Нелла Другова
Конспект занятия «Матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Задачи:
Развитие сенсомоторной основы речи: продолжать развивать слуховое сосредоточение и внимание; развивать слуховое восприятие при дифференциации музыкальных фрагментов по темпу; продолжать развивать общую и мелкую моторику; развивать зрительные, слуховые, мышечные ощущения.
Развитие физиологической основы речи: развивать основные характеристики голоса.
Развитие речи:
Звуковая культура речи: упражнять детей в произношении звуков п, м; развивать просодические элементы речи: темп, ритм; продолжать развивать фонематический слух.
Темочки:
Словарная работа: вводить в словарь и активизировать в речи прилагательные, обозначающие цвет (желтый, зеленый) и размер (большой, маленький).
Формирование грамматического строя речи: учить согласовывать прилагательное и существительное в ед. и мн. числе; продолжать учить составлять распространенные простые предложения.
Связная речь: продолжать учить детей составлять высказывание по совершаемым действиям (по восприятию).
Развитие коммуникативных умений: продолжать развивать умение использовать просодические, паралингвистические элементы речи в зависимости от содержания высказывания: темп и ритм; продолжать учить детей использовать речевые формулы этикета: здороваться, прощаться, применяя соответствующие интонации (доброжелательность, приветливость).
Оборудование: на каждого ребенка: большие матрешки с желтыми фартуками и маленькие с зелеными; музыкальные фрагменты плясовых в медленном и быстром темпе; изображения желтых и зеленых платочков.
Ход занятия
1 часть – создание речеактивизирующей ситуации.
Сюрпризное появление матрешек. Воспитатель побуждает детей их поприветствовать и пригласить в группу: «Здравствуйте, проходите, пожалуйста!» (доброжелательные интонации, приветливый тон). Педагог: «Кто пришел к нам в гости? Сколько матрешек пришло к нам в гости? (много матрешек)».
Рассматривание матрешек. Воспитатель берет большую матрешку и спрашивает : «Это какая матрешка? (большая матрешка) А какого цвета у нее фартучек? (желтый фартучек)» Затем педагог к большой матрешке ставит рядом маленькую и спрашивает: «А это какая матрешка? (маленькая матрешка) Какого цвета у нее фартучек? (зеленый фартучек)».
Педагог предлагает каждому ребенку выбрать себе матрешку и сказать, какая у него матрешка – большая или маленькая, и какого цвета у нее фартучек – желтый ли зеленый. Индивидуальные ответы детей.
2 часть – привлечение внимания детей к оформлению речи.
Воспитатель совершает действия с игрушками и говорит: «Матрешки – веселые ножки, они очень любят танцевать! (включается фрагмент медленной плясовой) Большая матрешка пляшет, пам-пам-пам (в медленном темпе и ритме). (Включается фрагмент плясовой в быстром темпе) Маленькая матрешка пляшет, пам-пам-пам (в быстром темпе и ритме)». Дети повторяют с воспитателем в сопряженной речи фразы.
3 часть – развитие сенсомоторной основы речи.
Матрешка приглашает детей поиграть:
У большой матрешки
Пошагали ножки! Дети шагают большими шагами
А потом попрыгали,
Ножками подрыгали. Дети прыгают в медленном темпе
У маленькой матрешки
Побежали ножки! Дети бегут на месте
А потом попрыгали,
Ножками подрыгали. Дети прыгают в быстром темпе
4 часть – активизация речи детей.
Воспитатель: «Собрались наши матрешки танцевать, а платочков у них нет. Вот в коробочке платочки. Какого цвета здесь платочки? (желтые платочки, зеленые платочки) Помогите матрешкам найти свои платочки : у матрешек с желтым фартучком должны быть желтые платочки; у матрешек с зеленым фартучком должны быть зеленые платочки». Каждый ребенок выбирает платочек для своей матрешки. Воспитатель спрашивает: «Какой платочек для твоей матрешки? Почему такой?»
Затем матрешки начинают танцевать, для какой матрешки большой или маленькой музыка заиграет, такая и пляшет. Воспитатель обращается индивидуально к детям: «Что делает твоя матрешка?» Ребенок: «Матрешка пляшет, пам-пам-пам», при этом воспроизводится темп и ритм, характерный для большой или маленькой матрешки.
Матрешкам пора уходить домой. Дети прощаются с гостями: «До свидания, приходите к нам в гости!»