Юля Марусева
Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Три медведя»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами театрализации» Цель: создание условий для речевого развития в процессе театрализованной деятельности. Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Пересказ русской народной сказки „Три медведя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Три медведя», сказка
- Темочки
Образовательные: - Создать условия для развития связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи. - Создать условия для восприятия и понимания детьми на слух текстового материала. - Развивать звуковую и интонационную культуру речи.
Коррекционно-развивающие: - Создать условия для развития актерских способностей, умения детей передавать образы персонажей сказок, используя разные средства выразительности (интонацию, имитационные движения, мимику, творческое воображение.
- Развивать слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе.
- Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Оборудование и материалы: декорации (дом, дерево, аудиозапись «Звуки леса, пение птиц», платок, иллюстрации к сказке, волшебный клубок, маски животных.
Содержание организованной образовательной деятельности I. Организационный момент. Введение в тему. Логопед: Ребята, вы хотите совершить со мной путешествие по сказочной стране, волшебной и удивительной? (да, хотим). Давайте закроем глаза (таинственно). Где мы?
Логопед подводит детей к дереву, на нём висят картинки из сказок, под деревом стоят стульчики. Логопед предлагает детям посидеть отдохнуть, а сама обходит вокруг дерева, накидывает шаль. Берет корзинку, в ней – картинки из сказок (разрезанные пополам). - Ребятки, посмотрите. Я – бабушка-Забавушка. Посмотрите на это дерево. Нечаянно опрокидывает корзинку – картинки рассыпаются. 1. Игра «Отгадай сказку» Бабушка-Забавушка: Будем отгадывать сказку по нескольким словам, а отгадку искать «в травке» (на ковре). Каждый возьмет по одному листочку. На нем – лишь половинка сказочной картинки. Бабушка-Забавушка: Тянут - потянут. (Репка). - Высоко сижу… (Маша и медведь). - Яблонька, спрячь нас. (Гуси-лебеди). - Я от дедушки ушел. (Колобок). - Дед бил-бил. (Курочка Ряба). - Кто ел из моей чашки?. (Три медведя). - А теперь Бабушке-Забавушке пора уходить. Хочу на прощанье еще поиграть с вами. 2. Пальчиковая игра «У Варвары у старушки жили в маленькой избушки» У Варвары у старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей – все без бровей (дотрагиваются до бровей). С такими глазами, с такими ушами, С такими носами, с такими усами, С такой головой, с такой бородой (дотрагиваются до всех названных частей лица). Ничего не ели, на нее глядели. Говорили так. Как?
63
После слов «говорили так, как?», говорят слова: Все наоборот! (хором) Бабушка-Забавушка: Спасибо, дети, за игру. А я вам за это подарю волшебный клубочек. (Бабушка уходит, снимая шаль)
II. Основная часть Логопед: Как вы считаете, для чего нам бабушка-Забавушка дала клубочек? (он нас в сказку приведет). Дети, чтобы найти дорогу, нужно бросить клубочек. Куда он покатится, туда мы и пойдем (дети идут за логопедом). Посмотрите, ребята, куда нас привел волшебный клубочек (к домику). - Кто может жить в этой избушке? (медведи). Из какой сказки? («Три медведя»). Сейчас мы познакомимся с семьей медведей, к которым случайно в лесу попала Маша. 1. Упражнение «Что кем будет?» Логопед: Сейчас мы превратим всех персонажей сказки в разные фигуры, а потом расскажем сказку «Три медведя». Давайте посмотрим, кто из животных самый маленький? (Мишутка). Его превратим в самый маленький коричневый квадратик и запомним, что этот квадратик обозначает медвежонка Мишутку. Кто побольше? (Настасья Петровна). Её превратим в квадратик побольше и запомним, что этот квадратик обозначает медведицу Настасью Петровну. Как вы думаете, кого будет обозначать большой коричневый квадрат? (Самый большой коричневый квадрат будет обозначать папу-медведя Михаила Ивановича). Ребята, а кто главная героиня сказки? (Девочка Маша). Маленький красный треугольник – это девочка Маша. Три желтых квадрата (большой, средний и маленький) – стулья медведей. Три белых круга и три белых прямоугольника – миски и ложки. Три зеленых прямоугольника – кровати медведей. Вопросы детям, какая фигура, что обозначает (маленький коричневый квадратик – Мишутка, коричневый квадратик средний – Настасья Петровна, большой – Михаил Иванович, маленький красный
64
треугольник – девочка Маша, три желтых квадрата (большой, средний и маленький) – стулья медведей, три белых круга и три белых прямоугольника – миски и ложки, три зеленых прямоугольника – кровати медведей). 2. Пересказ сказки по модели. Логопед: А сейчас мы будем рассказывать сказку, но вместо героев сказки на доску будем выкладывать соответствующие фигурки (слова автора читает воспитатель). Я буду выкладывать прямоугольники, треугольники, квадраты и круги, а вы будете по очереди помогать мне рассказывать сказку. На троих детей надеваются маски медведей – они будут говорить по ролям. Логопед кладет красный треугольник и говорит: «Однажды девочка Маша пошла в лес и заблудилась. Стала искать дорогу домой.» (логопед делает паузу, продолжают рассказывать дети). В случае затруднений оказывается помощь. Рядом с красным треугольником логопед кладет три белых кружка и говорит: «Девочка вошла в первую комнату и увидела на столе три чашки с кашей. (пауза, педагог выслушивает высказывания детей). Возле каждой чашки лежала ложка.». Логопед делает паузу, чтобы дети охарактеризовали предметы по величине и принадлежности к соответствующему персонажу. Напротив кругов воспитатель выкладывает соответствующие желтые квадраты и продолжает: «Маша захотела сесть и увидела у стола три стула». Логопед опять делает паузу, чтобы дети могли описать стулья и рассказать, кому они принадлежат: самый большой стул – папы-медведя, поменьше – мамы-медведицы и самый маленький – Мишутки. Таким образом, логопед с детьми рассказывают всю сказку. 3. Упражнение «Закрепление антонимов». Логопед: У папы-медведя стул большой, а у Мишутки? (маленький).
65
- Михайло Иванович сердитый, а Маша? (добрый)
- Папа-медведь рычит громко, а Мишутка? (тихонько пищит)
- Медведь Михайло Иванович сильный, а Маша? (маленькая, слабая)
Кто большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой.
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (медведь)
Логопед: Действительно, ребята, а ведь Медведь такой сластена.
Давайте приготовим для Мишутки угощение – мы же в гости пришли, к ним
в сказку. Пройдите к своим столам. У вас на тарелочках разрезные картинки.
Если вы правильно соберете картинки, мы узнаем, чем Мишки любят
лакомиться.
4. Игра «Разрезные картинки».
Дети собирают изображение предмета из 3-4 частей: бочка мёда,
малина, земляника, гриб, орех, рыба.
Логопед: Воспитатель: Хорошо в гостях? Но нас ждут дела, и надо
возвращаться в детский сад. Как же нам вернуться? (кинуть клубок, позвать
бабушку-Забавушку). Итак. Пойдемте за клубком.
III. Подведение итогов занятия :
1. Что понравилось на занятии?
2. Оценка деятельности детей