ольга курочкина
Конспект занятия по социальному воспитанию «Учись себя оценивать» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятие по социальному воспитанию
«Учись себя оценивать» средняя группа.
Подготовила воспитатель Курочкина О. В.
Программные задачи:
1. Развивать у детей способность контролировать свое поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами.
Публикация «Конспект занятия по социальному воспитанию „Учись себя оценивать“ в средней группе» размещена в разделах
2. Совершенствовать себя как личность через общение с другими; сдерживать себя и прислушиваться к мнению других.
3. Закрепить знания о правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественным, уметь признаться в своих некрасивых поступках, чтобы в будущем их не повторять.
4. Формировать внешние моральные качества личности: доброту, честность, мужество, критическое отношение к своему «Я», умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.
5. Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций.
Подготовка к занятию
1. Беседы с детьми на темы «Наше настроение», «Как понять друг друга», «Что такое честность» и др.
2. Чтение рассказов и стихов на темы нравственности, в т. ч. «Мальчик-звезда» О. Уальда.
3. Дидактические игры «Закончи предложение», «Я умею…», «Я хочу научиться…», «Колдун заколдовал речь», «Кто хочет вежливо поспорить из-за…»- игрушки, книги, карандаша и др., «Смешилки» и «Терпелки»- терпение выдержка.
4. Заучивание пословиц и художественного слова.
5. Обыгрывание ситуаций и их обсуждение.
Материал к занятию.
1.«Дуб мудрости»- на листочках картинки к правилам.
2. Пословицы.
3. Музыкальное сопровождение для психогимнастики.
4. Схематическое изображение настроений.
5. Сердечки из бархатной бумаги.
6. Памятка для гостей- правила на всю жизнь «Дуб мудрости».
7. Угощение для детей –конфеты и хлеб.
8. Оценки от 3 до 5.
9. Толковый словарь С. И. Ожегова.
Бережливость
Дима в группе развлекался
На стуле без конца качался
На стенах мелом рисовал
И дверь ногою открывал
Его ребята окружили
И Диме строго объяснили
Нам группа-это дом родной
Всему здесь учат нас с тобой
И мы беречь ее должны-
Нам хулиганы не нужны.
«Не обижай слабых»
Это проблема. Мальчишки, учтите:
Девочек в группе своей берегите,
За косы не дергайте, не обижайте,
С ними дружите и их защищайте.
«Уважайте взрослых»
Бабушки если в автобус садятся,
Им тяжело по ступенькам взбираться
Что вы сидите в сторонке, ребятки,
---
Бабушкам старым зайти помогите
Место любезно свое уступите
Когда соберутся они выходить
Можно до двери вам их проводить.
Всем пожилым помогать постарайся
И доброту проявлять не стесняйтесь!
«Будь любознательным»
Лягушка книжек не читала
И хоть задания выполняла,
Училась слабо. И подружка
Такой совет дала Лягушке:
Ты каждый раз в часы досуга
За чтение садись, подруга,
Немного книгу почитай-
Умнее будешь, так и знай.
Ход занятия.
Дети, с каждым годом вы становитесь взрослее. Это значит, что вы не только накапливаете багаж знаний, но и учитесь контролировать свое поведение.
Есть народная пословица «По одежке встречают, по уму провожают».
В ходе нашего занятия мы узнаем, почему так говорят «по уму провожают».
Родители вас любят и называют вас дома «ты моя умница», «ты мой умник».- Часто ли вам говорят эти слова?
Как вы считаете, за каждый ли ваш поступок можно назвать таким словом?
-Расскажите о поступке, когда вы сами себя могли бы оценить словами – умник, умница?
-Бывают такие случаи, когда вы знаете, что так делать нельзя, но все равно делаете. Кто наберется смелости и расскажет о таком своем поступке?
-Совершить поступок, за который потом будет стыдно можно нарочно или нечаянно. Если мы заглянем, что значат эти слова (зачитать).
-Что можно сделать нечаянно (напугать, подтолкнуть, потерять, забыть?
-Почему вас не ругают за «нечаянно».
-Почему вас не ругают за «нечаянно».
-Почему не хвалят?
-Если человек знает правила общения с людьми, предметами у него друзей, все дела спорятся, всегда хорошее настроение.
-Что же это за правила, которые так помогают в жизни?
(поставить дерево на стол в центр ковра).
1. Будь щедрым.
2. Будь бережливым.
3. Будь трудолюбивым
4. Будь аккуратным.
5. Люби животных и растения.
6. Будь любознательным и наблюдательным!
7. Помогай маленьким и слабым.
8. Уважай взрослых!
9. Не обижай людей!
10. Будь вежливым и гостеприимным!
11. Будь смелым!
12. Будь честным.
13. Слушай старших.
(Дети берут листья дуба с правилами и размещают их на ветках дерева).
-Это у нас необыкновенный дуб. Это дуб мудрости. Кто запомнит эти правила и будет им следовать- будет мудрым, будет умно вести себя среди других людей.
Вот мы и подошли к выводу, что встречают человека по внешнему виду, а провожают по умению быть умным.
Об умении себя оценивать есть много других пословиц. Давайте некоторые вспомним
«Бранись, бранись да на себя оглянись»
«В ком честь, в том и правда»
«В чем оплошаешь, за то и отвечаешь»
«Гнев плохой советчик»
«С людьми браниться- никуда не годиться
«Всякая ссора красна мировою»
«Грешить легко, трудно каяться»
«Всякий человек у дела познается»
-Садитесь удобно, приготовьтесь к психогимнастике - дети садятся на ковер, в центре- дерево, закрывают глаза, музыка-запись:
«Представьте, что каждый из вас, попал в холодное подземелье. Вам тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Вам хочется поскорее выйти отсюда. Но впереди нет выхода. Надо идти по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг…вдали мелькнул какой-то свет. Это луч солнца проник сквозь тяжелое подземелье. Вы быстро бежите, разбрасывайте камнями, и яркие лучи солнца хлынули вам в лицо. Теплый ветерок стал трепать вам волосы, вы вдыхаете свежий воздух и чувствуете себя свободным и счастливым».
- Ребята, что вы чувствовали в темном сыром подземелье? Страх, холод, темноту.
-Такие же чувства вы испытываете, когда кривите душой, когда совершаете плохие, недостойные поступки.
-А когда вышли на свет, какие чувства вас охватили? Радость, тепло, освобождение, облегчение.
-Такие чувства испытывает человек, который живет по мудрым законам жизни. Радость, успокоение живут в его душе, когда он признается в своих ошибках (отставить дерево в сторону).
-Наши поступки очень часто зависят от нашего настроения, от нашего эмоционального состояния. Оно может быть радостным, когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг. И тогда настроение похоже на (показать схему «солнце».
-А может быть настроение очень грустное, хмурое, на глаза сами собой, словно капельки дождя, набегают слезы.
-И похоже такое настроение на (показать схему «дождь»).
-А иногда настроение бывает не очень радостное инее очень грустное, а так- серединка на половинку. Хочется думать о чем-то своем, тихо поиграть, почитать, порисовать. И похоже это настроение на (схема «солнышко из-за тучки»).
-Почувствуй сейчас свое настроение, какое оно: веселое, грустное или серединка на половинку? Нарисуй свое настроение (дети рисуют схему своего настроения на карточке).
-Настроение можно не только нарисовать, но еще показать мимикой, жестами. ,
Игра «Угадай настроение»
-С каким настроением ты….
-встречаешь маму
-идешь по парку
-упал в лужу
-идешь к зубному врачу
-танцуешь на празднике
-мажешь зеленкой коленку
-гладишь кошку
От чего меняется наше настроение? (В зависимости от радостных или грустных событий и наших поступков).
А есть ли у вас право совершать недостойные поступки, когда у вас плохое настроение? Почему?
Сегодня на занятии мы с вами учились понимать, что главное- правила не знать, а выполнять, учиться быть честными, уметь признаваться в своих некрасивых поступках и в будущем их не повторять. Учились оценивать свои поступки.
Сейчас вы услышите отрывок из сказки «Мальчик – звезда» (детям показывают рисунки по сказке).
-Кому понравился мальчик-звезда?
-Почему?
-Подарите свои сердечки тому герою, который вам нравится.
(Воспитатель, молча, анализирует ситуацию, затем выставляет вазочку с конфетами и вазочку с кусочками хлеба).
-Ребята, герои сказки хотят вас угостить, мальчик- звезда угощает вас конфетами, а бедная женщина кусочками хлеба).
-Ребята, герои сказки хотят вас угостить, мальчик-звезда угощает вас конфетами, а бедная женщина кусочками хлеба. Взять можно только один гостинец. (Дети берут угощение, воспитатель анализирует ситуацию: совпадают ли мнения детей с гостинцами).
Далее беседа:1 вариант
-Ребята некоторые из вас взяли на угощение конфеты от мальчика-звезды, а сердечки отдали нищенке, бедной женщине. Наверное, это произошло потому, что детям трудно удержаться от соблазна, несмотря на это надо учиться терпеть, сохранять искренние чувства.
2вариант
Какие вы ребята молодцы. Ведь конфеты вкуснее хлеба, но вы все выбрали хлеб и поступили честно, у вас есть сила воли.
-Предлагаю вам дослушать сказку до конца (зачитать второй отрывок).
-Ребята, изменился ли мальчик-звезда?
Теперь он вам нравится? Чем нравится?
Помните, у вас было условие: взять гостинец у того, кто нравится? Теперь можно угоститься и конфетами (дети берут конфеты).
Дети, а сейчас я предлагаю вам оценить себя за участие в занятии, т. е. поставить себе оценку.
(дети выбирают оценку и объясняют почему)
По окончанию занятия все гости получают памятку правил на всю жизнь «Дуб мудрости».