Папки-передвижки

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Н]» в подготовительной группе

Костенко Валентина
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Н]» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

• Развивать навыки фонематических представлений со звуками [Н-Нь];

• Закрепить правильное произношение звуков [Н-Нь] в слогах, словах, фразах;

• Закрепить понятия «согласный», «твёрдый», «мягкий»;

• Развивать навыки чтения прямых и обратных слогов;

• Развивать умение согласовывать числительные с притяжательными прилагательными и существительными;

Коррекционно-развивающие:

• Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

• Развивать слуховое внимание;

• Развивать фонематическое внимание и восприятие;

• Развивать умение слышать вопрос и отвечать на него;

• Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память;

• Формировать представления (элементов) опытно-экспериментальной деятельности;

• Развивать умение решать простые ребусы;

• Знакомить с русскими пословицами и поговорками;

Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога, друг друга.

Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, колокольчик, презентация для открытого занятия ««Звуки Н, Нь и буква Н», шесть зеркал (по количеству детей, салфетки бумажные, бубен, две аудиозаписи (звуки ухающей совы, звуки тройки лошадей с бубенцами, сова-рукавичка, мяч, ёлочка, деревянные бусины синего, красного и зелёного цветов разной величины и формы, шесть шнурков, шесть конвертов с квадратами «Танграм» (три квадрата зеленого цвета, три квадрата синего цвета, буквы разрезной азбуки, коробка детских конфет.

Предварительная работа:

• знакомство со звукомаскировки,

• разучивание артикуляционной гимнастики,

• обучение навыкам звукового анализа.

Методика проведения:

1. Организационный момент:

(ребята с учителем-логопедом заходят в зал)

- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. (Здравствуйте.) Ребята, встаньте в круг «Дружбы»:

Друг дружке улыбнитесь,

Друг с дружкой подружитесь!

Крепко-крепко. (Ребята берутся за руки, сжимают руки)

(помощник по условному сигналу звонит в колокольчик)

- Внимание, волшебный колокольчик прозвенел и нашему занятию начаться … велел (последнее слово дети вместе с логопедом повторяют). Пройдите и сядьте за столы.

1. Артикуляционная гимнастика (с показом презентации):

Вы расселись по порядку,

Дружно сделаем зарядку,

Не ногами, не руками (топают, хлопают,

А своими … язычками (последнее слово дети вместе с логопедом повторяют!

Примечание: артикуляционная гимнастика выполняется под ритм бубна.

1. Дидактическая игра «Чистоговорки-добавлялки»:

(слышны звуки ухающей совы)

- Ребята, что это за звуки (на слайде картина зимнего леса? Откуда они? Из леса? (логопед заглядывает за экран, показывается с совой-рукавичкой)

- Ребята, знакомьтесь – это Очень Мудрая Сова. По лесу разлетелась новость о том, что в нашем детском саду ребята подготовительной группы умеют играть в «Чистоговорки - добавлялки». Поиграем? (Да.)

(картинки-отгадки появляются на слайде по клику по ходу ответов детей, ребёнок, первый назвавший ответ, повторяет чистоговорку)

• На! На! На! Ночью светит нам … (луна).

• На! На! На! У гитары лопнула … (струна).

• На! На! На! Россия – любимая (страна).

• Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).

• Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).

• Но! Но! Но! На стене висит … (панно)

• Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).

• Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну).

1. Сообщение темы занятия:

- Молодцы! Какой звук слышен в словах: луна, струна, страна, дно, бревно, панно, окно, волна? (ответ ребёнка: Звук [Н]).

- Верно! Ребята, звук [Н] – какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Повторите звук [Н] с кулачком (дети повторяют звук [Н] несколько раз, стуча кулачком по столу, ассоциируя его с твёрдостью).

- Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук [Н]?

(Твёрдый согласный звук [Н] обозначаем синим цветом).

- А как будет звучать мягкий согласный [Нь]? Повторите его. (Дети вместе с логопедом повторяют несколько раз звук [Нь] в упражнении с кистями: все пальцы на каждой руке собирать в кольцо и при назывании звука раскрывать их веером.)

- Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук [Нь]?

(Мягкий согласный звук [Нь] обозначаем зелёным цветом).

- Правильно! Совунья приготовила для вас интересные игры со звуками [Н] - [Нь]. Поиграем? (Да.)

1. Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь] с мячом:

- Ребята, встаньте за стульчиками, приготовьте ручки-лодочки. Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь].

На-ня-на

Но-нё-но

Ну-ню-ну

Ны-ни-ны

Ан-ань-ан

Он-онь-он

Ун-унь-ун

Ын-ынь-ын

- Молодцы! Садитесь на свои места.

1. Дидактическая игра «Четвёртый лишний (с показом презентации):

- Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Ребята, назовите картинки. Найдите лишнюю картинку. Объясните, почему она лишняя?

• Нитки, ночь, низкий, Никита

• Сын, конь, пень, огонь

• Батон, олень, океан, трон

• Нос, ногти, носки, нитки

• Коньки, санки, танки, конфеты

• Книга, линейка, карандаш, земляника.

1. Пальчиковая гимнастика «Следопыт»:

- Ребята, какое время года сейчас? (Зима.)

- Какого цвета зима? (Белого.)

- Почему всё вокруг белое? (Потому что всё покрыто снегом.)

- Что люди и животные оставляют на снегу? (Следы.)

- Сыграем с пальчиками в следопытов. (На слайде лесные полянки со следами на снегу.) (Выполнять в упражнении «Цепочка».)

Следопыт идёт по следу,

След ведёт его по снегу.

1. Дидактическая игра «Посчитай следы»:

- В зимнем лесу много снега. Поиграем вместе с Совушкой в следопытов? (Да.)

- Ребята, выходите из-за столов, встаньте полукругом.

(слайд со следами кабана)

- Ребята, кто это? (Это кабан.)

- Чьи это следы на снегу? (Это кабаньи следы на снегу.)

- Посчитайте по-очереди кабаньи следы на снегу. (Первый ребёнок начинает считать, следующий продолжает и т. д. по количеству детей.)

Пример: один кабаний след на снегу, два кабаньих следа на снегу, три кабаньих следа на снегу и т. д.

- Молодцы! Хорошо посчитали кабаньи следы. Тсс! Всё, убежал кабан.

(На слайде лесные полянки со следами на снегу.)

1. Физкультминутка:

- Ребята, мороз не велик, да стоять не велит (поговорка). Погреемся? (Да.)

Стихотворение с движением «Мороз»

Мёрзнут пальцы (сжимание и разжимание кистей)

Щиплет нос (указательными пальцами дотронуться до кончика носа, остальные пальцы сжаты в кулачки)

Лезет в валенки мороз (прыжки по-очереди на одной ноге)

Мы мороза не боимся (руки на поясе, повороты в стороны)

Продолжаем веселиться (упражнение «Топать-хлопать»)

По сугробам мы шагаем,

выше ноги поднимаем (высоко поднимать ноги)

Справа – хлоп и слева - хлоп (хлопки руками)

Посмотрите, там сугроб! (указать рукой на «сугроб» из «снежных комков», дети ищут глазами «сугроб»)

1. Отгадывание загадки: (звучат звуки проезжающей тройки лошадей)

- Ребята, что это за звуки? Отгадайте загадку:

Они красивы, грациозны,

Стихия их – азарт погони,

Беря барьеры виртуозно,

Летят быстрее ветра … (Кони). С. Устабеков

- Верно! Русская пословица гласит: «Домой и кони веселее бегут». Пора нам обратно в садик возвращаться. «До свидания» Сова. Закройте глаза; раз, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять! Открывайте глазки.

1. Дидактическая игра «Украшение для ёлочки»:

- Ребята, пройдите и сядьте за столы (на столах стоят две металлические коробочки в виде ёлочных шаров, дополнительно лежат шесть тканевых салфеток). Какой зимний праздник скоро наступит? (Скоро наступит Новый год)

- В Новый год принято украшать ёлочку. Изготовим украшение для ёлочки из деревянных бусин. Украшение непростое, а звуковое. Кто по лесу проехал мимо нас с вестью о приближающемся празднике? (Кони.) (слайд на экране).

- Назовите первый звук в слове «К-они». (Звук [К]).

- Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину твёрдого звука [К]. Нанизывайте её.

- Назовите звук, следующий за звуком [к] в слове «к-О-ни». (Звук [О]).

- Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [О]. Нанизывайте её так, чтобы она была второй по счёту (слева направо счёт).

- Назовите звук, следующий за звуком [о] в слове «ко-Нь-и». (Звук [Нь]).

- Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину мягкого звука [Нь]. Нанизывайте её так, чтобы она была третьей по счёту (слева направо счёт).

- Назовите последний звук в слове «конИ». (Звук [И]).

- Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [И]. Нанизывайте её так, чтобы она была последней по счёту (слева направо счёт).

Примечание: По просьбе логопеда дети по-очереди называют все звуки в слове, отхлопывают по слогам, повторяют правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

- Ребята, молодцы! Красивое украшение получилось, завяжите бусы бантиком и пойдемте украшать нашу ёлочку.

1. Дидактическая игра-головоломка «Танграм» с элементом опытно-экспериментальной деятельности:

- Ребята, посмотрите, под ёлочкой лежат конверты. Наверное, Дедушка Мороз приготовил их для вас. Возьмите их и сядьте на свои места. Посмотрите, что внутри. (Ребята выкладывают на стол разрезной квадрат «Танграм»).

Примечание: три квадрата зеленого цвета, три квадрата синего цвета.

- Это игра-головоломка «Танграм». Соберите квадрат так, чтобы получился символ как на картинке. (На экране слайд).

- Ребята, а теперь подставьте свои зеркала к верхней части квадрата, что вы видите? (Это буква-Н).

- Верно! (слайд презентации со стихотворением про букву-Н).

- А, вот, и новогодняя буква-Н. Прочитайте её три раза хором. (Н-Н-Н).

1. Чтение простых слогов:

- Ребята, помните, буква Н в разных слогах читается по-разному: твёрдым звуком и мягким звуком. Квадрат «Танграм» вам об этом напоминает!

- Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в конце: (поочередное чтение)

АН, УН, ОН, ИН.

- Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в начале: (поочередное чтение)

НА, НУ, НО, НИ.

1. Дидактическая игра «Ребус»: (слайд на экране)

- Ребята, разгадайте ребус и вы узнаете имя нашей Очень Мудрой Совы, без которой наше занятие не было бы так увлекательно. Вспомните правило: имена людей, клички животных пишутся с большой буквы. Будьте внимательны при решении ребуса.

- Расставьте буквы в соответствии с их порядковыми номерами. (У детей буквы разрезной азбуки).

4 2 3 1

а и н Н

- Молодцы! Прочитайте, как зовут сову (все дружно хлопают себе).

1. Подведение итогов занятия:

- Ребята, сегодня на занятии мы с вами повторили звуки Н, Нь и букву-Н. (Слайд с буквой-Н).

- Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились? (ответы детей).

- Ребята, вы замечательно поработали, отлично справились с заданиями Очень Мудрой Совы Нины и Дедушки Мороза! Я от всей души поздравляю вас всех с наступающим праздником, растите умными, а этот сладкий подарок от Дедушки Мороза поделите между всеми ребятами вашей группы. Приятного аппетита и до новых встреч с нашими гостями. Скажите: «До свидания!» и пойдёмте в группу.

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Щ]» в средней группе .

Конспект занятия по звуковой культуре речи с использованием дидактической игры «Куклы Оля, Уля, Аля» Дидактическая игра «Куклы Аля, Оля, Уля». Автор: Драгунова Ксения Цель: Знакомство с буквами А, У, О. Закрепление правильного произношения.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд» Цель: 1. Закреплять умение определять указанный звук в словах. 2. Развивать умение определять количество звуков в словах. 3. Развивать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Н]» в подготовительной группе
Опубликовано: 22 декабря 2024 в 13:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Н]» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Костенко Валентина (УИ 3516432) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД