На листке подорожника сидит большой кузнечик, играет на скрипке. (Лето. И. Соколов – Микитов «Красное лето»)
7. «Значит, не простая причина гонит наших перелётных птиц в далёкие края, за горы, за моря, не просто голод и холод, а что- то посложнее, какое – то властное, непреодолимое чувство, неизвестно откуда взявшееся в птицах.» (Осень. В. Бианки «Не так – то просто») «Готовятся к выходу из берлоги медведи. Струйки тающего снега тайно собираются подо льдом. В лесу капель: тает снег на деревьях. По ночам морозы заново куют лёд.» (Весна. В. Бианки «Грачи открыли весну»)
8. «Страшно, когда при холоде сильный ветер. После такой погоды каждый раз находишь тут и там на снегу трупы замёрзших зверей, птиц, насекомых.» (Зима. В. Бианки «Жертвы стужи»)
9. «Зелёные растения сделали из солнечного света своё тело. Золотистый материал спелой ржи и пшеницы запасаем мы себе впрок на весь год.» (Лето. В. Бианки «Макушка лета»)
10. «За ночь сильно похолодало. Настало морозное утро. На стёклах появились узоры. Лучи солнечного света играли на стекле разноцветными огоньками.» (Зима. М. Гумилевская «Снежные узоры на окнах»)
11. «Передо мной – молодой берёзовый лес, умытый дождём. Он ещё голый, без листьев. Стволы берёзок тонкие, белые, а ветви лиловые. На концах ветвей серёжки висят, а на серёжках – капли дождя.» (Весна. Г. Скребицкий «Зелёный шум»)
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Начинает календарь месяц с именем … (январь)
Весна торопится на старт, в ручьях весенних месяц … (март)
На тёплый юг летит журавль, позолотил листву … (сентябрь)
Из старых листьев вылез шмель, цветёт подснежником … (апрель)
Белой вьюги вьётся шаль - весь в снегу пришёл … (февраль)
Не спит всю ночь болотный лунь, светлей всех месяцев … (июнь)
Сорвал листву с ветвей октябрь, укрыл снежком листву … (ноябрь)
Всем дарит яблоки на радость последний летний месяц … (август)
На луг Бурёнку выгоняй – пришёл с травой зелёный … (май)
Отчалил осени корабль, и реки льдом сковал … (декабрь)
Варенье варится - буль – буль! – из ягод, что собрал … (июль)
Позолотил листву сентябрь, сорвал листву с ветвей … (октябрь)
V. Итог занятия
Так почему же все приметы принадлежат строго определенному времени года и месяцу? Что влияет на это? (солнечная активность вследствие неравномерного освещения Земли)
Почему солнечная активность распределяется на Земле неравномерно?
Мы должны были выяснить, почему приметы у каждого времени года и месяца свои. Удалось ли нам ответить на этот вопрос?
Приложение №1