Получи документы

Конспект занятия по обучению чувашскому языку в старшей группе «Суркунне»

Светлана Туптова
Конспект занятия по обучению чувашскому языку в старшей группе «Суркунне»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект- занятий по обучению чувашскому языку

в старшей группе на тему : «Суркунне».

Воспитатель первой квалификационной категории: Светлана Туптова.

Конспект- занятий по обучению чувашскому языку в старшей группе на тему : «Суркунне»

Публикация «Конспект занятия по обучению чувашскому языку в старшей группе „Суркунне“» размещена в разделах

Цель: способствовать формированию у детей устойчивого интереса к чувашскому языку, к окружающей природе.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить применять знакомые и вновь введенные слова в простых конструкциях;

- познакомить с новыми лексическими единицами по теме «Кайаксем», «Суркунне» -касая, шанкарч, улатакка, чакак, серси.

Развивающие:

-закреплять активный словарь чувашских слов : сыва – и, сывах, варман, ялта,

-закрепить умение вести диалог по темам: черчунсем, составляя повествовательные и вопросительные предложения из разных конструкций.

Воспитательные:

-воспитать любовь к малой родине, к окружающей природе.

Предварительная работа: занятия по теме : «Черчунсем», времена года: керкунне, хелле.

Материал: аудио запись- голоса птиц, слайды картины с деревьями (дуб, береза, ель, птицами (синичка, воробей, сорока скворец, ворона, дятел, животные (заяц, лиса, волк, медведь, еж, белка)

Методические приемы:

1. Игровая мотивация: слушание голосов птиц.

2. Чтение схемы «как добраться до леса».

3. Беседа о лесе, деревьях.

4. Загадки о животных.

5. Игра «Веселые животные».

6. Встреча с сорокой и знакомство с его друзьями пернатыми.

7. Чистоговорки о птицах.

8. Игра «Мен сук».

9. Возвращение домой с подарками от птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно, что вы слышите?

Дети: Голоса птиц.

Воспитатель: Как вы думаете, какие они? Как они поют? (Радостно? Мне кажется, что голоса птиц тревожные. Надо узнать, что у них случилось? Ребята, а как вы думаете, мы как-то сможем помочь им?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Смотрите у меня есть схема, как мы можем добраться до леса. Вначале пойдем по тропинке. Потом пройти по камешкам. А затем надо перепрыгнуть через ручеек и мы на месте.

Воспитатель: Ребята, а вот и мы в лесу. Эпир вармана ситремер. Саша, эпир аста? Аня, ыйт Дашаран. Эпир аста? Катя, ыйт Димаран, эпир аста?

Воспитатель: Варманта менсем пур? (Йывассем. Менле йывассем пур) Ребята, в лесу что есть? Какие деревья?

-Ку мен (Чараш, хуран, пилеш, юман, сака)

-Ку чараш! Аня, ыйт Сашаран. Ку менле йывас? Илья, ку пилеш-и? Сапла, ку пилеш! И так далее.

-Давайте закрепим названия деревьев чистоговоркой, повторяйте вместе со мной:

-ан-ан-ан-ку юман;

Ан-ан-ан-ку хуран;

Еш-еш-еш- ку пилеш;

ка-ка-ка-ку сака;

аш-аш-аш-ку чараш.

Ваня повтори, пожалуйста -ан-ан-ан-ку-юман и т. д.

Ребята, вы заметили, что животных в лесу не видно. Посмотрите, на каком дереве сидит сорока? Давайте мы все поздороваемся.

Дети: Сыва-и чакак?

Чакак: Сывах.

Воспитатель: Смотрите, у сороки -записка. Что же там написано? Помогите пожалуйста, расколдовать лесных зверей, разгадав загадки. Их заколдовала зима, за то, что они радовались к приходу весны.

Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь? (Пулашапар -и) Слушайте загадки внимательно. Отгадку называете на чувашском языке :

1. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна. Ачасем, менле черчун ку?

Дети: Ку -упа.

Воспитатель: Маттур, Илья. Терес, ку упа.

2. Кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный? Ку мен?

Дети: Ку- кашкар.

Воспитатель: Маттур, Аня. Терес, ку кашкар.

3. Сердитый недотрога

Живет в густом лесу

Иголок очень много,

А нитки ни одной? Ку, тата менле черчун?

Дети: Ку-череп.

Воспитатель: Маттур, Саша. Терес, ку череп.

4. Рыжая плутовка пришла в деревню кур посчитать? Ку мен?

Дети: ку- тиле.

5. В гору бегом, с горы кувырком? Ку менле черчун:

Дети: Ку мулкач.

Воспитатель: Маттур, ачасем. Все загадки отгадали. А теперь я вам предлагаю немножко разминаться, поиграть игру «Веселые животные».(Я буду называть животных, а вы будете подражать, имитировать) Поиграем?

Дети: Поиграем. (Вылятпар)

Воспитатель: Ребята, что-то мы с вами заигрались, а птиц нигде не видно? Мы же с вами слышали их голоса, где же они? (Показ слайдов)

- ребята, посмотрите внимательно. Чараш синче менле кайак ларать?

Дети: Чакак ларать.

Воспитатель: Дима курак ларать-и?

Дети: Сук, чакак ларать. Он говорит вам, спасибо, за то что вы расколдовали зверей. Чакак, юлташ, познакомь нас со своими друзьями.

Воспитатель: Он говорит, что сейчас все самки заняты подготовкой гнезд. Пришла пора откладывать яйца и выводить птенцов. Но, а самцы ищут для них еду. Их можно увидеть на поляне.

Воспитатель: Ачасем, ку менле кайак? Саша, ку касая-и?

Дети: Сапла, ку касая.

Воспитатель: Ана, ку касая-и?

Дети: Ку касая.

Воспитатель: Атьар перле калатпар: я, я,я, - синичка касая.

Аналогично знакомимся с другими птицами (улатака,серси, шанкарч, чакак)

Давайте закрепим чистоговорки:

Ка-ка-ка – улатакка (дятел);

Я-я-я - касая (синичка)

Ак-ак-ак – чакак (сорока)

Ач-ач-ач - шанкарч (скворец)

Си-си-си - серси (воробей)

Воспитатель: Ребята, а птицы с вами хотят поиграть в прятки – в игру «Мен сук?»

Звери и птицы очень довольны, что вы им помогли и дарят вам на память картинки о себе. Чтобы вы их раскрасили такими как вы их запомнили. Давайте попрощаемся с ними, а нам пора в детский сад. Проходят по тропинке, перешагивают через ручеек и снова по тропинке.

-Сыва пулар, каяйаксем.

Сыва пулар, ачасем.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей группе «Звук [п]» (урок 2) ЦЕЛИ Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • Добиваться четкой.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [Т]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект второго занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук [К]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: 1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука. 2. Учить.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звук [п]» ЦЕЛЬ: Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • познакомить детей.

Конспект проведения итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе «Спасти крокодила Гену и Чебурашку» Программное содержание: образовательные задачи: - учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения; - учить различать на слух твердые.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Дети сидят полукругом на ковре. 1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку:.

Автор публикации:
Конспект занятия по обучению чувашскому языку в старшей группе «Суркунне»
Опубликовано: 15 января 2022 в 17:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению чувашскому языку в старшей группе «Суркунне»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Туптова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД