Костенко Валентина
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Н]» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные:
• Развивать навыки фонематических представлений со звуками [Н-Нь];
• Закрепить правильное произношение звуков [Н-Нь] в слогах, словах, фразах;
• Закрепить понятия «согласный», «твёрдый», «мягкий»;
• Развивать навыки чтения прямых и обратных слогов;
• Развивать умение согласовывать числительные с притяжательными прилагательными и существительными;
Коррекционно-развивающие:
• Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
• Развивать слуховое внимание;
• Развивать фонематическое внимание и восприятие;
• Развивать умение слышать вопрос и отвечать на него;
• Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память;
• Формировать представления (элементов) опытно-экспериментальной деятельности;
• Развивать умение решать простые ребусы;
• Знакомить с русскими пословицами и поговорками;
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога, друг друга.
Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, колокольчик, презентация для открытого занятия ««Звуки Н, Нь и буква Н», шесть зеркал (по количеству детей, салфетки бумажные, бубен, две аудиозаписи (звуки ухающей совы, звуки тройки лошадей с бубенцами, сова-рукавичка, мяч, ёлочка, деревянные бусины синего, красного и зелёного цветов разной величины и формы, шесть шнурков, шесть конвертов с квадратами «Танграм» (три квадрата зеленого цвета, три квадрата синего цвета, буквы разрезной азбуки, коробка детских конфет.
Предварительная работа:
• знакомство со звукомаскировки,
• разучивание артикуляционной гимнастики,
• обучение навыкам звукового анализа.
Методика проведения:
1. Организационный момент:
(ребята с учителем-логопедом заходят в зал)
- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. (Здравствуйте.) Ребята, встаньте в круг «Дружбы»:
Друг дружке улыбнитесь,
Друг с дружкой подружитесь!
Крепко-крепко. (Ребята берутся за руки, сжимают руки)
(помощник по условному сигналу звонит в колокольчик)
- Внимание, волшебный колокольчик прозвенел и нашему занятию начаться … велел (последнее слово дети вместе с логопедом повторяют). Пройдите и сядьте за столы.
1. Артикуляционная гимнастика (с показом презентации):
Вы расселись по порядку,
Дружно сделаем зарядку,
Не ногами, не руками (топают, хлопают,
А своими … язычками (последнее слово дети вместе с логопедом повторяют!
Примечание: артикуляционная гимнастика выполняется под ритм бубна.
1. Дидактическая игра «Чистоговорки-добавлялки»:
(слышны звуки ухающей совы)
- Ребята, что это за звуки (на слайде картина зимнего леса? Откуда они? Из леса? (логопед заглядывает за экран, показывается с совой-рукавичкой)
- Ребята, знакомьтесь – это Очень Мудрая Сова. По лесу разлетелась новость о том, что в нашем детском саду ребята подготовительной группы умеют играть в «Чистоговорки - добавлялки». Поиграем? (Да.)
(картинки-отгадки появляются на слайде по клику по ходу ответов детей, ребёнок, первый назвавший ответ, повторяет чистоговорку)
• На! На! На! Ночью светит нам … (луна).
• На! На! На! У гитары лопнула … (струна).
• На! На! На! Россия – любимая (страна).
• Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).
• Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).
• Но! Но! Но! На стене висит … (панно)
• Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).
• Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну).
1. Сообщение темы занятия:
- Молодцы! Какой звук слышен в словах: луна, струна, страна, дно, бревно, панно, окно, волна? (ответ ребёнка: Звук [Н]).
- Верно! Ребята, звук [Н] – какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Повторите звук [Н] с кулачком (дети повторяют звук [Н] несколько раз, стуча кулачком по столу, ассоциируя его с твёрдостью).
- Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук [Н]?
(Твёрдый согласный звук [Н] обозначаем синим цветом).
- А как будет звучать мягкий согласный [Нь]? Повторите его. (Дети вместе с логопедом повторяют несколько раз звук [Нь] в упражнении с кистями: все пальцы на каждой руке собирать в кольцо и при назывании звука раскрывать их веером.)
- Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук [Нь]?
(Мягкий согласный звук [Нь] обозначаем зелёным цветом).
- Правильно! Совунья приготовила для вас интересные игры со звуками [Н] - [Нь]. Поиграем? (Да.)
1. Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь] с мячом:
- Ребята, встаньте за стульчиками, приготовьте ручки-лодочки. Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь].
На-ня-на
Но-нё-но
Ну-ню-ну
Ны-ни-ны
Ан-ань-ан
Он-онь-он
Ун-унь-ун
Ын-ынь-ын
- Молодцы! Садитесь на свои места.
1. Дидактическая игра «Четвёртый лишний (с показом презентации):
- Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Ребята, назовите картинки. Найдите лишнюю картинку. Объясните, почему она лишняя?
• Нитки, ночь, низкий, Никита
• Сын, конь, пень, огонь
• Батон, олень, океан, трон
• Нос, ногти, носки, нитки
• Коньки, санки, танки, конфеты
• Книга, линейка, карандаш, земляника.
1. Пальчиковая гимнастика «Следопыт»:
- Ребята, какое время года сейчас? (Зима.)
- Какого цвета зима? (Белого.)
- Почему всё вокруг белое? (Потому что всё покрыто снегом.)
- Что люди и животные оставляют на снегу? (Следы.)
- Сыграем с пальчиками в следопытов. (На слайде лесные полянки со следами на снегу.) (Выполнять в упражнении «Цепочка».)
Следопыт идёт по следу,
След ведёт его по снегу.
1. Дидактическая игра «Посчитай следы»:
- В зимнем лесу много снега. Поиграем вместе с Совушкой в следопытов? (Да.)
- Ребята, выходите из-за столов, встаньте полукругом.
(слайд со следами кабана)
- Ребята, кто это? (Это кабан.)
- Чьи это следы на снегу? (Это кабаньи следы на снегу.)
- Посчитайте по-очереди кабаньи следы на снегу. (Первый ребёнок начинает считать, следующий продолжает и т. д. по количеству детей.)
Пример: один кабаний след на снегу, два кабаньих следа на снегу, три кабаньих следа на снегу и т. д.
- Молодцы! Хорошо посчитали кабаньи следы. Тсс! Всё, убежал кабан.
(На слайде лесные полянки со следами на снегу.)
1. Физкультминутка:
- Ребята, мороз не велик, да стоять не велит (поговорка). Погреемся? (Да.)
Стихотворение с движением «Мороз»
Мёрзнут пальцы (сжимание и разжимание кистей)
Щиплет нос (указательными пальцами дотронуться до кончика носа, остальные пальцы сжаты в кулачки)
Лезет в валенки мороз (прыжки по-очереди на одной ноге)
Мы мороза не боимся (руки на поясе, повороты в стороны)
Продолжаем веселиться (упражнение «Топать-хлопать»)
По сугробам мы шагаем,
выше ноги поднимаем (высоко поднимать ноги)
Справа – хлоп и слева - хлоп (хлопки руками)
Посмотрите, там сугроб! (указать рукой на «сугроб» из «снежных комков», дети ищут глазами «сугроб»)
1. Отгадывание загадки: (звучат звуки проезжающей тройки лошадей)
- Ребята, что это за звуки? Отгадайте загадку:
Они красивы, грациозны,
Стихия их – азарт погони,
Беря барьеры виртуозно,
Летят быстрее ветра … (Кони). С. Устабеков
- Верно! Русская пословица гласит: «Домой и кони веселее бегут». Пора нам обратно в садик возвращаться. «До свидания» Сова. Закройте глаза; раз, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять! Открывайте глазки.
1. Дидактическая игра «Украшение для ёлочки»:
- Ребята, пройдите и сядьте за столы (на столах стоят две металлические коробочки в виде ёлочных шаров, дополнительно лежат шесть тканевых салфеток). Какой зимний праздник скоро наступит? (Скоро наступит Новый год)
- В Новый год принято украшать ёлочку. Изготовим украшение для ёлочки из деревянных бусин. Украшение непростое, а звуковое. Кто по лесу проехал мимо нас с вестью о приближающемся празднике? (Кони.) (слайд на экране).
- Назовите первый звук в слове «К-они». (Звук [К]).
- Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину твёрдого звука [К]. Нанизывайте её.
- Назовите звук, следующий за звуком [к] в слове «к-О-ни». (Звук [О]).
- Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [О]. Нанизывайте её так, чтобы она была второй по счёту (слева направо счёт).
- Назовите звук, следующий за звуком [о] в слове «ко-Нь-и». (Звук [Нь]).
- Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину мягкого звука [Нь]. Нанизывайте её так, чтобы она была третьей по счёту (слева направо счёт).
- Назовите последний звук в слове «конИ». (Звук [И]).
- Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [И]. Нанизывайте её так, чтобы она была последней по счёту (слева направо счёт).
Примечание: По просьбе логопеда дети по-очереди называют все звуки в слове, отхлопывают по слогам, повторяют правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
- Ребята, молодцы! Красивое украшение получилось, завяжите бусы бантиком и пойдемте украшать нашу ёлочку.
1. Дидактическая игра-головоломка «Танграм» с элементом опытно-экспериментальной деятельности:
- Ребята, посмотрите, под ёлочкой лежат конверты. Наверное, Дедушка Мороз приготовил их для вас. Возьмите их и сядьте на свои места. Посмотрите, что внутри. (Ребята выкладывают на стол разрезной квадрат «Танграм»).
Примечание: три квадрата зеленого цвета, три квадрата синего цвета.
- Это игра-головоломка «Танграм». Соберите квадрат так, чтобы получился символ как на картинке. (На экране слайд).
- Ребята, а теперь подставьте свои зеркала к верхней части квадрата, что вы видите? (Это буква-Н).
- Верно! (слайд презентации со стихотворением про букву-Н).
- А, вот, и новогодняя буква-Н. Прочитайте её три раза хором. (Н-Н-Н).
1. Чтение простых слогов:
- Ребята, помните, буква Н в разных слогах читается по-разному: твёрдым звуком и мягким звуком. Квадрат «Танграм» вам об этом напоминает!
- Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в конце: (поочередное чтение)
АН, УН, ОН, ИН.
- Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в начале: (поочередное чтение)
НА, НУ, НО, НИ.
1. Дидактическая игра «Ребус»: (слайд на экране)
- Ребята, разгадайте ребус и вы узнаете имя нашей Очень Мудрой Совы, без которой наше занятие не было бы так увлекательно. Вспомните правило: имена людей, клички животных пишутся с большой буквы. Будьте внимательны при решении ребуса.
- Расставьте буквы в соответствии с их порядковыми номерами. (У детей буквы разрезной азбуки).
4 2 3 1
а и н Н
- Молодцы! Прочитайте, как зовут сову (все дружно хлопают себе).
1. Подведение итогов занятия:
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами повторили звуки Н, Нь и букву-Н. (Слайд с буквой-Н).
- Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились? (ответы детей).
- Ребята, вы замечательно поработали, отлично справились с заданиями Очень Мудрой Совы Нины и Дедушки Мороза! Я от всей души поздравляю вас всех с наступающим праздником, растите умными, а этот сладкий подарок от Дедушки Мороза поделите между всеми ребятами вашей группы. Приятного аппетита и до новых встреч с нашими гостями. Скажите: «До свидания!» и пойдёмте в группу.