Ольга Иванова
«Почему трудно признать свою вину?» Конспект занятия педагога-психолога в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
— помочь детям осознать чувства страха, вины и действия, которые могут быть с ними связаны;
расширить представления детей о последствиях защитной реакции — перекладывания своей вины на другого;
- обучать способам снятия напряжения.
Ход занятия.
1. Проблемная ситуация
Незнайка рассказывает детям о своей проблеме: он нечаянно разбил мамину большую вазу, и, испугавшись, что его накажут, он переложил вину на своего кота Ваську. Сначала ему даже легче стало — здорово выкрутился! — но теперь он понял, что поступил некрасиво.
Публикация «„Почему трудно признать свою вину?“ Конспект занятия педагога-психолога в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Взрослый предлагает послушать стихотворение, которое поможет Незнайке и детям найти правильное решение этой затруднительной ситуации.
Кто разбил большую вазу?
Кто разбил большую вазу?
Я признался, но не сразу.
Пусть подумают немножко,
Пусть на кошку поглядят:
Может быть, разбила кошка?
Может, я не виноват?
— Кошка, ты разбила вазу?
Жалко серую пролазу.
Кошка жмурится на свет,
А сказать не может «нет».
Я еще поколебался
С полминуты — и признался.
А. Кушнер
Совместное обсуждение проблемной ситуации:
Какая проблема возникла у мальчика?
Почему не сразу признался мальчик в том, что разбил вазу?
На кого хотел он переложить вину?
Почему мальчик решил сначала переложить свою вину на кошку?
• Что помогло признаться мальчику? (Чувства сожаления и справедливости.)
Взрослый предлагает детям и Незнайке найти правильное решение проблемы: необходимо честно признаться маме, попросить прощения не только у нее, но и у кота Васьки, которому сейчас, наверное, очень обидно, тогда на душе у Незнайки станет, радостно, и приятно.
2. Доверительная беседа на тему
«Почему мы перекладываем вину на другого?»
Взрослый предлагает детям вспомнить подобные ситуации, в которых они сами или кто-то другой перекладывал вину другого, и рассказать об этом:
На кого ты переложил вину? Почему?
• Что ты чувствовал в этот момент?
Кого наказали за проступок?
Как вы думаете, ребята, что чувствовал тот, которого незаслуженно обвинили?
• Почему, ему было обидно?
• Какие слова примирения помогут восстановить дружеские отношения с тем, кого по вашей вине незаслуженно обидели?
З. Рисование на тему «Мое настроение»
Взрослый предлагает с помощью цветных красок нарисовать свое настроение. По окончании рисования детям предлагается рассказать о своем настроении.
4. Незнайка показывает детям конверт с письмом от своих друзей с советом о том, как улучшить свое настроение
Игра «Цветной дождь»
«Мы слышали, что Незнайка пережил трудную ситуацию. Мы все можем ему помочь прийти в себя и стать снова веселым и бодрым. Незнайка должен стать в центр, а все ребята вокруг него. Опустить спокойно руки и закрой глаза. А вы посмотрит на Незнайку, и представьте, как на него падает дождь из сотен невидимых цветов. Пусть эти цветы падают, подобно большим снежинкам или крупным-крупным каплям дождя. Вы можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны, львиный зев, колокольчики, пионы и другие. Представьте себе всю красоту и сочность их красок, почувствуйте, как сильно пахнут эти цветы. Быть может Незнайка тоже сможет почувствовать все это: увидеть красоту цветов, ощутить источаемый ими аромат (30—60 секунд)».
На роль Незнайки выбирается сначала ребенок, изобразивший в своём рисунке плохое настроение.
Инструкция для взрослых.
Необходимо следить за выражением лица ребенка и время от времени стимулировать процесс игры замечаниями типа: «Мне кажется, мы можем добавить еще цветов. Пусть они падают медленно-медленно, чтобы Незнайка успел им нарадоваться». Можно спросить отдельных ребят, как выглядят их цветы,
«Мне кажется, вы всё очень здорово делаете, и Незнайка может полностью насладиться вашими цветами. Незнайка, ты не хочешь ещё цветов»
Завершается игра вопросом: «Достаточно ли цветов тебе подарили дети?».
«А теперь вы можете остановить цветочный дождь, а Незнайка выкарабкаться из этого цветочного сугроба. Вы все садитесь на свои места».
В конце игры взрослый выясняет, насколько улучшилось настроение у Незнайки и остальных ребят.
В завершении занятия взрослый предлагает запомнить эту игру, поиграть в нее дома с близкими и дарит детям ещё один совет, как улучшить свое настроение.
Совет. Если у вас испортилось настроение, вы можете лечь, закрыть глаза и представить огромную поляну цветов, «вдохнуть» их аромат и насладиться этим зрелищем
По окончании релаксационного упражнения можно спросить у детей, что они чувствовали.
Итог. Прощание.
- О чём мы сегодня говорили?
- Чему научились?