татьяна леонтьева
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ФЭМП старшая группа
И. А. Помораева
Занятие 3
• Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
• Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральное окошке – числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами)
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой карточки изображено от 2 до 9 кругов, наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника) коробки с остальными частями фигур (одна на двоих детей).
Методические указания
1 часть. Дидактическая игра «Отсчитай – ка».
Воспитатель предлагает детям выполнить задания:
- отсчитайте на верхней полоске карточки на один треугольник больше, чем число 9. Сколько треугольников вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько треугольников?
- отсчитайте на нижней полоске карточки на один квадрат меньше, чем число 10. (вопросы те же).
Затем воспитатель уточняет:»Какими числами можно обозначить это количество треугольников (квадратов? Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше: девять или десять? На сколько число десять больше числа девять? На сколько число девять меньше числа десять? Как можно уравнять эти числа?
Дети уравнивают числа выбранным способом и объясняют свои действия. Одновременно несколько детей выполняют это задание на фленелеграфе.
2 часть. Дидактическая игра «Найди соседей».
Воспитатель объясняет детям правила игры «У каждого числа есть два соседа. Мы должны их найти. Например, у числа два старший сосед число три, оно на один больше, а младший сосед – число один, оно на один меньше. (По мере названия чисел воспитатель демонстрирует соответствующие числовые карточки и закрывает ими пустые квадраты)А теперь заполните свои карточки.
Дети по сигналу воспитателя выполняют задание и обосновывают свой выбор.
Игра повторяется 3 – 4 раза со сменой карточек.
3 часть. Дидактическая игра «Составь целое по его части».
В конверте каждого ребенка находится по второй (одной четвертой) части какой – либо геометрической фигуры.
Воспитатель предлагает составить целую геометрическую фигуру по ее части, выбрав недостающие из коробочки.
После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из скольких частей они состоят.
Затем воспитатель уточняет: «Как можно назвать каждую часть вашей фигуры? Что больше: целое или одна вторая (одна четвертая) часть? Что меньше: одна вторая (одна четвертая) часть или целое?
4 часть. Игровое упражнение «Определи правильно».
Дети встают полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, который должен ответить на него. Например: «Что выше: здание детского сада или береза на нашем участке? Что ниже: кусты сирени нан нашем участке или рябина?» и т. д.
И. А. Помораева
Занятие 4
• Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.
• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
• Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал. Три плана – схемы движения, карточки с изображением от 3 до 5 кругов, календарь недели в форме диска со стрелкой.
Раздаточный материал. Картинки с изображением одежды и обуви, цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка, коробки со звездами (по 4 штуки для каждого ребенка,карточки с изображением лабиринтов (для каждого ребенка, простые карандаши.
Методические рекомендации.
1 часть. Игровое упражнение «Составь число правильно».
Воспитатель предлагает детям составить число с помощью предметов: «Определите, каким числом модно обозначить количество кругов на карточке, и составьте это число с помощью карандашей разного цвета (карточек с изображение предметов одежды, обуви).
Игровое упражнение повторяется 3 – 4 раза со сменой карточек.
После выполнения задания воспитатель задает детям вопросы: «Каким числом вы обозначили количество предметов на карточке? Сколько всего предметов вы взяли? Сколько каких предметов вы взяли? Как вы составили число?»
2 часть. Игровое упражнение «Найдем секрет по плану»
Воспитатель вместе с детьми рассматривает план и ориентиры движения и предлагает пройти по определенном пути, например: вперед до строительного уголка, повернуть направо и дойти до кукольного уголка, повернуть на лева и дойти до уголка природы (коробочки со звездочками). Точкой отчета движений является стол воспитателя.
В следующий раз точка отсчета, направление движения и ориентиры меняются.
Упражнение по очереди выполняют 3- -4 ребенка. После каждого задания дети рассказывают о направлении своего движения.
3 часть. Игровое упражнение «Назови дни недели».
Воспитатель в месте с детьми рассматривает календарь и уточняет название каждого дня недели, указывая его со стрелками. Затем дает детям задания:
-покажите на календаре, какой сегодня день недели и назовите его;
-покажите и назовите, какой день недели был вчера;
- покажите и назовите, какой день недели будет завтра.
4 часть. Игровое упражнение «Найди выход из лабиринта»
У каждого ребенка карточки с изображением лабиринта. Воспитатель предлагает рассмотреть лабиринты, найти выходы из них и прочертить их карандашом. После выполнения каждого задания дети получают звездочки.