Светлана Туптова
Конспект занятия по обучению чувашскому языку в старшей группе «Суркунне»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект- занятий по обучению чувашскому языку
в старшей группе на тему : «Суркунне».
Воспитатель первой квалификационной категории: Светлана Туптова.
Конспект- занятий по обучению чувашскому языку в старшей группе на тему : «Суркунне»
Публикация «Конспект занятия по обучению чувашскому языку в старшей группе „Суркунне“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашский язык. Материалы для изучения чувашского языка
- Темочки
Цель: способствовать формированию у детей устойчивого интереса к чувашскому языку, к окружающей природе.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить применять знакомые и вновь введенные слова в простых конструкциях;
- познакомить с новыми лексическими единицами по теме «Кайаксем», «Суркунне» -касая, шанкарч, улатакка, чакак, серси.
Развивающие:
-закреплять активный словарь чувашских слов : сыва – и, сывах, варман, ялта,
-закрепить умение вести диалог по темам: черчунсем, составляя повествовательные и вопросительные предложения из разных конструкций.
Воспитательные:
-воспитать любовь к малой родине, к окружающей природе.
Предварительная работа: занятия по теме : «Черчунсем», времена года: керкунне, хелле.
Материал: аудио запись- голоса птиц, слайды картины с деревьями (дуб, береза, ель, птицами (синичка, воробей, сорока скворец, ворона, дятел, животные (заяц, лиса, волк, медведь, еж, белка)
Методические приемы:
1. Игровая мотивация: слушание голосов птиц.
2. Чтение схемы «как добраться до леса».
3. Беседа о лесе, деревьях.
4. Загадки о животных.
5. Игра «Веселые животные».
6. Встреча с сорокой и знакомство с его друзьями пернатыми.
7. Чистоговорки о птицах.
8. Игра «Мен сук».
9. Возвращение домой с подарками от птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно, что вы слышите?
Дети: Голоса птиц.
Воспитатель: Как вы думаете, какие они? Как они поют? (Радостно? Мне кажется, что голоса птиц тревожные. Надо узнать, что у них случилось? Ребята, а как вы думаете, мы как-то сможем помочь им?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Смотрите у меня есть схема, как мы можем добраться до леса. Вначале пойдем по тропинке. Потом пройти по камешкам. А затем надо перепрыгнуть через ручеек и мы на месте.
Воспитатель: Ребята, а вот и мы в лесу. Эпир вармана ситремер. Саша, эпир аста? Аня, ыйт Дашаран. Эпир аста? Катя, ыйт Димаран, эпир аста?
Воспитатель: Варманта менсем пур? (Йывассем. Менле йывассем пур) Ребята, в лесу что есть? Какие деревья?
-Ку мен (Чараш, хуран, пилеш, юман, сака)
-Ку чараш! Аня, ыйт Сашаран. Ку менле йывас? Илья, ку пилеш-и? Сапла, ку пилеш! И так далее.
-Давайте закрепим названия деревьев чистоговоркой, повторяйте вместе со мной:
-ан-ан-ан-ку юман;
Ан-ан-ан-ку хуран;
Еш-еш-еш- ку пилеш;
ка-ка-ка-ку сака;
аш-аш-аш-ку чараш.
Ваня повтори, пожалуйста -ан-ан-ан-ку-юман и т. д.
Ребята, вы заметили, что животных в лесу не видно. Посмотрите, на каком дереве сидит сорока? Давайте мы все поздороваемся.
Дети: Сыва-и чакак?
Чакак: Сывах.
Воспитатель: Смотрите, у сороки -записка. Что же там написано? Помогите пожалуйста, расколдовать лесных зверей, разгадав загадки. Их заколдовала зима, за то, что они радовались к приходу весны.
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь? (Пулашапар -и) Слушайте загадки внимательно. Отгадку называете на чувашском языке :
1. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна. Ачасем, менле черчун ку?
Дети: Ку -упа.
Воспитатель: Маттур, Илья. Терес, ку упа.
2. Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? Ку мен?
Дети: Ку- кашкар.
Воспитатель: Маттур, Аня. Терес, ку кашкар.
3. Сердитый недотрога
Живет в густом лесу
Иголок очень много,
А нитки ни одной? Ку, тата менле черчун?
Дети: Ку-череп.
Воспитатель: Маттур, Саша. Терес, ку череп.
4. Рыжая плутовка пришла в деревню кур посчитать? Ку мен?
Дети: ку- тиле.
5. В гору бегом, с горы кувырком? Ку менле черчун:
Дети: Ку мулкач.
Воспитатель: Маттур, ачасем. Все загадки отгадали. А теперь я вам предлагаю немножко разминаться, поиграть игру «Веселые животные».(Я буду называть животных, а вы будете подражать, имитировать) Поиграем?
Дети: Поиграем. (Вылятпар)
Воспитатель: Ребята, что-то мы с вами заигрались, а птиц нигде не видно? Мы же с вами слышали их голоса, где же они? (Показ слайдов)
- ребята, посмотрите внимательно. Чараш синче менле кайак ларать?
Дети: Чакак ларать.
Воспитатель: Дима курак ларать-и?
Дети: Сук, чакак ларать. Он говорит вам, спасибо, за то что вы расколдовали зверей. Чакак, юлташ, познакомь нас со своими друзьями.
Воспитатель: Он говорит, что сейчас все самки заняты подготовкой гнезд. Пришла пора откладывать яйца и выводить птенцов. Но, а самцы ищут для них еду. Их можно увидеть на поляне.
Воспитатель: Ачасем, ку менле кайак? Саша, ку касая-и?
Дети: Сапла, ку касая.
Воспитатель: Ана, ку касая-и?
Дети: Ку касая.
Воспитатель: Атьар перле калатпар: я, я,я, - синичка касая.
Аналогично знакомимся с другими птицами (улатака,серси, шанкарч, чакак)
Давайте закрепим чистоговорки:
Ка-ка-ка – улатакка (дятел);
Я-я-я - касая (синичка)
Ак-ак-ак – чакак (сорока)
Ач-ач-ач - шанкарч (скворец)
Си-си-си - серси (воробей)
Воспитатель: Ребята, а птицы с вами хотят поиграть в прятки – в игру «Мен сук?»
Звери и птицы очень довольны, что вы им помогли и дарят вам на память картинки о себе. Чтобы вы их раскрасили такими как вы их запомнили. Давайте попрощаемся с ними, а нам пора в детский сад. Проходят по тропинке, перешагивают через ручеек и снова по тропинке.
-Сыва пулар, каяйаксем.
Сыва пулар, ачасем.