Альбина Хайрнасова
Конспект занятия в старшей группе на тему: «С чего начинается Родина?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Учить различать понятия «страна», «республика», «город», «поселок». Закрепить с детьми названия столиц России и Республики Татарстан, познакомить с отличительными символами: гербом и флагом. Расширять представления о достопримечательностях родного поселка, его историческим прошлым и настоящим. Воспитывать любовь к своей Родине, родному поселку, уважение к согражданам и людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбы. Развивать умение ориентироваться по карте.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе на тему: „С чего начинается Родина?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Материал: Гербы и флаги России, РТ, п. Алексеевское, географическая карта, 2 куклы в русском и татарском национальных костюмах, игрушечный домик, песня «С чего начинается Родина?», стихи: «Родина» Ф. Савинов, «Алексеевское наше» А. Бочкарев, «Летопись с. Алексеевское» В. Нечаев; рус. нар. песня «Во поле березонька стояла», тат. нар. песня «Эпипэ», обручи, глобус-мяч.
Предварительная работа: Учить называть столицы, президентов России и РТ, называть жителей определенного местожительства, показывать на карте их местоположение, разучивание рус. и тат. песен, рассматривание гербов, флагов России, РТ и достопримечательностей поселка.
Ход занятия.
1. Слушание песни «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснер, сл. М. Матусовский)
-- Как называется эта песня? О чем поется в этой песне? (о Родине)
2. У каждого человека есть Родина.
-- Как вы думаете, что такое Родина?
(- Родина—эта страна, в которой мы родились и живем.
- Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
- Земля, которую наши предки защищали от врагов.
- Родина—это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Это место, где стоит наш детский сад, наша школа.
- Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне).
-- Правильно, дети, родной край близок и дорог сердцу каждого из нас. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь. Знать историю родного края—значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.
-- А вот как писал Ф. Савинов в стихотворении «Родина» :
Вижу чудное приволье, Вижу горы- исполины,
Вижу нивы и поля. Вижу реки и моря.
Это русское раздолье, Это русская картина,
Эта русская земля! Это Родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
3.– Для начала вспомним, в какой стране мы живем? (в России)
Как называется столица России? (г. Москва)—показ по глобусу-мячу.
Кто президент России? (Д. А. Медведев)—показ фото.
У каждой страны и республики есть свои отличительные знаки-символы: это герб и флаг.
-- Посмотрите на изображение герба России. Что изображено на нем? (двуглавый орел). Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность. Над головами изображены 3 короны Петра Великого, символизирующие суверенитет как всей РФ, так и ее частей; в лапах—скипетр и держава, олицетворяющие гос. влать и единое гос-во; на груди—изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
-- Посмотрите на российский флаг. Какие цвета изображены на нем? (красный, синий, белый). 3 цвета флага получили официальное толкование. Красный цвет символизирует энергию, силу и кровь, пролитую за Отечество, синий—постоянство, веру и верность, белый—цвет свободы, независимости и мира.
-- Ребята, в какой республике мы живем? (в Татарстане)
Как называется столица Татарстана? (г. Казань)—показ по карте.
Кто президент РТ? (М. Ш. Шаймиев)—показ фото.
--Посмотрите на герб РТ. Что изображено на нем? (Белый барс).
На фоне круглого солнца изображен белый барс. Его правая лапа чуть приподнята. Этот жест символизирует величие и благородство. Для герба республики выбран барс, п. ч. каждый народ имел своего покровителя, тат. народ считал своим предком барса. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра с 8 лепестками. Щит символизирует безопасность, а цветок—долгую жизнь.
-- Посмотрите на флаг Татарстана. На какие части он разделен?
Флаг разделен на 3 части. Верхняя часть—зеленая—это символ жизни и молодости. Равная ей нижняя часть—красная—это цвет солнца, огня и молнии, он символизирует праздник жизни. А в середине узкая белая полоска—символ чистоты, чести и мира.
4.—Ребята, как называется наш родной край, в каком поселке мы живем? (п. Алек-ое)
Как зовут главу (администрации) нашего поселка? (Козонков Владимир Константинович)—показ фото.
-- Посмотрите на карту. Наш родной п. Алек-ое—частица Татарстана и нашей великой Родины—России.
- Какими цветами на карте обозначена территория поселка? (зеленым, т. к. равнина)
Какая река у нас протекает? (р. Кама) Каким цветом она обозначается? (синим). Молодцы!
Стихотворение «Алексеевское наше». А. Бочкарев
Алексеевское наше Очень разными снаружи
Создано тремя веками. Видим мы строенья эти,
И для нас милей и краше Но они любовно дружат,
Нет селения на Каме. Как родители и дети.
В нем дома и как в деревне, Школы новые, больница
И стоят коттеджи гордо. Неустанно служат людям.
Словно врос в поселок древний Благодарность им хранится
Современный юный город. Солнышком во многих будет.
Здесь мечети полумесяц
И кресты над куполами,
И живут душевно вместе
Люди общими делами.
--Ребята, вы знаете, что не только у каждой страны и республики, но и у каждого города и поселка тоже имеются флаг и герб. У наше п. Алек-ое тоже есть герб. Что на нем изображено? (лось и сломленная ель). Описания герба гласит: В серебряном поле, на зеленой земле—золотая, сломленная ель и скачущий через эту ель пурпурный с золотыми копытами и рогами, обернувшийся лось.
Значение герба п. Алек-ое. На территории Алек-го района располагался один из древнейших городов Волжской Булгарии—Биляр, названный в летописях 12 века «Великим городом». В знак этого на гербе помещено изображение пурпурного (малинового) лося. Пурпур—символ власти, благородства, величия, славы. Лось—символ свободы, независимости и достоинства Переломленная ель (засека) символизирует нахождение на территории современного района в 17 столетии Закамской засечной черты, в которую входило с. Билярск, основанное в 1654г. как крепость. Флаг Алек-го муниципального района представляет собой прямугольное белое полотнище, несущее у нижнего края зеленую полосу в 1,5 ширины полотнища, посередине полотнища воспроизведены фигуры герба района. Желтый цвет (золото)- символ урожая, богатства, стабильности, уважения. Белый цвет (серебро)—символ чистоты, совершенства, мира и благополучия. Зеленый цвет—символ природы, здоровья, экологии, жизненного роста.
5—Дети, сколько вам лет? А сколько лет вашей маме? Папе? Бабушке? Дедушки?
У всех людей разный возраст.
-- Как вы думаете, есть ли возраст у городов, поселков? Кто знает, сколько лет нашему п. Алек-ое? В прошлом году (2008г) праздновали 300-летие. Это значит, что наш поселок возник давно. Село Алек-ое в 1710г обосновал боярин, губернатор Казанский и Астраханский П. М. Апраксин, который привез крестьян из других вотчин, а по преданию, впоследствии здесь селились и беглые всякого рода.
Послушайте стихотворение, составленное по мотивам летописи Воскресенской церкви с. Алек-го протоиереем В. Нечаевым в 1891г (чтение стих-я).
6.—Ребята, как называют жителей п. Алек-го? (алексеевцы). Значит, и вы—тоже кто? (алексеевцы). Игра «Кто, где живет?» (Я называю страну или город, кидаю мячик, а вы ловите и называете народ, жителей, которые там живут.)
Россия—россияне Казань—казанцы
Англия—англичане Альметьевск—альметьевцы
Америка—американцы Нижнекамск—нижнекамцы
Франция—французы Н. Челны—н. челнинцы
Италия—итальянцы Зеленодольск—зеленодольцы
Индия—индийцы Бугульма—бугульминцы
Китай—китайцы Елабуга—елабужцы
Япония—японцы Чистополь—чистопольцы
Корея—корейцы Лаишево—лаишевцы
7. Входят куклы рус. и тат. нац. костюмах.
-- В нашем п. Алек-ое живут люди разных национальностей. Каких? (русские, татары, чуваши, мордва и др.)У них свои традиции и праздники. Какие вы знаете? (Рождество, Пасха, Крещение, Курбан-байрам, Сабантуй, Ураза-байрам и др.)
Пение детей с движением. Рус. нар. песня «Во поле березонька стояла», тат. нар. песня «Эпипэ»
Много нас на белом свете:
Есть и взрослые и дети.
Но в правах мы все равны
И дружить всегда должны.
8. Какой стал наш поселок? (красивый, большой, много широких улиц, красивых зданий). Дети, а вы любите свой поселок? А если вы его любите, то нужно гордиться и беречь то, что построили люди нашего поселка. Давайте совершим экскурсию по нашему п. Алек-ое. Занимайте места в автобусе. Я буду экскурсоводом.
«Экскурсия по достопримечательностям п. Алек-ое»
Воспитатель показывает фотографии, где рассказывает сам или спрашивает детей, если они затрудняются.
9.—Наша экскурсия подходит к концу. Автобус подъезжает к детскому саду (показ фото)
-А как называется наш детский сад? («Солнышко»)
-А на какой улице он расположен? (ул. Набережная)
-Номер дома? (№6б)
--Нам нужно составить адрес нашего дет. сада и тогда мы получим приз. Для этого нам нужно правильно назвать в какой стране, республике, поселке, улице находится наш дет. сад. (вокруг игрушечного домика располагает обручи). Хором дети говорят адрес д/ с:
-Страна—Россия;
-республика—Татарстан;
-поселок—Алексеесвкое;
-улица—Набережная;
-дом №, название-- №6б, «Солнышко»
10. Слушание песни «Россия—Родина моя» (муз. Муравели, сл. Харитонов) или
Чтение стих-я Прокофьева.
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше
Дорогие края
Лучшей Родины нашей,
Нет на свете друзья!